Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 01:57, контрольная работа
Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Аннотация. 3
Введение. 4
1. Сущность бюджета. Понятие, предмет и метод бюджетного права. 6
2. Структура Бюджетного законодательства. 7
3. Бюджетный кодекс РФ. 8
3.1. Сущность Бюджетного кодекса. 8
3.2. Состав Бюджетного кодекса РФ. 9
3.3. Бюджетные правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом РФ. 11
3.4. Бюджетные права субъектов РФ. 13
3.5. Местный бюджет РФ. 15
4. Нарушения бюджетного законодательства РФ и меры ответственности за их совершение. 19
Заключение. 23
Список используемой литературы: 25
а) глава 24 - основы исполнения бюджетов;
б) глава 24.1 - исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;
в) глава 25 - исполнение федерального бюджета;
г) глава 25.1 - основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчётности;
д) глава 25.2 – составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчётности РФ;
9) раздел IX - государственный и муниципальный финансовый контроль:
а) глава 26 - основы государственного и муниципального финансового контроля;
б) глава 27 - подготовка, рассмотрение и утверждение отчёта об исполнении федерального бюджета;
IV) ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ:
а) глава 28 – общие положения;
V) заключительные положения.
К бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом РФ относятся:
1. отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
2. отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учёта, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчётности.
Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.[1]
Бюджетное же право составляют отношения по поводу образования, распределения и использования бюджетных фондов и регулируемые Бюджетным кодексом, составляют предмет бюджетного права. Отношения могут быть различны:
а) контроль за исполнением бюджетов;
б) установление бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;
в) установление структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ, а также их распределением между бюджетами разного уровня.
Данные группы бюджетных отношений содержат совокупность более конкретных взаимосвязанных отношений (например: не реальны отношения по установлению структуры доходов и расходов бюджетной системы без отношений по установлению самой этой системы; также и те, и другие отношения не реальны без определения компетенции государственных органов по установлению бюджетной системы и структуры доходов и расходов бюджета любого уровня).
Граждане и негосударственные организации субъектами бюджетного права не являются.
Сами же субъекты бюджетных правоотношений делятся на следующие группы:
I) государство, административные и национально-государственные образования:
1) Российская Федерация;
2) Субъекты Российской Федерации;
II) исполнительные и представительные органы государственной и местной власти:
1) Правительство РФ;
2) Правительства республик;
3) Министерства и т.д.;
III) Государственные и муниципальные организации:
1) предприятия;
2) учреждения.
Бюджетные правоотношения длятся не больше года.
Организации и физические лица имеют право участвовать в формировании бюджетов различных уровней в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Бюджетные права - это полномочия различных субъектов бюджетного права. Бюджетные права РФ и бюджетные права её субъектов между собою очень связаны и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством Российского государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные отношения.
В характеристике бюджетно-правового статуса субъектов РФ важно их равноправие. Субъекты федерации согласно Конституции являются равноправными.
Правовыми основами компетенции субъектов РФ являются как конституционные нормы, так и текущее бюджетное законодательство РФ, в том числе законодательство субъектов РФ (конституции республик в составе РФ, содержащие основополагающие нормы о бюджетной компетенции названных субъектов, и их законодательство).
Бюджетные права субъектов РФ отражают связи последних по линии бюджета по следующим направлениям:
1) с федеральными органами власти;
2) с другими субъектами федерации;
3) с органами власти местного самоуправления.
Бюджетно-правовой статус субъектов РФ характеризуют следующие права:
1) порядок составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ, утверждения и исполнения бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчётов об исполнении бюджетов субъектов РФ, составление отчёта об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ;
2) составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, утверждение и исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчётов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;
4) порядок направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ;
5) разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами в соответствии с законодательством РФ;
6) определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам;
7) установление порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов РФ (совместно с органами государственной власти РФ);
8) предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам;
9) определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов РФ;
10) осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта РФ и управление государственным долгом субъекта РФ;
11) установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов.
Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.[2]
Местное самоуправление осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определёнными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Местные бюджеты выполняют следующие функции:
1) формируют денежные фонды, являющиеся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
2) распределяют и используют эти фонды между отраслями хозяйства;
3) контролируют финансово-хозяйственную деятельность учреждений и предприятий, подведомственных этим органам власти.
Т.к. местные бюджеты распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества, то в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач они играют большую роль.
Собственные доходы не являются основным источником формирования местных бюджетов.
Собственные доходы местных бюджетов содержат:
1) местные налоги и сборы:
земельный налог;
а) налог на имущество физических лиц;
б) земельный налог;
в) налог на рекламу;
г) налог на наследство или дарение;
д) местные лицензионные сборы;
2) средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов;
3) доходы от приватизации, в том числе:
а) доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
б) доходы от продажи квартир гражданам;
в) доходы от продажи земли.
Главные регулирующие доходы местных бюджетов содержат следующие виды отчислений:
1) от подоходного налога с физических лиц;
2) от налога на добавленную стоимость
3) от налога на прибыль предприятий;
4) от акцизов.
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова.
Функциональные же расходы финансируются из местных бюджетов, включающие в себя расходы:
1) на содержание органов местного самоуправления;
2) на организацию, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры;
3) на формирование муниципальной собственности и управление ею;
4) на организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
5) на содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
6) обслуживание и погашение муниципального долга;
7) для средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
8) на содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
9) для целевого дотирования населения;
10) на организацию транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
11) на охрану окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
12) проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Использование средств местных бюджетов направлено на покрытие расходов, связанных с жизнеобеспечением человека (расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, на социально-культурные мероприятия).
Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.
Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней, включающий в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ[3]. Консолидированный бюджет субъекта РФ содержит региональный бюджет (т.е. бюджет субъекта РФ и местные бюджеты).
В бюджетном планировании используются показатели консолидированных бюджетов. Консолидированные показатели важны при проведении анализа формирования и использования централизованного финансового фонда страны. При определении размеров дотаций и величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ принимаются в расчёт объёмы консолидированных бюджетов административно-
Показатели консолидированных бюджетов используются при расчётах, которые характеризуют различные виды обеспеченности жителей страны и её территорий.
Без расчёта показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование. Из консолидированных бюджетов берутся показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов.
В доходной части баланса используются:
а) налог на имущество;
б) подоходный налог;
в) налог на добавленную стоимость;
г) акцизы;
д) средства бюджетных целевых фондов;
е) налоги на внешнюю торговлю;
ж) и т.д.
Расходная часть включает:
а) расходы на социально-культурные мероприятия, финансирующиеся за счёт бюджета;
б) затраты на государственные инвестиции, государственные дотации;
в) расходы на науку из бюджета, на оборону;
г) расходы на содержание правоохранительных органов, органов власти, судов прокуратуры и др.
Показатели консолидированного бюджета играют большую роль в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. Финансовые показатели, в основе которых лежат показатели консолидированных бюджетов, используются при разработке прогнозов экономического и социального развития государства и территорий.
Общие вопросы ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ регламентируются нормами четвёртой части (гл. 28 «Общие положения») Бюджетного кодекса РФ, большинство из которых носит отсылочный характер. Положения о конкретных видах административных правонарушений в сфере бюджетной деятельности и размеры санкций (т.е. ответственности за их совершение) установлены статьями 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств», 15.15 «Нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе», 15.16 «Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами» Кодекса РФ об административной ответственности. Помимо всего этого уголовная ответственность за нарушения бюджетного законодательства установлена нормами Уголовного кодекса РФ.