Бюджетная классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 00:34, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть сущность бюджетной классификации.
Исходя из цели работы можно определить следующие задачи:
определить понятие, назначение и структуру бюджетной классификации;
рассмотреть принципы построения и содержание классификации доходов и расходов РФ;
рассмотреть классификацию источников финансирования дефицита.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие, назначение и структура бюджетной классификации РФ 4
2. Принципы построения и содержание классификации доходов и расходов РФ 8
3. Классификации источников финансирования дефицита 18
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Бюджетная классификация.doc

— 97.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

 

 

Введение                                                                                                                   3

1. Понятие, назначение  и структура бюджетной классификации  РФ                4

2. Принципы построения  и содержание классификации доходов и расходов РФ                                                                                                                              8

3. Классификации источников  финансирования дефицита                               18

Заключение                                                                                                            21

Список литературы                                                                                                22

 

Введение 

Глава 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации посвящена бюджетной классификации Российской Федерации и устанавливает ее принципы, структуру, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по ее применению.

Понятие «классификация» является логической категорией, с помощью которой можно сгруппировать составные части чего-либо на отдельные классы по наиболее существенным признакам их сходства и различия.

Понятие «бюджетная классификация» как финансово-правовая категория уже давно применяется на практике при осуществлении бюджетного процесса. С помощью понятия «бюджетная классификация» доходы и расходы бюджетов группируются в отдельные классы по наиболее существенным (устойчивым) признакам их сходства и различия.

Актуальность данной работы можно определить тем, что в настоящее время идет процесс создания законодательных основ для развития «управленческого» принципа построения и использования бюджетной классификации, позволяющего органам власти в рамках единых позиций бюджетной классификации в максимальной степени адаптировать ее к своим нуждам и специфике. В результате этих изменений созданы необходимые предпосылки для расширения самостоятельности и повышения ответственности как органов власти разных уровней, так и главных распорядителей бюджетных средств в сфере бюджетного планирования и управления при сохранении единства бюджетной системы и повышении прозрачности бюджетов.

Цель данной работы – раскрыть сущность бюджетной классификации.

Исходя из цели работы можно определить следующие задачи:

определить понятие, назначение и структуру бюджетной классификации;

рассмотреть принципы построения и содержание классификации доходов  и расходов РФ;

рассмотреть классификацию  источников финансирования дефицита.

 

1. Понятие,  назначение и структура бюджетной  классификации РФ

Согласно законодательно установленному определению, содержащемуся  в ст. 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации1, бюджетная классификация Российской Федерации - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации2.

Бюджетная классификация  является необходимым финансово-правовым механизмом упорядочения доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Поскольку в бюджет поступают средства от различных источников доходов, а расходование средств осуществляется на обеспечение многочисленных задач и функций государства, необходимы их систематизация и учет, что и обеспечивается посредством применения бюджетной классификации Российской Федерации.

Бюджетная классификация  Российской Федерации применяется  в следующих целях:

- составления проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- исполнения бюджетов  всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации;

- сравнения бюджетов  разных уровней бюджетной системы  Российской Федерации;

- контроля за исполнением  бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принципиальный характер приобретает проблема полноты объема состава бюджетной классификация. Степень детализации, информационной емкости, наличие и количество формализованных  показателей кодов бюджетной классификации во многом определяют:

- уровень прозрачности  бюджета;

- порядок процедуры  прохождения бюджетного процесса;

- содержание закона  о бюджете;

- возможности и условия  контроля за исполнением бюджета.

Чем подробнее бюджетная  классификация, тем прозрачнее становится соответствующий бюджет, который формируется на основе подробных показателей бюджетной классификации. Однако излишне подробная бюджетная классификация влечет за собой опасность принятия закона о бюджете, который будет очень объемным, что впоследствии может привести к трудностям в его применении и осуществлении контроля за исполнением бюджета. При этом следует учитывать, что существующие механизмы и техника принятия закона (решения) о бюджете требуют определенной лаконичности законодательных актов.

Таким образом, при разработке показателей бюджетной классификации  необходимо соблюсти и принцип прозрачности бюджета и принцип лаконичности содержания закона о бюджете, что  позволит получать информацию об отдельных  видах доходов и расходов бюджета, но вместе с тем не придаст закону о бюджете форму, которая не удобна технически в применении.

Исходя из существующего  законодательно установленного определения  бюджетной классификации Российской Федерации, она используется на стадиях  составления проекта бюджета, исполнения проекта бюджета и составления бюджетной отчетности. Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетная классификация Российской Федерации не используется на стадии рассмотрения и утверждения проекта бюджета и на стадии утверждения бюджетной отчетности.

Задачей применения бюджетной  классификации является сопоставление  показателей бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации  по единой унифицированной схеме. Бюджеты  всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации находятся в тесной взаимосвязи, в частности при составлении проекта федерального бюджета учитываются потребности в финансовой помощи бюджетов субъектов Российской Федерации, средства, которые необходимы для осуществления субъектами Российской Федерации отдельных государственных полномочий, и т.п. Аналогичные расчеты производятся при составлении бюджетов субъектов Российской Федерации в отношении местных бюджетов. Для этих целей используется бюджетная классификация Российской Федерации.

Бюджетная классификация  применяется также для составления и исполнения смет доходов и расходов получателей бюджетных средств.

Также бюджетная классификация  способствует эффективному контролю, который проводится в отношении  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация как финансово-правовой инструмент применяется на основе принципа единства бюджетной классификации.

Принцип единства бюджетной  системы Российской Федерации включает:

- единые принципы назначения  бюджетной классификации Российской  Федерации;

- единую структуру кодов бюджетной  классификации Российской Федерации  для всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации;

- единые коды составных частей  бюджетной классификации Российской  Федерации.

Единые принципы, коды, составные  части бюджетной классификации Российской Федерации устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Вместе с тем единство бюджетной  классификации Российской Федерации  имеет тенденцию к ограничению  использования на практике. Несмотря на то, что в бюджетном законодательстве Российской Федерации провозглашается принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который выражается в единстве бюджетной классификации Российской Федерации, этот принцип имеет свои пределы и не означает, что бюджетная классификация как единый финансово-правовой механизм применяется на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации без каких-либо изменений и дополнений. Бюджетная классификация Российской Федерации, применяемая в конкретном субъекте Российской Федерации, должна учитывать особенности субъекта Российской Федерации. Это достигается путем предоставления субъекта Российской Федерации и муниципальным образованиям права детализировать бюджетную классификацию Российской Федерации3.

Ранее региональные и местные органы власти не имели права детализировать доходы, а могли осуществлять только детализацию расходов в части  целевых статей и видов расходов, однако впоследствии они приобрели  право детализировать не только расходы, но и доходы. Последние же изменения бюджетного законодательства предоставили региональным и местным органам власти еще более широкие полномочия по детализации кодов бюджетной классификации. Предоставление полномочий по детализации бюджетной классификации полностью отвечает принципам федеративного государства, где региональные и местные органы власти должны обладать самостоятельностью в решении вопросов в пределах своей компетенции. Детализация кодов бюджетной классификации на базе общих кодов, установленных для всех уровней бюджетной системы, позволит в полной мере отразить специфику доходов и расходов как региональных, так и местных бюджетов, а также потребности каждого бюджета. Все это будет способствовать большей прозрачности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Структура бюджетной классификации Российской Федерации.

В настоящее время бюджетным  законодательством Российской Федерации  утверждены одна классификация доходов  и одна классификация расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Действующим бюджетным законодательством  Российской Федерации установлена  только классификация источников финансирования дефицитов бюджетов. При этом такие  виды расходов, как виды государственных  долгов, включены в общую классификацию расходов бюджетов.

Состав бюджетной классификации  Российской Федерации установлен ст. 19 Бюджетного кодекса Российской Федерации  и включает в себя четыре классификации:

- классификацию доходов бюджетов;

- классификацию расходов бюджетов;

- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

- классификацию операций публично-правовых  образований.

Каждой из составных  частей бюджетной классификации  Российской Федерации в Бюджетном  кодексе Российской Федерации посвящена  отдельная статья.

 

2. Принципы  построения и содержание классификации  доходов и расходов РФ

Статья 20 Бюджетного кодекса  Российской Федерации устанавливает  классификацию доходов бюджетов.

Классификация доходов  включает в себя доходы соответствующего бюджета. В соответствии с принципом полноты отражения доходов и расходов бюджетов классификация доходов должна включать в себя перечень всех без исключения доходов бюджета соответствующего уровня.

Классификация доходов  бюджетов имеет свой код.

Код - это условное сокращенное  обозначение в виде зашифрованных цифровых символов, используемое для группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицита во взаимосвязи с субъектами бюджетных правоотношений.

Код классификации доходов  бюджетов имеет свою структуру, которая  состоит из нескольких кодов:

1. Код главного администратора  доходов бюджета.

2. Код вида доходов.

3. Код подвида доходов.

4. Код классификации  операции сектора государственного  управления.

Перечень и коды главных  администраторов доходов бюджета  устанавливаются законом (решением) о бюджете.

Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью  и элемент дохода.

Например, группа дохода - это налоговые доходы, а подгруппа  доходов - это налоги на прибыль, статья - налог на прибыль организаций, подстатья - налог на прибыль, зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, элемент - налоги на прибыль, зачисляемые в федеральный бюджет.

В части кода вида доходов  Бюджетный кодекс Российской Федерации  закрепляет для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации единую классификацию. При этом одни составные части кода вида доходов утверждаются в Бюджетном кодексе Российской Федерации, а другие устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации4.

Группы и подгруппы доходов бюджетов устанавливаются в Бюджетном кодексе Российской Федерации и включают:

Информация о работе Бюджетная классификация