Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:29, реферат
Государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и полномочий, отнесенных к ведению субъектов Федерации. Лица, к ведению которых отнесена указанная государственно-служебная деятельность, являются должностными лицами.
По масштабу деятельности
органов государственной
Характер деятельности федеральных государственных служащих вытекает из полномочий соответствующих федеральных государственных органов: Администрации Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат Федерального собрания и т.д.
В субъектах федерации сосредоточена основная часть государственных служащих, что во многом обусловлено продолжающейся децентрализацией государственного управления. На государственной службе субъектов Федерации состоят государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения органов государственной власти этих субъектов.[9]
Если взять за основу такой критерий, как особенности службы в федеральных государственных органах, то выделяются гражданские и милитаризованные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции и др.). Например, военная служба как особый вид государственной службы предусматривает исполнение военнослужащими специфических обязанностей, в том числе при необходимости участие в боевых действиях, несение боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка.[10]
В соответствии с принципом разделения властей различаются государственные служащие органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Органы законодательной
власти выполняют законодательную
и контрольную функции в
Органы исполнительной власти
осуществляют организационно – управленческую,
исполнительно –
Судебная власть, согласно
статье 118 Конституции Российской Федерации,
осуществляется посредством конституционного,
гражданского, административного и
уголовного судопроизводства. Есть у
судебной власти и другая функция
– возможность контроля за законностью
актов государственных органов (ч.
2 ст. 120 Конституции РФ). Обеспечение
исполнения полномочий судей возложено
прежде всего на аппараты соответствующих
судов, в которых учреждены должности
категорий “Б” и “В”. Кроме
того, имеются специальные
Исходя из текущей и
перспективной потребности в
государственных служащих государством
планируется и организуется их подготовка
путем обучения в высших и средних
специальных учебных
По объему должностных
полномочий государственные служащие
подразделяются на должностных лиц
и служащих, не являющихся должностными
лицами. Применявшееся ранее разделение
служащих на три категории: руководителей,
специалистов и технических исполнителей
– с чем были связаны государственно–
Внутриорганизационные правоотношения – это отношения служебной подчиненности внутри данного органа (системы). Они возникают, изменяются и прекращаются на основе законодательства в связи с замещением должности категории “Б” или “В” в аппаратах органов законодательной, исполнительной или судебной власти и иных государственных органов. Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать, перемещать на соответствующую должность, а следовательно и увольнять с государственной службы. Внутриорганизационными являются также отношения, возникающие у государственного служащего со своими начальниками – с момента замещения государственной должности – по поводу организации работы, распределения обязанностей, поощрения, ответственности и других вопросов, которые, как правило, определяются должностными инструкциями.[16]
Внешними считаются
В зависимости от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на государственную службу на неопределенный срок (например на должность категории “В”), на определенное время (например, на должность категории “Б”), с установлением испытательного срока (при поступлении на государственную службу).[19]
В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовки государственные служащие подразделяются на пять групп соответственно делению государственных должностей государственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие).[20]
Глава II. Аттестация государственных служащих
2.1. Общая характеристика
аттестации государственных
Правовой институт аттестации государственных, муниципальных служащих тесно связан с другими правовыми институтами, поэтому с аттестация взаимодействует с вопросами, связанные с дисциплинарной ответственностью, поощрением, трудовым договором (проблемы перевода, изменения существенных условий труда, увольнения); с профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации государственных (муниципальных) служащих и др.
В правовом регулировании аттестации государственных служащих большое значение имеют не только правовые нормы, но и понятийный аппарат, призванный обеспечить единство в нормотворчестве.[21]
Понятие аттестации государственного
служащего имеет большое
Аттестация это комплексное понятие, и его необходимо рассматривать в нескольких аспектах.
Аттестация - это специальный
термин, с помощью которого устанавливается
специфика правового
Аттестация является обязательным правовым условием работы не только для государственных служащих, но и для ряда работников и служащих государственных ведомств и учреждений, а в некоторых случаях и других организаций, независимо от форм собственности.
К ним относятся: судьи Российской Федерации; лица, занимающие должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, педагогические работники государственных, муниципальных учреждений образования Российской Федерации и др.
Определение понятия «аттестация
государственного служащего» дано в
ФЗ № 19 «Об основах государственной
службы в РФ» (с последующими изменениями
и дополнениями): для определения
уровня профессиональной подготовки и
соответствия государственного служащего
занимаемой государственной должности
государственной службы, а также
для решения вопроса о
Аттестацию государственных служащих нужно рассматривать как правовой институт – совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие с аттестацией.
Многие правоведы
В соответствии с ФЗ «Об
основах государственной службы
в РФ» (п. 2 ст. 4) могут устанавливаться
особенности правового
Аттестация государственных служащих субъектов РФ регулируется не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Аттестация государственных служащих – это не просто односторонние действия работодателя – соответствующего органа, а система правоотношений. При рассмотрении аттестации в этом аспекте необходимо выделить, прежде всего, субъектов аттестации.
Во-первых, это государственные служащие, замещающие в государственном органе государственные должности государственной службы. Аттестации не подлежат только те государственные служащие, которые прямо указаны в соответствующих нормативных правовых актах. Во-вторых, это аттестационная комиссия и государственный орган в лице соответствующего руководителя.
Каждый субъект правоотношений
обладает правовым статусом, в содержание
которого входят правоспособность (т.е.
их возможность иметь субъективные
права и нести юридические
обязанности) и сами права и обязанности,
предусмотренные
Как правоотношение, аттестация возникает в связи с принятием соответствующего решения руководителя государственного органа и прекращается после вынесения аттестационной комиссией оценки государственному служащему.
Необходимо отметить, что,
как указывалось ранее, при проведении
аттестации возникает правоотношение
не только между аттестационной комиссией
(государственным органом, органом
муниципального самоуправления) и аттестуемым,
но и между аттестационной комиссией
и руководителем
Аттестацию государственного служащего можно рассматривать как правовую гарантию государственного органа для обеспечения исполнения его полномочий.
Так, ФЗ «Об основах государственной
службы в РФ» определяет государственную
службу, как профессиональную деятельность
по обеспечению исполнения полномочий
государственных органов (п.1 ст.2), в
качестве одного из принципов государственной
службы закрепляет «профессионализм и
компетентность государственных служащих»
(п.8 ст.5). Именно поэтому устанавливаются
квалификационные требования к служащим,
замещающим государственные должности
государственным служащим (ст. 6 ФЗ «Об
основах государственной службы
в РФ»), предусматривается в качестве
одной из основных обязанностей государственного
служащего - обязанность «поддерживать
уровень квалификации, достаточный
для исполнения своих должностных
обязанностей» (п.7 ст.10) и правовой механизм
определения уровня профессиональной
подготовки и соответствия государственных
служащих занимаемой государственного
должности государственного служащего
– периодическая аттестация (ст.24),
которая одновременно является и
«персональной оценкой