Законодательство РФ о налогах и сборах. Общие принципы построения налоговой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 20:01, доклад

Краткое описание

Принципиальная концепция, лежащая в основе формирования налогового законодательства Российской Федерации,— создание системы законов о налогах прямого действия, исключающей издание конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов. Именно законодательная основа налогов, исключающая возможность неоднозначного толкования тех или иных положений, создает необходимые условия для подлинной защиты прав налогоплательщиков.

Оглавление

Введение 3
Законодательство РФ о налогах и сборах. 4
Общие принципы построения налоговой системы РФ. 9
Заключение 28
Список использованной литературы: 29

Файлы: 1 файл

!!!понятие налогового законодательств2.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

-            на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

-            представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

-            представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

-            присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

-            требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

-            не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

-            обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

-            требовать соблюдения налоговой тайны;

-            требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Налоговые органы вправе:

-            требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

-            проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

-            производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

-            вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

-            приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;

-            осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

-            взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;

-            контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

-            заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

-            предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

-           о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

-           о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

-           о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

-           о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите.

Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.

В соответствии со ст.12 Налогового кодекса, в Российской Федерации устанавливаются федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (далее – региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.

Перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов установлен ст.13, 14, 15 НК РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1)             налог на добавленную стоимость;

2)             акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3)             налог на прибыль (доход) организаций;

4)             налог на доходы от капитала;

5)             подоходный налог с физических лиц;

6)             взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7)             государственная пошлина;

8)             таможенная пошлина и таможенные сборы;

9)             налог на пользование недрами;

10)         налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;

11)         налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12)         сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13)         лесной налог;

14)         водный налог;

15)         экологический налог;

16)         федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

1)               налог на имущество организаций;

2)               налог на недвижимость;

3)               дорожный налог;

4)               транспортный налог;

5)               налог с продаж;

6)               налог на игорный бизнес;

7)               региональные лицензионные сборы.

Причем при введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

К местным налогам и сборам относятся:

1)               земельный налог;

2)               налог на имущество физических лиц;

3)               налог на рекламу;

4)               налог на наследование или дарение;

5)               местные лицензионные сборы.

Согласно ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, статьи 13, 14, 15 вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

В настоящее время действует перечень федеральных региональных и местных налогов и сборов, установленный ст. 19, 20, 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

Закон относит к федеральным следующие налоги и сборы:

-            налог на добавленную стоимость;

-            акцизы;

-            налог на доходы физических лиц;

-            единый социальный налог;

-            налог на операции с ценными бумагами;

-            таможенная пошлина;

-            платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

-            налог на прибыль организаций;

-            государственная пошлина;

-            налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

-            сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

-            налог на игорный бизнес;

-            плата за пользование водными объектами;

-            сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

-            налог на добычу полезных ископаемых.

К региональным налогам и сборам относятся следующие налоги:

-            налог на имущество предприятий;

-            лесной доход;

-            сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

-            налог с продаж.

-            транспортный налог.

К местным относятся следующие налоги и сборы:

-            налог на имущество физических лиц;

-            земельный налог;

-            регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

-            налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

-            курортный сбор;

-            сбор за право торговли;

-            целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели.

До введения в действие ст. 13, 14, 15 НК РФ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются (статья 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ).

В случаях и в порядке, установленных Налоговым Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами может предусматриваться установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с которыми в течение определенного периода времени вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате одним налогом.

В настоящее время действуют специальные налоговые режимы:

-            в особых экономических зонах (Федеральный закон от 22.01.1996 № 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области", Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области");

-            для Организаций, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно - территориальных образованиях (Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 "О закрытом административно - территориальном образовании");

-            при исполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 Налогового кодекса РФ);

-            для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1 Налогового кодекса РФ);

-            упрощенная система налогообложения (глава 26.2 Налогового кодекса РФ);

-            система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 Налогового кодекса РФ).

Информация о работе Законодательство РФ о налогах и сборах. Общие принципы построения налоговой системы РФ