Управление государственным муниципальным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение классификации, структуры, системы управления государственным и муниципальным долгом Российской Федерации. Для этой цели были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, результаты контрольных мероприятий Счетной палаты, а также иные материалы по этой теме.

Оглавление

Введение
1. Сущность государственного и муниципального долга, его составляющие, классификация и задачи.
1.1 Определение, составляющие, классификация, нормативно – правовая база по вопросу государственного и муниципального долга Российской Федерации
2. Основные направления стабилизации и повышения эффективности государственного внутреннего и внешнего долга РФ
2.1 Текущее состояние государственного долга Российской Федерации
2.2 Управление государственным долгом
2.3 Обслуживание государственного долга
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

 

      2. Основные направления  стабилизации и  повышения эффективности  государственного  внутреннего и  внешнего долга  РФ 

     2.1 Текущее состояние государственного долга Российской Федерации 

     На  протяжении последних лет происходит постепенное снижение как относительных, так и абсолютных показателей государственного долга. Снижается значение процентного соотношения величины госдолга Правительства Российской Федерации по номинальной стоимости к ВВП.

     За  период с 1 января 2002 года по 1 января 2007 года государственный долг Правительства Российской Федерации снизился с 4,43 трлн. рублей (49,5% от ВВП) до 2,44 трлн. рублей (9,1% от ВВП). При этом государственный внешний долг Правительства Российской Федерации за указанный период уменьшился в 2,49 раза и составил по состоянию на 1 января 2007 года 1,37 трлн. рублей в пересчете в национальную валюту Российской Федерации (52,0 млрд. долл. США) – Приложение 3.

     В 2005–2006 годах были досрочно погашены ранее реструктурированные обязательства перед странами – членами Парижского клуба кредиторов (свыше 35 млрд. долл. США). Кроме того, были досрочно возвращены кредиты МВФ (3,3 млрд. долл. США) и кредиты Внешэкономбанка, предоставленные Минфину России за счет средств Банка России (4,3 млрд. долл. США).

     В 2006 году тенденция существенного  сокращения объема государственного долга  Российской Федерации сохранялась  на прежнем уровне, прежде всего, за счет двух разнонаправленных факторов: планового и досрочного погашения  государственного внешнего долга Российской Федерации, в том числе перед странами – членами Парижского клуба кредиторов (22,6 млрд. долл. США), и незначительного увеличения чистого объема привлечения средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации на внутреннем рынке в объеме 177,6 млрд. рублей.

     «Объем  государственного долга Российской Федерации на 1 января 2007 года составил 2435,3 млрд. рублей, или 9,1% к валовому внутреннему продукту в рыночных ценах, сократившись на 641,4 млрд. рублей, или на 26,3%, по сравнению с началом 2006 года, когда его объем составлял 3076,7 млрд. рублей, или 14,2% к ВВП»2. 

     2.2 Управление государственным долгом 

     «Под  управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической  политики государства, связанной с  его деятельностью в качестве заемщика»3. Управление государственным долгом заключается:

     – в формировании политики в отношении государственного долга;

     – в установлении границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);

     – в определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

     – в установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.

     Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг.

     Осуществление мероприятий по управлению государственным долгом требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности.

     В процессе управления государственным  долгом можно выделить несколько  функциональных элементов:

     – непосредственно управление, включающее, в том числе, определение порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств;

     – обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;

     – контроль за состоянием государственного долга.

     Система управления государственным долгом – это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных  и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга.

     Правительство Российской Федерации в «Концепции единой системы управления государственным  долгом Российской Федерации» придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным  долгом:

     – сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;

     – сокращение стоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации;

     – обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме.

     Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:

     – разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год, которая является выражением экономической политики государства в отношении сложившихся государственных долговых обязательств;

     – процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год;

     – исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

     Основные  задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:

     – своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;

     – проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;

     – осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;

     – контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;

     – контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;

     – экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;

     – экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.

     Ключевой  целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.

     Несмотря  на то, что управление госдолгом  фактически направлено на регулирование  двух ключевых параметров, характерных  для любых финансовых инструментов, – риска и доходности (то есть в случае долга – издержек обслуживания), конкретные его цели достаточно сложно четко разграничить. С одной стороны, если поставить в качестве целевой установки минимизацию стоимости обслуживания, очень велик риск того, что в погоне за этой целью власти начнут выпускать не те обязательства, которые действительно необходимы, а те, которые в данный момент лучше воспринимаются рынком. Издержки такой стратегии Россия в полной мере испытала в 1998 году, когда на внутреннем рынке размещались преимущественно «короткие» бумаги, наиболее востребованные инвесторами, но характеризовавшиеся максимальными рисками для экономики. Краткосрочная экономия бюджета на процентных выплатах обернулась серьезным потрясением для всей финансовой системы.

     Однако если в качестве другой крайности установить минимизацию рисков со стороны госдолга, то в пределе это будет означать полный отказ от использования заимствований. Вопреки достаточно распространенному мнению, полное отсутствие госдолга – это не самое лучшее положение вещей в государственных финансах, особенно если речь идет о развивающейся стране.

     На  практике в качестве ключевой цели долгового управления чаще всего  называют баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.

     Управление  внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное  использование внешнего долга может  стать мощным фактором экономического роста, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения.

     Как показали проверки Счетной палаты Российской Федерации, широкое распространение получила практика использования внешних займов, предоставленных для структурной перестройки экономики, на покрытие дефицита федерального бюджета, погашение и обслуживание внешнего долга Российской Федерации. В результате основным методом управления государственным внешним долгом стало постоянное рефинансирование задолженности, в частности, перед международными финансовыми организациями, а также реструктуризация задолженности кредиторам Парижского и Лондонского клубов, что привело к лавинообразному нарастанию внешнего долга РФ [4].

     С конца 1980-х годов в международной практике сформировался достаточно разнообразный набор методов управления внешним долгом суверенных заемщиков. Этому способствовали усилия как должников, так и кредиторов.

     Рассмотрим  основные методы управления внешним  долгом. «К таким методам относятся:

     - консолидация – пересмотр условий погашения задолженности, который может быть реализован либо путем изменения условий погашения действующих долговых обязательств (реструктуризация), либо путем рефинансирования существующей задолженности;

     - реструктуризация – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Другими словами, реструктуризация – это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотрено первоначальным соглашением. При этом обычно предоставляется льготный период, когда уплачиваются только проценты, а также увеличивается срок выплаты основного долга. Происходит перенос на более поздние сроки платежей по краткосрочным долгам. Реструктуризация внешнего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Основанием для списания кредитором долговых обязательств полностью или частично может стать весьма низкая вероятность, а точнее, практическое отсутствие возможностей погашения долговых обязательств в связи со снижением стоимости реальных активов;

     - рефинансирование представляет  собой процесс погашения старых  займов за счет привлечения  новых;

     – конверсия – применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие;

     - секьюритизация – переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках;

     – аннулирование – отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов»4.

     Из  всего многообразия существующих методов  управления государственным долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение только метод реструктуризации. Статья 101 Бюджетного кодекса «Управление государственным долгом» посвящена только организационному аспекту управления государственным долгом. Согласно статье 101 Бюджетного кодекса управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. «Организационно в настоящее время система управления государственным внешним долгом реализована на базе Министерства финансов Российской Федерации и Внешэкономбанка как агента Министерства финансов Российской Федерации»5. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации. 

Информация о работе Управление государственным муниципальным долгом