Транспортная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является: 1) рассмотрение вопроса планирования расходов бюджета на развитие транспорта в РФ; 2) анализ бюджетных расходов РФ, их состава и структуры.
Цели написания контрольной работы позволяют сформулировать задачи, поставленные в данной работе:
- изучить теоретические аспекты состава и особенности транспортной системы в России;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 3
Раздел 1 Транспортная система РФ, ее состав, особенности и сущность для экономики ……………………………………………………………………………… 4
Финансирование транспортной системы как процесс. Методы госу –
дарственного регулирования транспортной системы ………………………. 7
Раздел 2 Анализ расходов бюджета на транспортную систему за
2007-2009 гг …………………………………………………………………………… 11
Раздел 3 Целевые государственные программы по финансированию транспортной системы………………………………………………………………. 17
3.1 Пути совершенствования транспортной системы ……………………. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………. 27

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Бюджет.docx

— 81.33 Кб (Скачать)

Транспортная  стратегия Российской Федерации  определяет приоритеты государственной транспортной политики Российской Федерации, основные направления развития опорной транспортной инфраструктуры страны, приоритетные задачи институциональных реформ на транспорте, а также основные задачи развития транспортной системы и направления их решения на отдельных видах транспорта с учетом их специфики на период до 2020 года.  

В первом разделе определена миссия  государства в сфере функционирования и развития транспортной системы  и пять стратегических целей, направленных на ее реализацию, а также показатели, характеризующие достижение поставленных целей [9].

Во  втором разделе сформулированы приоритетные направления государственной транспортной политики обеспечивающие достижение стратегических целей по следующим  основным аспектам регулирования и управления: 

- управление  транспортной системой;

- совершенствование  финансирования и  инвестиционной деятельности;

- повышение  эффективности использования государственного  имущества;

- регулирование  рынка транспортных услуг;

- развитие  транспортной инфраструктуры;

- международная  деятельность;

- совершенствование  транспортной техники, транспортных  технологий

и развитие транспортного машиностроения;

- гармонизация развития транспортной системы и повышение ее безопасности.

В третьем  разделе разработаны основные направления  государственной политики и необходимые  структурные преобразования на отдельных  видах транспорта. 

В четвертом  разделе разработаны основные принципы формирования опорной транспортной сети, направления развития инфраструктуры отдельных видов транспорта и  крупнейшие инфраструктурные проекты, непосредственно связанные с  реализацией социально-экономических  приоритетов общегосударственного значения, а также региональный разрез развития инфраструктуры.

В пятом разделе представлены поочередность и механизм реализации транспортной стратегии.

 

 

Раздел 2 Анализ расходов  бюджета на транспортную систему  за 2007-2009 гг

 

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления [7].

Из  государственного  бюджета финансируется приобретение подвижного состава пассажирского автотранспорта, выплачиваются компенсации предприятиям воздушного  транспорта,  части затрат по внутренним перевозкам, покрываются расходы эксплуатационно – восстановительного характера объектов связи.

Речь идет, прежде всего, о ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». За четыре года реализации указанной программы  общие расходы составили 1,5 трлн. рублей, в том числе:

- за счет средств федерального бюджета - около 400 млрд. рублей;

- за счет бюджетов субъектов Российской Федерации – 470 млрд. рублей;

- за счет внебюджетных источников – 638 млрд. рублей.

В 2010 году утверждена концепция новой подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг». В рамках этой подпрограммы осуществляется подготовка обоснований проектов, которые в дальнейшем предполагается финансировать из Инвестиционного фонда. На проектирование из федерального бюджета по подпрограмме предусмотрен 1 млрд. руб.

На 2010 год расходы федерального бюджета на транспорт запланированы в объеме 177,7 млрд. руб. Программная часть расходов – федеральные (151,3 млрд. руб. – 85%) и ведомственные целевые программы (23,4 млрд. руб. – 13%) составляют более 97% [13].

Прогнозируется рост расходов в  экономическом секторе на 126% в 2010 году в особенности за счет расходов, предназначенных на сельское хозяйство, транспорт и дорожное хозяйство1.

 В 2008-2009 годы в расходах экономического сектора наблюдается медленное сокращение вследствие завершения отдельных программ, финансируемых преимущественно из внешних источников, а также из-за непредвиденности внешнего финансирования некоторых проектов, которые в настоящее время занимают наибольший удельный вес в соответствующем секторе.

В структуре расходов в 2007-2008 гг. наименьший удельный вес занимали расходы на финансирование дорожного хозяйства, а в 2009 году вырос размер удельного веса расходов на дорожное хозяйство что определяется, безусловно, характером и количеством «узких мест», необходимостью проведения в полном объеме текущих работ по содержанию и ремонту дорог. Такой вывод можно сделать анализируя таблицу 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________

       1 "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.2009 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ      17.07.2009) (ред. от 26.07.2009). Официальный текст. ст.6 (статья не прилагается).

 

Таблица 2

Распределение расходов федерального бюджета РФ в 2007-2009 гг. (миллиардов рублей)

 

2007 год

2008 год

2009 год

Федеральный

бюджет

Консолиди-

рованные бюджеты субъектов  РФ

Федеральный

бюджет

Консолиди-

рованные бюджеты субъектов  РФ

Федеральный

бюджет

Консолиди-

рованные бюджеты субъектов  РФ

Расходы-всего

Из них:

4284,8

3657,7

5986,6

4790,5

7570,9

6253,1

на общегосударственные  вопросы

533,2

282,7

815,7

348,0

839,4

444,1

из них на обслуживание государственного и муниципального долга

172,8

29,8

143,1

32,0

153,3

35,9

на национальную оборону

681,8

1,6

831,9

2,1

1040,9

2,8

на национальную безопасность и правоохранительную деятельность

550,2

163,9

667,0

197,3

835,6

256,5

на национальную экономику

345,0

603,9

692,6

865,4

1025,0

1233,6

из них расходы:

           

на топливно-энергетический комплекс

7,5

10,6

8,3

25,2

9,8

30,2

на сельское хозяйство  и рыболовство

26,1

84,7

27,8

118,6

58,0

180,3

на транспорт

132,2

279,9

172,6

407,8

116,3

173,7

на дорожное хозяйство

180,0

460,4

на прикладные научные  исследования в области национальной экономики

45,4

1,8

60,7

2,2

72,8

2,7

на жилищно-коммунальное хозяйство

52,7

579,0

294,9

807,4

129,5

1023,7

на социально-культурные мероприятия

616,4

1974,5

776,1

2531,0

1015,7

3060,9

на межбюджетные трансферты

1498,9

35,5

1900,1

21,0

2674,6

210,6

из них на межбюджетные трансферты бюджетам государственных  внебюджетных фондов1

914,3

3,0

1043,9

19,0

1580,0

203,6

Профицит, дефицит (-)

1994,1

139,6

1794,6

38,0

1705,1

-54,4


 

Как видно из таблицы 2 расходы федерального бюджета постоянно увеличиваются. В 2008 году по сравнению с 2007 годом произошло увеличение расходов на 38,0%, а в 2009 году по сравнению с 2008 годом прирост расходов немного меньше – 54,4%.

В таблице 3 изображена  структура расходов федерального бюджета за анализируемый период, а так же дана их доля в % относительно ВВП.

Таблица 3

Расходы государственного бюджета  за 2007-2009 годы

Наименование

2007 год

2008 год

2009 год

в % к ВВП

доля,

%

в % к ВВП

доля,

%

в % к ВВП

доля,

%

Расходы

25,0

100

24,0

100

23,2

100

Государственные услуги общего характера

1,4

5,5

1,2

5,1

1,2

5,0

Оборона

1,5

6,0

1,8

7,5

1,8

7,7

Общественный порядок,безопасность, правовая,судебная, уголовно-исполнительная деятельность

2,3

9,3

1,9

8,0

1,7

7,2

Образование

4,1

16,4

4,1

17,2

4,1

17,8

Здравоохранение

2,7

10,7

3,0

12,6

3,0

12,9

Социальная помощь и социальное обеспечение

5,2

20,7

5,1

21,2

5,1

21,8

Жилищно-коммунальное хозяйство

1,4

5,7

1,0

4,0

0,8

3,4

Культура, спорт, туризм и  информационное пространство

0,7

2,8

0,8

3,4

0,8

3,5

Топливно-энергети-ческий комплекс и недропользование

0,3

1,1

0,3

1,5

0,4

1,6

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особоохраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира,земельные отношения

1,4

5,7

1,5

6,3

1,5

6,3

Промышленность,архитектурная, градостроительная и строительная деятельность

0,1

0,2

0,1

0,3

0,1

0,2

Транспорт и коммуникации

2,0

8,2

1,9

8,1

1,9

8,3

Прочие

1,7

6,7

1,0

4,0

0,8

3,7

Обслуживание  долга

0,3

1,0

0,2

0,8

0,1

0,6


 

    По данным таблицы 3 можно составить диаграмму для определения размера удельного веса расходов на транспорт в общей доле расходов федерального бюджета за анализируемый период.

 

Диаграмма 1 Удельный вес всех расходов в общей доле расходов федерального бюджета за 2007-2009 гг.

В 2007-2009 годах был профицит консолидированного бюджета, который составил в среднем 1,3 % к ВВП2 .

В результате удельный вес  расходов на транспорт в 2009 году составил 8,3%

Доля расходов на транспорт увеличилась  в первую очередь благодаря повышению  доли инвестиций в дорожный сектор.

Из диаграммы 1 видно, что наибольший удельный вес занимают расходы на социальную помощь: в 2007 году -  20,7%, в 2008 году – 21,2 %, в 2009 году–21,8%.

Значительный удельный вес  в структуре расходов федерального бюджета занимают расходы на национальную оборону (6,0 % в 2007 году, 7,5 % в 2008 году, 7,7 % в 2009 году). Объем расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения, при благоприятной военной обстановке они сокращаются.

В 2007-2009 годах можно наблюдать уже прирост расходов на образование,  и на реальный сектор экономики, однако финансирование социальной сферы в расходах федерального бюджета остается на первом месте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________

2 Приложение 16 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 год

Раздел 3 Целевые государственные программы по финансированию транспортной системы

 

Федеральные целевые программы  – указанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и  других мероприятий, обеспечивающих эффективное  решение целевых задач и требующих  государственной поддержки [5].

Федеральный дорожный фонд – наиболее крупный целевой бюджетный  фонд. Его средства превышают совокупные средства всех остальных целевых  бюджетных фондов федерального уровня. В состав доходов зачисляются:

- налог на реализацию  горюче-смазочных материалов;

- акцизы с продажи легковых  автомобилей в личное пользование  граждан;

- федеральный налог на пользователей автомобильных дорог.

Средства Федерального дорожного  фонда РФ направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции  и строительства автомобильных  дорог общего пользования, относящихся  к федеральной собственности, а  также затрат на управление дорожным хозяйством.

Значительная  часть Федерального фонда расходуется на субвенции  и дотации субъектам РФ на развитие и содержание, выравнивание уровня развития сети автомобильных дорог  общего пользования на территории РФ, относящихся к собственности  субъектов РФ.

Субвенции из средств Федерального дорожного фонда РФ направляются на безвозмездной и безвозвратной  основах на строительство и реконструкцию  конкретных дорожных объектов, имеющих  межрегиональное значение или обеспечивающих международные транспортные связи, в том числе в форме долевого участия в строительстве и  реконструкции этих объектов, на основе договоров, заключенных органами исполнительной власти, уполномоченным осуществлять оперативное управление средствами Федерального дорожного фонда [1].

Дотации из средств фонда  выделяются на безвозмездной основе на содержание и  ремонт конкретных автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности  субъектов РФ, в случаях, когда  средств территориального дорожного  фонда, рассчитанных исходя из максимально  повышенной ставки федерального налога на пользователей автомобильных  дорог, недостаточно для обеспечения  содержания и ремонта территориальных  автомобильных дорог общего пользования  в соответствии с утвержденными  нормативами, а также на финансирование работ по приведению в нормативное  состояние связывающих население  пункты автомобильных дорог.

Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной  системы России  (2002-2010 годы)" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение распоряжения  Правительства  Российской  Федерации  от  16 февраля 2001 г. N 232-р.[15]

Программа содержит перечень, характеристики и механизм реализации мероприятий  по развитию транспортной системы страны на период до 2010 года,  необходимых  для  ее  устойчивой   и   эффективной   работы   и предусматривающих  согласованное развитие всех видов транспорта общего пользования как составных частей единой транспортной системы.

         Структурно Программа  состоит  из  сводной  части  (головной  том, пояснительная записка,  бизнес-план) и 11 подпрограмм,  сформированных по отраслевому и функциональному признакам3.

         Целью Программы    является     повышение     сбалансированности, эффективности  и  безопасности  транспортной  системы,  обеспечивающей жизненно важные интересы страны.

 

 

 

 

_________________

     3 Полное   описание   Программы   представлено   в   14   книгах. Подпрограммы, пояснительная записка и бизнес-план не прилагаются.

Информация о работе Транспортная система РФ