Транспортная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является: 1) рассмотрение вопроса планирования расходов бюджета на развитие транспорта в РФ; 2) анализ бюджетных расходов РФ, их состава и структуры.
Цели написания контрольной работы позволяют сформулировать задачи, поставленные в данной работе:
- изучить теоретические аспекты состава и особенности транспортной системы в России;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….. 3
Раздел 1 Транспортная система РФ, ее состав, особенности и сущность для экономики ……………………………………………………………………………… 4
Финансирование транспортной системы как процесс. Методы госу –
дарственного регулирования транспортной системы ………………………. 7
Раздел 2 Анализ расходов бюджета на транспортную систему за
2007-2009 гг …………………………………………………………………………… 11
Раздел 3 Целевые государственные программы по финансированию транспортной системы………………………………………………………………. 17
3.1 Пути совершенствования транспортной системы ……………………. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………. 27

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Бюджет.docx

— 81.33 Кб (Скачать)

Реализацию Программы  предусматривается осуществить  в два этапа.

          На первом  этапе  (2002-2005  годы) развитие транспортной системы будет  ориентировано  на  более  эффективное  использование  имеющихся мощностей, на  втором  этапе (2006-2010 годы) должно быть обеспечено ускоренное развитие транспортной системы, направленное на значительное повышение эффективности и качества транспортного обслуживания.

С учетом специфики  подпрограмм  они  конкретизируются  следующим образом.

На железнодорожном транспорте предусматривается:

- поэтапное обновление  и  модернизация  основных  производственных фондов    федерального    железнодорожного    транспорта;  

- повышение безопасности движения и  качественного  обеспечения  платежеспособного спроса на перевозки пассажиров и грузов;

- снижение себестоимости перевозок на 10-12 процентов по  сравнению

с уровнем 2000 года;

- реконструкция и   модернизация   железнодорожных   линий    общей протяженностью  более  8  тыс.  километров для организации скоростного движения пассажирских поездов со скоростью 160-200 км / час.

В области модернизации автомобильных  дорог будет осуществлено:

- развитие сети  местных  автомобильных дорог для обеспечения связи населенных пунктов с  дорожной  сетью  общего  пользования  и  решения социальных проблем сельского населения;

- совершенствование системы   управления   дорожным  хозяйством  на

федеральном и региональном уровнях;

- повышение качества  дорожных  работ  на основе внедрения новейших достижений  научно-технического   прогресса,   опережающего   развития отечественного  дорожного  машиностроения  и  дорожно - строительной индустрии,  в  том  числе  с  привлечением  к  решению  этой  проблемы предприятий оборонной промышленности.

         В области организации воздушного движения намечается:

- совершенствование структуры и механизмов управления;

 - разработка нормативной     правовой     базы,    регламентирующей

  деятельность по организации воздушного движения;

- совершенствование механизма финансового обеспечения;

- открытие новых   воздушных  трасс  для  полетов  воздушных  судов      отечественных и зарубежных авиакомпаний;

- повышение эффективности  взаимодействия  национальной  системы зарубежными системами организации воздушного движения [7].

На морском транспорте предусматривается:

- улучшение материально-технической базы отрасли,  приведение ее  в соответствие  с  требованиями  развивающейся  российской  экономики  и внешней торговли,  а также мировыми стандартами за счет  обновления  и пополнения  морского  торгового  флота,  атомного  ледокольного флота, реконструкции существующих и создания новых перегрузочных мощностей  в морских   портах;

- повышение доли   российских   морских   портов   в    обеспечении переработки отечественных внешнеторговых грузов;

- повышение доли  флота,  суда  которого  плавают  под   российским флагом, в общем составе флота, контролируемого Россией;

- обеспечение перевозок отечественным флотом не менее 40  процентов российских внешнеторговых грузов.

 Таким образом, для реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года необходимо выполнить следующие подпрограммы:4

- Подпрограмма «Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры»

__________________

                 4 "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.2009 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ     17.07.2009)

                 (ред. от 26.07.2009). Официальный текст. ст.6.

 

-Подпрограмма «Обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны»

         - Подпрограмма «Обеспечение доступности и качества транспортных услуг     для населения в соответствии с социальными стандартами»

  - Подпрограмма «Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны»

      - Подпрограмма «Повышение уровня безопасности транспортной системы»

  - Подпрограмма «Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду»

   - Подпрограмма «Совершенствование законодательно-правовой базы и методов государственного регулирования развития транспортной системы, обеспечивающих достижение целей и индикаторов транспортной стратегии»

   - Подпрограмма «Подготовка и развитие кадрового потенциала транспортного комплекса»

  - Подпрограмма «Создание эффективной системы управления реализацией стратегии»

 - Подпрограмма «Автомобильные дороги и автомобильный транспорт»

 - Подпрограмма «Железнодорожный транспорт»

 - Подпрограмма «Внутренний водный транспорт»

 - Подпрограмма «Морской транспорт»

3.1 Пути совершенствования транспортной системы

Основным документом, определяющим направления транспортной политики страны на долгосрочный период, является Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года.

С учетом Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу, в рамках реализации основных положений Транспортной стратегии, разработана система первоочередных мероприятий на среднесрочный период и определен объем ресурсов, который должен быть задействован для достижения запланированных результатов.

Мероприятия представлены в  двух программных документах:

  • Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года;
  • Докладе о результатах и основных направлениях деятельности Минтранса России на 2006-2008 годы.

В Стратегии определено, как достичь запланированных  результатов, какие задачи и мероприятия  выполнить, используя все виды ресурсов (бюджетные и внебюджетные).

В Докладе - как наиболее эффективно распорядиться бюджетными ресурсами для достижения запланированных  результатов [7].

Первая стратегическая цель - развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей снижение транспортных издержек, ускорение движения грузов и пассажиров. Обеспечение эффективной работы и сбалансированного развития транспортной инфраструктуры рассматривается в качестве важнейшей сферы ответственности Министерства.

Вторая стратегическая цель – повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения.

Третья стратегическая цель - повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны.

Первым направлением реализации данной цели является комплексная модернизация экспортной транспортной инфраструктуры, которая позволит обеспечить экспорт стратегических товаров, прежде всего энергоносителей. Речь идет о:

- модернизации существующей портовой инфраструктуры, входящей в систему международных транспортных коридоров, и строительстве новых морских терминалов. Переключение экспортных потоков на российские порты снизит риски, связанные с использованием коммуникаций, которые Россия контролирует не полностью. Решение задач транспортировки стратегических энергоносителей осуществляется путем развития морского и железнодорожного транспорта согласованно с развитием трубопроводной инфраструктуры.4

- развитие аэровокзальных и грузовых комплексов, модернизация объектов наземной инфраструктуры позволит увеличить объем трансфертных пассажиров до 3-4 млн. пассажиров в год ( в 7-10 раз больше существующего уровня).

Второе направление - повышение конкурентоспособности российских перевозчиков на рынке транспортных услуг.

Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы  – вынесено в специальную четвертую цель Министерства [9].

Тарифно-ценовое регулирование  должно быть, по возможности, ограничено сферами естественных монополий. При  этом обеспечивается баланс интересов  субъектов регулирования и потребителей их услуг.

На железнодорожном  транспорте необходимо совершенствование тарифной политики, адаптированной к условиям рыночной экономики, в соответствии с принятой Правительством Российской Федерации Программой реформирования железнодорожного транспорта.

На пассажирских железнодорожных  перевозках должно  осуществляться постепенное сокращение внутреннего перекрестного субсидирования  пассажирских перевозок за счет грузовых. По мере развития конкуренции и снижения  издержек на пассажирские перевозки будет проводиться дальнейшее  регулирование  тарифов на эти перевозки. Постепенный переход к свободным тарифам будет осуществляться  по мере роста благосостояния  населения. В первую очередь, свободные тарифы должны устанавливаться на наиболее дорогие категории услуг.

На железнодорожном транспорте следует проводить регулирование  тарифов на федеральном уровне по методикам, учитывающим необходимость  сокращения транспортной составляющей в себестоимости продукции. 

В сфере услуг  морских портов регулирование тарифов на услуги субъектов  естественных монополий должно быть направлено на повышение  привлекательности российских портов для грузовладельцев, поддержку российских перевозчиков при адекватном  финансировании мероприятий по обеспечению безопасности судоходства в портах.

В целях развития рыночной конкуренции в потенциально конкурентных секторах естественных монополий целесообразно  проводить выведение  отдельных  стивидорных компаний  морских портов, работающих в одном  морском бассейне и реально конкурирующих между собой по перевалке одинаковых грузов, из реестра субъектов естественных монополий на транспорте.  

В сфере услуг  аэропортов государственное регулирование ставок аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов должно быть направлено на поддержку российских авиаперевозчиков при адекватном финансировании мероприятий по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности, а также на повышение инвестиционной привлекательности аэропортов.

В целях повышения эффективности  государственного    регулирования субъектов  естественных монополий в сфере услуг аэропортов  и  обеспечения добросовестной  конкуренции на рынке авиационных  перевозок должен быть завершен процесс разделения авиапредприятий (по видам деятельности) на авиакомпании и аэропорты [7].

В сфере услуг  городского пассажирского транспорта (ГПТ) на базовой сети регулярных маршрутов сохранится государственное тарифное регулирование. Однако, по мере разрешения проблемы обеспечения государственных социальных мандатов, назначение этой системы будет меняться. Исчезнет необходимость использования регулируемого тарифа как средства обеспечения перекрестного субсидирования поездок пассажиров, имеющих льготы, что создаст предпосылки к снижению тарифов. Тарифное регулирование будет направлено на решение двух основных задач:

- повышение ценовой доступности услуг ГПТ для менее обеспеченных слоев населения;

- обеспечение ценовой привлекательности услуг ГПТ для среднего класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Устойчивое развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической  деятельности, обеспечения целостности  России и ее национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни  населения.

Транспортная  система Российской Федерации, включающая основные виды транспорта общего пользования  – железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, внутренний водный и трубопроводный, представляет собой  необходимый материальный фактор обеспечения  военной безопасности государства.

Транспорт является одним из главных инструментов в  решении крупнейших политических и  экономических задач, в обеспечении  обороноспособности страны, в связи  с чем, неотъемлемой частью настоящей  Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года являются Приоритеты военной безопасности в  Транспортной стратегии Российской Федерации.

В заключении можно заметить, что на сегодняшний день расходы бюджета на транспорт значительны во всех отношениях, было отмечено, что рост расходов увеличивается ежегодно, это вызывает дефицит бюджета и увеличивает государственный долг. Проблему финансирования бюджетного дефицита нельзя рассматривать только относительно обязательств федерального бюджета. На самом деле она охватывает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и дотациях.

Информация о работе Транспортная система РФ