Теория и опыт государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:13, реферат

Краткое описание

Цели дисциплины ― изучение теории и опыта организации государственной службы Российской Федерации и других стран мира, формирование у студентов умений и навыков творческого использования полученных знаний в процессе профессиональной деятельности, повышение уровня их общей и профессиональной культуры.
Задачами дисциплины являются:

Файлы: 1 файл

Рабочая программа.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

 и модель поведения  (семинар)

Доклад: Государственно-властный характер деятельности государственного служащего.

Вопросы для обсуждения:

  1. Социальный статус государственного служащего и его виды.
  2. Модель поведения государственного служащего.
  3. Система требований к профессиональным и личностным качествам государственных служащих.

 

Тема 3. Организация государственной  службы (семинар)

Доклад: Основные принципы организации государственной службы.

Вопросы для обсуждения:

  1. Система должностей государственной службы.
  2. Комплектование аппарата государственных органов государственными служащими.

 

 

Тема 5. Отечественный опыт государственной службы (семинар)

Доклад: Подготовка государственных служащих для институтов государственной власти и управления в монархической России.

Вопросы для обсуждения:

  1. «Табель о рангах», ее достоинства и недостатки.
  2. Партийная номенклатура и государственная служба.
  3. Проблема преемственности в отечественной государственной службе.

 

Тема 6. Зарубежный опыт государственной службы (семинар)

Время — 2 часа

Доклад: Особенности государственной службы зарубежных стран.

Вопросы для обсуждения:

  1. Модели организации государственной службы за рубежом.
  2. Особенности нормативно-правового регулирования деятельности госслужащих за рубежом.
  3. Современные тенденции модернизации государственной службы зарубежных стран.

 

Тема 7. Состояние и особенности государственной службы финансово-экономического профиля (семинар)

Доклад: Состав и полномочия государственных органов финансово-экономического блока Правительства РФ.

Вопросы для обсуждения:

  1. Миссии, стратегические цели и тактические задачи органов государственной власти финансово-экономического профиля.
  2. Оценка эффективности и результативности деятельности государственных служащих.

 

Тема 8. Реформирование государственной службы Российской Федерации в постсоветский период (семинар)

Доклад: Реформа государственной службы как объективная необходимость современного этапа укрепления государственности России и ее направления.

Вопросы для обсуждения:

  1. Этапы реформирования государственной службы в Российской Федерации.
  2. Цели, задачи и направления реформирования российской государственной службы в 2009―2013 гг.
Тема 9. Формирование российского законодательства о

государственной службе (семинар)

Доклад: Проблемно-тематическая характеристика указов Президента Российской Федерации о государственной службе за 2005-2010 гг.

Вопросы для обсуждения:

  1. Нормативно-правовая база государственной службы Российской Федерации.
  2. Современные проблемы правового регулирования государственной службы.

Методические рекомендации по изучению

дисциплины

 

При изучении учебной дисциплины «Теория  и опыт государственной службы» необходимо учитывать, прежде всего, что ее актуальность и содержание обусловлены необходимостью построения государственного управления в Российской Федерации, адекватного политическим, экономическим и культурным вызовам и условиям XXI века; потребностью повышения эффективности работы аппарата государственных органов; новыми возможностями, открывающимися в ходе реализации целей и задач административной реформы и реформы государственной службы; изменением роли субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

При изучении учебной дисциплины «Теория и опыт государственной службы» рекомендуется:

  1. Активно использовать учебную, правовую и историческую литературу о государственной службе России и других стран, всемерно расширять с ее помощью знания, полученные на лекции.
  2. Уделять особое внимание выявлению специфики современной государственной службы, обусловленной переходным периодом в жизни государства; внимательно изучать содержание и этапы реформ в области государственного управления и государственной службы.
  3. Владеть информацией о теоретических и практических проблемах государственной службы, формах и конкретных примерах их проявления в России и за рубежом.
  4. Не останавливаться на понятиях, отражающих сущностные черты государственной службы, пытаться обсуждать также новые явления и тенденции в ее развитии.
  5. Строить самостоятельную работу таким образом, чтобы в ней в достаточно полной мере отразились содержание и логика изучения учебной дисциплины. 
  6. Критически и творчески относиться к отечественной и зарубежной теории и практике государственной службы, объективно оценивать их полезность и возможность использования в нашей стране. Анализировать результаты и эффективность государственной службы, выделять и сравнивать системы показателей, принятые в различных странах для ее оценки.
  7. Тщательно готовиться к встречам с преподавателем в рамках индивидуальной работы (своевременно определять свои образовательные запросы с учетом собственных возможностей и информировать о них преподавателя; готовить по планируемым для обсуждения вопросам необходимый материал; осуществлять предварительный расчет времени для индивидуальной работы с учетом расписания занятий, жизненных обстоятельств и др.).

Соблюдение требований методических рекомендаций значительно облегчает  самостоятельную работу студентов, способствует их лучшей ориентации в предметной области изучаемой дисциплины, придает процессу обучения опережающий характер и, таким образом, обеспечивает успешное достижение учебных целей.

Тематика эссе и методические рекомендации

по их выполнению

 

  1. Государственная служба в истории моей семьи.
  2. Образ государственного служащего XXI века.
  3. Как нам относиться к зарубежному опыту государственной службы?
  4. Значение «Табели о рангах» Петра I в формировании отечественной системы государственной службы.
  5. Почему государственная служба называется «службой»?
  6. Государственная служба, подходы к определению понятия.
  7. Существенные черты государственной службы, значимые для изучения ее опыта. (Раскрыть на примере одной из характеристик).
  8. Профессиональная компетентность государственного служащего: пути обеспечения.
  9. Ведущие принципы профессиональной этики государственного служащего.
  10. Социально эффективная государственная служба: условия ее достижения.
  11. Ориентация на гражданина в профессиональной деятельности госслужащего.
  12. Плюсы и «минусы» прозрачности (открытости) государственной службы.
  13. Служебная лояльность государственного служащего: где начинаются и где заканчиваются ее границы?
  14. Имидж современного государственного служащего Российской Федерации.
  15. Стимулы для поступления молодежи на государственную службу в Российской Федерации.
  16. Конкурсный прием на государственную службу.
  17. Способы рационализации затрат на государственную службу.
  18. Роль государственной службы в развитии экономики.
  19. Критерии качества государственных услуг.
  20. Реальность и перспективы создания «электронного правительства» в России.
  21. Квалификационные требования к должностям государственной службы.
  22. Конфликт интересов и его урегулирование на гражданской службе.
  23. Модели государственной службы: континентальная, англо-саксонская, китайская, стран исламской ориентации. (Оценка одной из моделей по выбору студента).
  24. Особенности государственной службы зарубежных стран (на примере одной из стран по выбору студента).
  25. Особенности государственной службы как профессии.
  26. Понятие и признаки государственного служащего.
  27. Правовой статус государственного гражданского служащего РФ.
  28. Ограничения на государственной службе.
  29. Нормы служебного поведения государственного служащего.
  30. Принципы построения и функционирования государственной службы РФ. (Раскрыть на примере одного из принципов).
  31. Понятие и классификация государственных должностей государственной службы.
  32. Факторы, влияющие на карьеру государственного служащего. (Дать характеристику влияния одного из факторов).
  33. Принципы прохождения государственной службы. (Раскрыть на примере одного из принципов).
  34. Виды и технологии обеспечения прохождения государственной службы.
  35. Особенности государственной гражданской службы субъектов РФ.
  36. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов РФ.
  37. Изменения в российской бюрократии в постсоветский период.
  38. Механизмы защиты от злоупотреблений на государственной службе.
  39. Проблема коррупции и пути ее решения.
  40. Роль науки в совершенствовании государственной службы Российской Федерации.
  41. Система подготовки кадров для государственной службы России в дореволюционный период.
  42. Условия и факторы, существенно влиявшие на карьеру государственного служащего в монархической России.
  43. Общие черты, достоинства и недостатки государственной службы дореволюционной России.
  44. Организация и функционирование государственной службы в СССР: достоинства и недостатки.
  45. Особенности номенклатурного подхода к подбору кадров на государственную службу, его плюсы и минусы.
  46. Почему в современной России назрела необходимость проведения административной реформы?
  47. Повышение взаимодействия государственной службы с гражданским обществом
  48. Формирование законодательства о государственной службе в Российской Федерации в постсоветский период.
  49. Значение опыта государственной службы для формирования профессиональной культуры российских государственных служащих.
  50. Новые тенденции в развитии государственной службы. (На примере одной из тенденций).

Методические  рекомендации по подготовке эссе

 

Эссе – это краткая научная работа студента, в которой студент должен раскрыть один узкий проблемный вопрос. Отличие эссе от других научных работ студентов – в его краткости, лаконичности изложения материала на предложенную тему. Эссе сравнимо с устными высказываниями студентов по определенному научному вопросу на семинарах или с докладом. В эссе студент выражает собственное мнение, обосновывая его ссылками на учебную или научную литературу. Наличие авторской позиции, собственного отношения к вопросу в эссе обязательно. В эссе не требуется сравнивать научные концепции и взгляды, в обязательном порядке использовать сложные логические или статистические методы, если это только прямо не предусмотрено выбранной темой эссе.

Эссе выполняется на отдельных  листах формата А4, скрепленных между  собой. Рекомендуемый объем эссе – 5 – 7 страниц печатного текста, включая титульный лист и список литературы.

Эссе начинается с титульного листа, считающегося первой страницей. На титульном листе номер страницы не ставится. План в эссе не обязателен, так как структура плана предполагает введение и заключение, а также деление плана на подвопросы, что в эссе сделать, как правило, затруднительно. Объем эссе не позволяет писать подробные введение и заключение на нескольких страницах. В начале эссе можно ограничиться одной или несколькими фразами, вводящими читающего в курс рассматриваемого вопроса. Вместо заключения достаточно сформулировать вывод, к которому пришел автор в результате рассуждений. В эссе обязательно должен быть список использованной литературы.

Требования по оформлению титульного листа, сносок, списка литературы в эссе такие же, как для рефератов, курсовых работ и выпускных квалификационных работ.

Эссе – это  относительно свободные рассуждения  студента по теме, заданной преподавателем. Эссе бывает довольно сложно оценить. Тем не менее (это все-таки учебное эссе) главными критериями оценки эссе будет степень отражения в нем изученного материала, а также самостоятельность и оригинальность подхода студента к раскрытию темы, аргументация и способность автора обоснованно отстаивать собственную точку зрения.

Перечень контрольных  вопросов

  1. Понятие «государственная служба», подходы к его определению.
  2. Система государственной службы РФ.
  3. Особенности государственной службы как профессии.
  4. Характеристики государственной службы, значимые для изучения ее опыта.
  5. Понятие и признаки государственного служащего.
  6. Правовой статус государственного гражданского служащего РФ.
  7. Компетентность государственного служащего, ее содержание и пути формирования.
  8. Нормы служебного поведения государственного служащего.
  9. Принципы построения и функционирования государственной службы РФ.
  10. Система федеральных органов исполнительной власти РФ, их основные функции.
  11. Понятие и классификация государственных должностей государственной службы.
  12. Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы РФ.
  13. Прохождение государственной службы. Факторы, влияющие на карьеру государственного служащего.
  14. Должностной регламент государственного гражданского служащего.
  15. Принципы прохождения государственной службы.
  16. Обеспечение прохождения государственной службы и его виды.
  17. Особенности государственной гражданской службы субъекта РФ.
  18. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ.
  19. «Табель о рангах» Петра I, ее достоинства и недостатки.
  20. Система подготовки кадров для государственной службы России в дореволюционный период.
  21. Условия и факторы, существенно влиявшие на карьеру государственного служащего в монархической России.
  22. Общие черты, достоинства и недостатки государственной службы дореволюционной России.
  23. Организация и функционирование государственной службы в СССР.
  24. Особенности номенклатурного подхода к подбору кадров на государственную службу.
  25. Особенности государственной службы зарубежных стран (на примере одной из стран по выбору студента).
  26. Этапы реформирования государственной службы в постсоветской России и их характеристика.
  27. Федеральная программа  «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)», ее цель, задачи, этапы, система мероприятий.
  28. Основные направления административной реформы в Российской Федерации в 2009 – 2013 гг.
  29. Формирование законодательства о государственной службе в Российской Федерации в постсоветский период.
  30. Значение опыта государственной службы для формирования профессиональной культуры российских государственных служащих.

 

Задания для самостоятельной работы и формы контроля за их выполнением

 

Тема 1. Государственная  служба как система и 

профессиональная деятельность

  1. Проанализируйте различные определения государственной службы, имеющиеся в литературе,  и определите принципиальные различия между ними.
  2. Что представляет собой государственная служба как институт государственного управления?
  3. Какие свойства (признаки) государственной службы  позволяют считать ее  целостностью?
  4. Дайте характеристику основным компонентам системы государственной службы и взаимосвязям  между ними. Уровни и виды государственной службы.
  5. Охарактеризуйте функции системы государственной службы.
  6. Дайте характеристику государственной службы как профессиональной деятельности.
  7. Каким образом связаны между собой профессионализм, профессиональная компетентность и профессиональная культура государственного служащего?

 

Тема 2. Государственный  служащий: понятие, статус и

 модель поведения

 

  1.   В чем заключается общее и особенное между служащим и государственным служащим?
  2. Осуществите классификацию российских государственных служащих, найдите ее практическое применение.
  3. Как определяется статус государственного служащего? Можно ли его использовать для повышения роли и престижа государственной службы?
  4. Определите, какие обязанности на государственного служащего возлагает его принадлежность к гражданскому обществу.
  5. Охарактеризуйте мотивы деятельности государственных служащих.
  6. Поведение государственного служащего: модели и действительность.
  7. Назовите стереотипы бюрократического сознания. Что, на Ваш взгляд, необходимо делать для их преодоления?

Тема 3. Организация государственной службы

 

  1.  Какова система должностей государственной службы в Российской Федерации? Расскажите об  их распределении по категориям и группам.
  2. Каков порядок учреждения должности в Российской Федерации?
  3. Каково практическое предназначение реестров должностей и служебных регламентов.
  4. Раскройте требования общих принципов построения организационных структур органов государственной власти: федерализма, законности, приоритета прав и свобод, равного доступа, единства прав и организационных основ государственной службы,  взаимосвязи государственной службы и местного самоуправления,  открытости государственной службы и ее доступности,  профессиональной компетентности, защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства.
  5. Чем различаются комплексный, функциональный и отраслевой подходы в организации органов государственной власти и управления?
  6. Каковы функции государственного аппарата государственного органа?

Информация о работе Теория и опыт государственной службы