Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:26, курсовая работа
Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда – дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо – дефицит бюджета.
Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….с. 3-4
ГЛАВА 1: Бюджетный дефицит и проблемы его оценки.
2.1.Сущность бюджетного дефицита……………………………….с. 5-6
2.2.Виды бюджетного дефицита…………………………………….с. 6
2.3.Бюджетный дефицит в России…………………………………..с. 7-10
ГЛАВА 2: Проблемы финансирования бюджетного дефицита.
3.1. Сущность понятия управления бюджетным дефицитом……..с. 11-13
3.2. Государственный долг…………………………………………..с. 13-15
3.3. Государственные займы………………………………………..с. 16-17
3.4. Влияние государственных займов на формирование
бюджетного долга в России в 1995-1999г.г…………………………с. 17-20
ГЛАВА 3: Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом.
и возможности его использования на практике в РФ.
4.1.Управление бюджетным дефицитом в развитых странах……...с. 21-24
4.2. Проблемы управления бюджетным дефицитом в России
и возможности использования зарубежного опыта. ……………….с. 24-26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...с. 27
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………......
Государство устанавливает
Казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государство направляет только на пополнение бюджета. По облигациям государственных займов доход может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачивается вовсе (по целевым займам). Условиями выполнения казначейских обязательств предусмотрена оплата доходов только в процентах.
Облигации могут быть свободно
обращающимися и с
Широкое распространение
По форме выплаты доходов
По срокам погашения бывают краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (больше 5 лет).
По методам размещения займы
делятся на добровольные и
принудительные. В настоящее время
в нашей стране действуют
Облигационные и безоблигационные государственные займы.
Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров. Используются в настоящее время на межправительственном уровне.
С 1995года для покрытия бюджетного дефицита в России использовались и используются различные государственные ценные бумаги - ГКО с трехмесячным, шестимесячным и годовым сроками погашения, казначейские обязательства (КО), облигации внутреннего валютного государственного облигационного займа, облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ), государственные сберегательные займы, золотые сертификаты.
Государственные займы менее
опасны, чем эмиссия, но они
оказывают определенное
3.4. Влияние государственных займов на формирование
бюджетного долга в
России в 1995–1999г.г.
Как уже отмечалось, дефицит бюджета
покрывается разными способами
– с помощью денежной эмиссии
в форме прямых кредитов
В мае 1993г. был сформирован рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Первое время спрос на ГКО был низким в связи с высокой инфляцией и закрытостью этого рынка для иностранных инвесторов (нерезидентов). Чтобы обеспечить краткосрочную ликвидность банковской системы на рыночных условиях, с февраля 1994 г. стали проводиться кредитные аукционы Центрального банка. После того как в апреле 1995 г. с принятием закона ''О Центральном банке'' Центробанк обрел независимость, стало возможным разграничить денежно – кредитную и фискальную политику и финансировать бюджетный дефицит не за счет денежной ''накачки'', а с помощью долговых обязательств.
С 1995 г. было прекращено прямое финансирование дефицита (прямые кредиты правительству), хотя участие Центрального банка в косвенном финансировании оставалось значительным. Активно применялись ГКО и облигации федерального займа (ОФЗ).
Активное использование в
С ростом внутреннего госдолга
увеличились расходы на его
обслуживание. К 1998 г. они превратились
в одну из наиболее крупных
и прогрессирующих статей
Государственные заимствования
требовали значительно больше
ресурсов, чем были внутренние
ликвидные сбережения, дефицит государственных
финансов сократить не удалось,
В феврале 1994 г. Центральный банк официально объявил о допуске нерезидентов на этот рынок и разрешил им приобретать до 10% номинального объема выпуска госбумаг. В феврале 1996 г. правила смягчили, разрешив иностранным инвесторам участвовать через уполномоченные банки-нерезиденты в аукционах по ОФЗ и репатриировать получаемую прибыль (19-24% годовых в валюте) под гарантии Центробанка. В августе 1996 г. Центробанк разрешил им участвовать на вторичных торгах через российские банки-дилеры.
Постепенное понижение в 1997 г.
гарантированной доходности
С 1 января 1998 г. Центральный банк
и правительство объявили о
полной либерализации рынка
Широкий доступ нерезидентов
на рынок внутреннего долга,
с одной стороны, позволил
В эти годы российское
В 1999 г. России предстояло
Но быстрый рост абсолютного
и относительного размера
Даже к 1998 г., когда начался финансовый кризис, объем российского государственного долга (суммарно внутреннего и внешнего) был, казалось бы, не таким большим по международным меркам (примерно 54% ВВП). Для сравнения: отношение совокупного долга стран ЕС к их ВВП в 1996 г. составляло 70,4%, в США – 63,1%. Но дело в том, что темпы роста российской задолженности чрезвычайно высоки. Стремительное расширение рынка ГКО-ОФЗ в 1995-1997 г.г. совпало с рекордным по объему притоком иностранных капиталов на развивающиеся рынки, в том числе в России. Значительную часть долговых обязательств государства приобрели иностранные инвесторы. Однако после вспышки ''азиатского'' кризиса в 1997 г. их готовность к риску сменилась осторожностью, начался отток капиталов. Чтобы его остановить, правительству, по мнению экспертов, следовало резко уменьшить бюджетный дефицит или изыскать способы его покрытия взамен ГКО-ОФЗ при более умеренных расходах на выплату процентов. Второе решение было малореальным. Тяжесть положения усугублялась тем, что более половины внутренних обязательств были краткосрочными (со сроком погашения менее года), в июне 1998 г. они почти в 4 раза превышали официальный показатель валютных резервов.
Оглядываясь назад, можно
Эйфория внешних заимствований
охватила и коммерческие банки,
Накануне 17 августа 1998 г. казна
выплачивала по 1 млрд. долларов в
неделю по старым облигациям,
а покупать новые инвесторы
перестали. Инструмент
Разразился бюджетный кризис, сопровождаемый
массовыми задержками в выплате
пенсий, зарплаты, социальных пособий.
Подавить в зародыше его не удалось, хотя
правительство еще в 1995 г. задумало комплекс
бюджетных преобразований (реформы социальной,
коммунальной, военной сфер), который параллельно
с налоговой реформой должен был сделать
доходы и расходы бюджета эластичными
по динамике производства. Но реформа
бюджетной сферы сама по себе требовала
больших расходов и была сопряжена с болезненными
социально-политическими решениями, начиная
с отказа от дорогой армии и мобилизационной
военной доктрины и кончая минимизацией
ценовых дотаций в жилищной сфере. В предвыборных
условиях 1996 г. бюджетная реформа оказалась
невозможной.