Способы погашения бюджетного дефицита

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда – дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо – дефицит бюджета.
Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….с. 3-4

ГЛАВА 1: Бюджетный дефицит и проблемы его оценки.

2.1.Сущность бюджетного дефицита……………………………….с. 5-6

2.2.Виды бюджетного дефицита…………………………………….с. 6

2.3.Бюджетный дефицит в России…………………………………..с. 7-10

ГЛАВА 2: Проблемы финансирования бюджетного дефицита.

3.1. Сущность понятия управления бюджетным дефицитом……..с. 11-13

3.2. Государственный долг…………………………………………..с. 13-15

3.3. Государственные займы………………………………………..с. 16-17

3.4. Влияние государственных займов на формирование

бюджетного долга в России в 1995-1999г.г…………………………с. 17-20

ГЛАВА 3: Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом.

и возможности его использования на практике в РФ.

4.1.Управление бюджетным дефицитом в развитых странах……...с. 21-24

4.2. Проблемы управления бюджетным дефицитом в России

и возможности использования зарубежного опыта. ……………….с. 24-26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...с. 27

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………......

Файлы: 1 файл

Деицит бюджета.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

         Так как выплаты процентов  по государственному долгу являются  первоочередной статьей расходов  государственного бюджета, существует  еще один вид бюджетного дефицита: первичный. Это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму выплат процентов по государственному долгу. В странах, имеющих большой государственный долг, при отсутствии первичного дефицита, нередко существует общий дефицит государственного бюджета.  

                                 

                                  
 
 

                                     2.3.Бюджетный дефицит в России.                        

         Основными причинами резкого  скачка бюджетного дефицита в  конце 80-х начале 90-х годов в  России явились:

  • низкая эффективность общественного правительства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей;

- нерациональная  структура бюджетных расходов, усиленная  стремлением жить не по средствам,  осуществляя крупные государственные  инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам и т.п.,

  - неэффективный  бюджетный механизм, не позволяющий  государству использовать его  в качестве стимула развития  экономики и социальной сферы.          

         Важным фактором дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения доходов и лавинообразного роста бюджетного дефицита явилась финансовая система страны. Консерватизм ее структур, их ориентированность на административно–командные рычаги управления экономикой не позволяли оперативно манипулировать финансовыми ресурсами в усложнившихся условиях.

            Программа перевода экономики страны на рельсы рыночного хозяйства требовала коренных изменений во всем финансовом механизме, реформирования всех его структур. Сложившиеся еще в 30-е годы и лишь внешне подновленные в последний период принципы организации финансовых отношений во всех звеньях народного хозяйства пришли в явное противоречие с задачами, выдвинутыми эпохой радикальных преобразований. Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно–кредитную эмиссию.

          До 1990 г. правительство могло удерживать  эмиссионное финансирование бюджетного дефицита на низком уровне за счет заимствований на международных рынках, а также кредитов, которые предоставляли иностранные государства. Такая политика привела к увеличению государственного долга с 20 млрд. до 67 млрд. долларов за 1985-1991 гг. В IV квартале 1991 г. бюджетный дефицит достиг 30% ВВП в результате роста государственных дотаций для поддержания уровня административно регулируемых цен (то же относится к обменному курсу), сокращения производства, а также снижения налоговой дисциплины в связи с распадом СССР и резким уменьшением налоговых платежей, которые республики перечисляли в центр. В глазах западных кредиторов страна утратила кредитоспособность, и для финансирования бюджетных расходов оставалось единственное средство – стремительное наращивание денежной массы.

         С 1990 по 1995 г.г. для покрытия  бюджетного дефицита в России  в основном использовалась эмиссия  денег, что послужило мощным  инфляционным фактором. Только за  три квартала 1991 года рублевая  масса увеличилась с 989 млрд. рублей до 1,7 трлн. рублей. Правительства часто прибегают к этому средству в критической    ситуациях–во время войны, длительность кризиса. Последствия эмиссии известны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимуляторы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цены – заработная плата», обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

         В начале 1992 года ситуация продолжала  ухудшаться. Нарастание инфляционных  процессов выразилось в увеличении цен на товары и услуги

(так  называемая видимая инфляция) и  резким увеличением уровня неудовлетворенности  платежеспособного спроса (подавленная,  т. е. скрытая инфляция). Это  существенно снизило жизненный  уровень населения, привело к  обострению социальной напряженности.   

           Бюджетный кризис разразился в 1996 г., когда началась финансовая  стабилизация и у правительства резко сократились возможности извлекать доходы из инфляционного налога.

         Инфляционный налог возникает  как будто сам собой, его никто не устанавливает и не взимает. Это потери реальных доходов населения в результате инфляции, поскольку имеющиеся у людей деньги теряют свою стоимость по мере роста цен. Когда ради восполнения дефицита правительство печатает деньги, оказывается, что инфляционный налог в точности равняется этому дефициту. От такой формы налогообложения ускользнуть особенно трудно. Даже самое слабое правительство может прибегнуть к ней, когда оно уже неспособно ни на что другое. Однако возможности сбора денег таким путем не беспредельны: на определенном этапе ускоренная инфляция начинает ''съедать'' и доходы от инфляционного налога. Требуется еще и еще увеличить денежную базу. Это ведет к гиперинфляции с ее разрушительными последствиями.

          Бюджетный кризис, связанный с этими обстоятельствами, характерен практически для всех постсоциалистических  стран, хотя и с разной степенью остроты. В странах, осуществивших быструю стабилизацию и сохранивших высокий уровень монетизации экономики, он оказался менее глубоким и менее тяжелым, чем в странах, где стабилизация затянулась и ''на выходе'' уровень монетизации значительно ниже. У бюджетного кризиса есть важная закономерность, практически не знающая исключений. При переходе к рынку в странах, которые не в состоянии провести решительную либерализацию и реструктурирование экономики, ликвидировать субсидии неэффективным отраслям и предприятиям, усовершенствовать процедуры и контроль за сбором налогов и исполнением бюджета, провести социальные реформы, резко снижаются государственные доходы при прежней (иногда даже возросшей) ''бюджетной нагрузке''. В таких странах население теряет доверие к национальной денежной системе, снижается спрос на деньги, падает налоговая дисциплина. Что и случилось в России.

         За годы реформ налоговые доходы государства резко сократились, что связано с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства, с начатой в 1992 г. и не доведенной до конца налоговой реформой, низким внутренним спросом, уходом бизнеса в теневую экономику, массовыми уклонениями от уплаты налогов.

          Доходная часть бюджета систематически  падала, а расходы государства  сокращались медленнее и недостаточно  для того, чтобы установилось  бюджетное равновесие. Правительство  пыталось (особенно на рубеже 1997-1998 гг.) навести порядок в расходовании бюджетных средств – в основном упорядочить отдельные расходы, выявить и ликвидировать нерациональные расходы. Но проблема оказалась сложнее.

          С одной стороны, государству  нужно было отказаться от значительной части своих обязательств. Обязательства российского государства (идущие еще от советской эпохи и принятые позже Госдумой – индексация зарплаты бюджетников, детские пособия, выплаты офицерам при увольнении в запас или отставку, долги бесчисленных бюджетных организаций по оплате топлива, энергии и т.п.) в рамках федерального бюджета составили в 1998 г. около 25% ВВП, что было непосильно для российской экономики. Наличие таких обязательств, даже если они не выполняются, порождает неплатежи и подрывает авторитет государства. За 1992-1998 гг. расходы бюджета (по отношению к ВВП) уменьшились на оборону и науку, а на социальные цели несколько возросли.

          С другой стороны, существовали  серьезные ограничения на дальнейшее  сокращение расходов. Сказывался сложившийся в советское время и ставший привычным уровень государственной поддержки населения. Кроме того, отношение россиян к экономическим преобразованиям во многом определялось динамикой социальных расходов государства, а его расходы на поддержание высокого уровня образования населения отражались на темпах экономического роста. Важно и то, что дальше уменьшать расходы на управление, оборону, правоохранительные органы, дотации региональным бюджетам вряд ли удавалось бы без предварительных радикальных реформ в этих сферах. Что, в свою очередь требовало немалых бюджетных средств.

         Дефицит федерального бюджета  России в продолжал нарастать  и составил в 1999 г. предельный  размер дефицита в сумме 101,4 млрд. руб., или 17,7% расходов федерального бюджета, или 2,5% по отношению к ВВП.

         Государство стало жить в долг. В 1999 году на покрытие дефицита  федерального бюджета была направлена  сумма доходов от продажи драгоценных  металлов. Бюджетный дефицит, будучи  следствием несбалансированности  государственного финансирования, стал причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения. Наличие ежегодного увеличения дефицита государственного бюджета является первым признаком кризиса финансовой системы России.

                            

     Консолидируемый бюджет Российской Федерации в 1990 – 2000 г.г.

                       ( в фактически действовавших ценах, млрд. руб. )

           

    Показатели

       1990   1992   1994   1995   1999   2000
    Доходы 

    (всего)

     
      159,5
     
      5327
     
    172379
     
    137006
     
      473,6
     
    797,2
    Расходы

    (всего)

     
      151,0
     
       5969
     
    234385
     
    486111
     
      575,0
     
    855,0

    Профицит(+)/

    /дефицит  (-)

     
       +8,5
     
       -642
     
    -64000
     
    -49105
     
    -101,4
     
    -57,8

      За 1999г. и 2000г. данные приводятся  в деноминированных рублях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        
 

  III. Проблемы финансирования бюджетного дефицита. 

              3.1. Сущность понятия управления бюджетным дефицитом. 

         Отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного  бюджетного дефицита настоятельно  требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведение активной финансовой политики, использование общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяется тем, до какого предела (нулевого или иного) и каким темпами нужно стремиться к сбалансированному бюджету расходов и доходов.

При выработке  стратегии борьбы с дефицитом  необходимо руководствоваться следующим:

1. Бюджетный  дефицит – зло, но еще большим  злом для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций, ибо в этом случае вместо ''лечения'' экономики ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми государству гораздо труднее.

2. Баланс  бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустимы бюджетные дефициты.

3. Величина  бюджетного дефицита, о чем свидетельствует  мировой опыт, не должна превышать  предельно допустимого размера,  определяемого в 2-3% от выпуска  валового  продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует осуществления таких мер, которые привели бы к его сокращению.

4. Для  покрытия бюджетного дефицита  могут использоваться разнообразные  формы государственного кредита  (как внутреннего, так и внешнего). Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке бумаг.

Информация о работе Способы погашения бюджетного дефицита