Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:59, реферат
В 2000 г. доля заработной платы в душевых доходах населения составила 38%. Но это средний показатель, охватывающий как бюджетников, так и работников частного сектора экономики. Если принять во внимание, что заработная плата бюджетников составляет только 60% от заработной платы работников частного сектора экономики, то доля заработной платы в денежных доходах семьи, все члены которой получают заработную плату из бюджета, составляет только 24,5%, а доля заработной платы в денежных доходах семьи, работники которой заняты в частном секторе экономики - 41%.
Ещё более разительно отличие этих долей, если учитывать скрытую заработную плату. С учётом скрытой заработной платы доля заработной платы в душевых денежных доходах населения в 2000 г. достигает уже 65%. При правдоподобном предположении о том, что скрытая заработная плата в подавляющем большинстве случаев связана с частным сектором экономики, оказывается, что с учётом скрытой заработной платы доля заработной платы в денежных доходах семей работников частного сектора экономики составляет уже 74%. В это же время доля заработной платы семей бюджетников в их денежных доходах составляет всё те же 24,5%.
Нужны и адекватные меры воздействия на предприятия, выплачивающие своим работникам необоснованно высокие заработки. С целью оптимизации соотношения заработков по отраслям, предприятиям и категориям персонала целесообразно в региональных соглашениях предусмотреть механизм регулирования предельных темпов роста заработной платы (фонда заработной платы и выплат социального характера) по отраслям либо предельных отклонений их уровня от средних по региону или зафиксированных в отраслевых соглашениях. Что касается смежных профессий, то по каждой из них также необходимо оговаривать в региональных соглашениях либо вилки окладов, либо предельные отклонения от средней величины оклада.
Особого внимания требует управление заработной платой в бюджетной сфере. Ее организации, как правило, не располагают возможностями для зарабатывания дополнительных средств на оплату труда. За годы реформирования экономики произошло не только абсолютное, но и относительное снижение реальной заработной платы у работников бюджетной сферы. Уровень оплаты труда во многих отраслях, финансируемых из бюджета, значительно ниже, чем в производственной сфере. Если в 1980 г. средняя заработная плата в образовании по отношению к промышленности составляла 73,3%, то в 1994 г. - 67,3, в 1995 г. - 55, за 11 месяцев 1996 г. - 59,2%; в культуре и искусстве соответственно 64,4%; 60; 50,6 и 54,8%; науке и научном обслуживании - 96,9; 72,5; 65,4 и 70,5%.
Чтобы исправить положение, необходимо в проектах всех бюджетов предусмотреть соотношение в средней заработной плате между бюджетной и небюджетной сферами не ниже 80-85%. Однако возможности бюджета во многом зависят от своевременности и полноты налоговых поступлений, которые в свою очередь зависят от дееспособности органов власти. С целью активизации региональной политики в области заработной платы важно с учетом особенностей переходного периода ускорить внедрение эффективного механизма формирования бюджетов субъектов Федерации, а также обеспечить адресность трансфертов из федерального бюджета.
Добиться единой покупательной способности тарифных ставок первого разряда в отраслях бюджетной сферы можно путем их дифференциации по регионам не через районные коэффициенты, а через соответствующее соотношение с региональным ПМ трудоспособного человека. Нижняя граница этого соотношения должна устанавливаться государством, которая затем в зависимости от возможностей региональных бюджетов может быть увеличена.
Максимальное
использование творческого
Известно, что уровень реальной заработной платы определяется не только ее номинальной величиной, но и инфляцией, волна которой заметно взметнулась после либерализации цен. Эта волна накрыла большую часть доходов граждан России и продолжает их обесценивать. По данным статистики за 1992-1996 гг., цены на потребительские товары подстегнули рост заработной платы более чем в 2 раза.
Радикальным методом защиты покупательной способности заработной платы в условиях роста потребительских цен считается подавление инфляции. В то же время мировой опыт борьбы с инфляцией показывает, что ее нулевое или отрицательное значение не является целью экономической политики развитых государств. На прошедшем в 1996 г. ежегодном экономическом симпозиуме, проводимом в США Федеральным резервным банком Канзас-сити, заместитель исполнительного директора МВФ Стенли Фишер заявил, что нет никаких доказательств тому, что подавление инфляции ниже 1-3% в год способствует ускоренному росту благосостояния нации.
В условиях инфляции необходим механизм индексации заработной платы. В качестве порога индексации можно применять 5-6%-ный рост потребительских цен (с последующим его снижением до 1-3% по опыту зарубежных стран) или минимально допустимое соотношение тарифной ставки первого разряда и прожиточного минимума, нарушение которого автоматически со следующего месяца ведет к пересмотру в сторону увеличения тарифных ставок и окладов. При этом тарифные ставки и оклады, установленные на уровне или ниже прожиточного минимума, целесообразно индексировать не менее чем на 100%.
Рост просроченной задолженности по заработной плате в 1996 г. превратился в "кричащую" проблему. Если на 1 января 1995 г. эта задолженность составила 4,2 трлн руб., на 1 января 1996 г. - 13,4 трлн руб., то в январе 1997 г. она возросла до 48,6 трлн руб. Темпы роста просроченной задолженности по зарплате в 1996 г. превысили рост потребительских цен чуть ли не в 3 раза.
Крайне необходимо принять правовые, экономические и организационные меры для ликвидации задолженности по заработной плате, из-за которой до предела усиливается и без того высокая социальная напряженность. Эти меры должны включать и преодоление кризиса неплатежей, и жесткие санкции к виновным в задержке заработной платы, и создание системы резервирования или страховых фондов, и бесспорную компенсацию ущерба, нанесенного работникам из-за несвоевременной выплаты их заработков.