Государственные гарантии по оплате труда работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 23:37, статья

Краткое описание

Конкуренция на рынке труда, приводит к повышению требований работников к рабочим местам (в области заработной платы, социальных льгот и гарантий, безопасных условий труда и т.д.), объективно побуждая работодателя к увеличению заработной платы.

Файлы: 1 файл

статья Государственные гарантии по оплате труда работников.docx

— 32.11 Кб (Скачать)

Стариков Глеб Сергеевич, студент группы – СДК-22, колледж МФЮА г. Кирова,

Мухлынина Мария Михайловна, к.ю.н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин КФ МФЮА

 

 

 

Государственные гарантии по оплате труда работников

 

Конкуренция на рынке труда, приводит к повышению требований работников к рабочим местам (в области заработной платы, социальных льгот и гарантий, безопасных условий труда и т.д.), объективно побуждая работодателя к увеличению заработной платы.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, является общегосударственной задачей. Из части 2 указанной статьи следует, что государство должно создавать и развивать законодательство, направленное на обеспечение достойных условий труда, в том числе его оплаты. Таким образом, государство должно создавать гарантии при выплате заработной платы.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

- величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

Государство придает минимальному размеру оплаты труда значение социального стандарта, функция которого состоит в том, чтобы обеспечить в соответствии с обязательствами, взятыми на себя по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, каждому работнику право на достаточный жизненный уровень.

- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

Суть гарантии заключается в том, что государство охраняет заработную плату работника от необоснованных удержаний. Трудовой кодекс РФ закрепляет перечень случаев, при наступлении которых могут быть произведены удержания из заработной платы. Перечень этот исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит (ст.137 ТК). Кроме того, работнику гарантируется, что при каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать определенного предела, указанного в законе (ст.138 ТК).

- ограничение оплаты труда в натуральной форме;

Во всех случаях размер неденежной формы заработной платы не может быть выше 20% от начисленной месячной заработной платы (ст.131 ТК).

- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

Обеспечивается данное право федеральными законами, в частности, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г., которым предусмотрено, что в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (ст.135, 136 ТК) [4].

-федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;

Государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда во всех организациях на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда. Внутриведомственный государственный контроль в подведомственных организациях производится федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом (ст.353 ТК). Право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства признано также за профсоюзами (ст.370 ТК).

- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

- сроки и очередность выплаты заработной платы.

Трудовой кодекс обязывает работодателя выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным, трудовым договором. Сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным или трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала (ст.136 ТК).

При недостаточности денежных средств на счете организации для удовлетворения всех предъявленных требований очередность списания денежных средств со счета организации регулируется ст.855 ГК, предусматривающей, что во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчета по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.

Государство обеспечивает минимальный размер оплаты труда, который ежегодно индексируется. Минимальный размер оплаты труда с 2014 года составил 5554 руб.

Напомним, последнее изменение в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" было внесено около года назад, когда сумма выплаты на 2013 год была изменена с 4611 руб. до 5205 руб. Таким образом, индексация составила 6,3%, что в целом коррелирует с процентом инфляции за текущий год (5,9%). В 2014-2015 годах планируется довести МРОТ до величины прожиточного минимума (7372 руб. по данным на II квартал 2013 года), как это было предложено Комитетом Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Кроме федерального МРОТ ст. 133.1 ТК РФ предполагает установление и индексацию минимального размера заработной платы субъектами РФ. Так, например, в столице он составляет 12200 руб. 

В статье 142 ТК предусмотрено, что работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с ТК и иными федеральными законами. Уголовным кодексом установлена ответственность за невыплату заработной платы свыше 2-х месяцев.

В случае выявления фактов нарушения руководителем организации, его заместителями законов, иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителю дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст.195 ТК). Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы заключается в том, что он обязан выплатить работнику задержанные суммы с уплатой процентов (ст.236 ТК). Кодекс предусматривает возмещение работнику и морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя. За невыплату заработной платы из корыстной или иной личной заинтересованности руководитель организации независимо от формы собственности несет уголовную ответственность (ст.145_1 УК РФ). Нарушение законодательства о труде и нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению влечет также административную ответственность работодателя (ст.5.27 и 5.31 КоАП).

Существует некоторая недоработка в исполнении закона в сфере труда, а именно, статья 133 ТК РФ гласит: Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В 2013 году МРОТ составлял 5205 рублей в месяц. Его соотношение с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в 2013 году, по предварительной оценке, составляло  65,8 % (с учетом уточненной оценки Минэкономразвития России величины прожиточного минимума трудоспособного населения в среднем за 2013 год – 7911 рублей в месяц).

По словам Министра Максима Топилина, установление МРОТ в сумме  5554 рубля затронет примерно 1,3 млн человек в целом по экономике, в том числе, работников, являющихся совместителями, а также занятых неполное рабочее время. В бюджетной сфере занята половина из них.

По словам министра Минтруда Максима Топилина, если в тех регионах, где прожиточный минимум высокий — повысить МРОТ, а в регионах, где он низкий наоборот понизить,  то в результате регионы с низким прожиточным минимумом могут значительно пострадать. При этом по заявлению замминистра Минтруда Любови Ельцовой, согласно Трудовому кодексу регионы имеют право устанавливать МРОТ в соответствии с их региональными особенностями и социально-экономическими условиями. Также, по её словам, соответствие величины прожиточного минимума трудоспособного населения и МРОТ в 2014 году составит 67%.[9]

Поскольку МРОТ был привязан к прожиточному минимуму, то к 2018 году их обещают сравнять. Однако, по мнению профсоюзов, такое увеличение является незначительным, и данное предложение было выдвинуто людьми, которые даже не представляют, как можно прожить целый месяц на такую сумму. Так же, как сказал глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков, количество человек равное 1,3 миллионам, цифра неправильная. МРОТ является начальным значением для определения размера зарплат и тарифных сеток, в связи с чем людей, получающих минимальную заработную плату окажется намного больше. МРОТ должен быть значительно выше, и для нашего государства его увеличение должно стоять на первом месте.

Как заметил Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, на данный момент работодателей волнует вопрос о том, необходимо ли включать в размер МРОТ стимулирующие выплаты. По его мнению, стимулирующие выплаты обязательно должны быть включены в размер МРОТ, поскольку это придаст энтузиазм работникам для лучшей работы.

На основе данных можно заключить, что МРОТ еще долго будет достигать своего оптимального значения и догонит прожиточный минимум только к 2018 году по данным проекта развития Минтруда.

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: ЭКСМО, 2009. - 64 с.
  2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014)
  3. Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
  4. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О несостоятельности (банкротстве)»
  5. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. ред. Ю.П. Орловский. - 5-e изд., испр., доп. и перераб. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009. - 1500 с.
  6. Приказ от 29 декабря 2007 г. N 822, зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2008 г. N 11081 // РГ. 2008. N 30
  7. Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" от 19.06.2000 № 219-ФЗ
  8. Орловский, Ю.П. Трудовое право России. Учебник. - 2-е изд. - М.: "ИНФРА-М", 2008. - 608 с.
  9. Сайт Министерства труда и социальной защиты http://www.rosmintrud.ru/labour/salary/44

http://www.municipal.ako http://www.rosmintrud.ru/labour/salary/44.kirov.ru/Размещено на

 

 


Информация о работе Государственные гарантии по оплате труда работников