Развитие и современное состояние финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 01:54, реферат

Краткое описание

Рассмотрение понятия государственного финансового контроля, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления контроля со стороны властных структур Российской Федерации. Выявление путей совершенствования российской системы государственного финансового контроля.

Оглавление

Введение…………………………………………….……………………………………..3
1. Содержание финансового контроля………….………………….………………........5
1.1. Понятие финансового контроля.……...……………………………………………..5
1.2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля.……………….……..8
2. Развитие и современное состояние финансового контроля.……………………….11
2.1. История развития финансового контроля в России..…….……………………….11
2.2. Совершенствование государственного финансового контроля в современных условиях.………………………………………………………………………………….15
2.3. Развитие аудиторского контроля.………………………………………………….17
2.4. Развитие внутрихозяйственного контроля.……………….……………………….20
Заключение……………………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

БС РФ реферат.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

     Несмотря  на наличие свыше 260 различных законов, указов, постановлений, инструкций, распоряжений и других законодательных и нормативных  актов, координация и распределение  контрольных функций и полномочий зачастую преследует узковедомственные интересы, существенно снижая эффективность финансового контроля в целом. Основным недостатком государственного финансового контроля остается отсутствие системы и как следствие - его низкая эффективность.

     До  сих пор не разработана и не утверждена официальная концепция  системы государственного финансового  контроля в России. Представлены два  проекта единой концепции - правительственный  вариант и вариант Счетной  палаты Российской Федерации, имеющие  существенные расхождения по ключевым вопросам.

     В целях эффективности функций финансового контроля мэром Москвы создано распоряжение о создании совета по совершенствованию государственного финансового контроля.

     При совершенствовании системы финансового  контроля, принципиально важно использование зарубежного опыта. Здесь речь может идти о поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.

     Принципиально значимым представляется достижение в  деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность,  амозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

     Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно  и эффективно использовать государственные  финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя  к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы  с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям. 

     2.3. Развитие аудиторского  контроля 

     Аудиторский (независимый) контроль – сравнительно новое направление финансового  контроля. Аудит – это форма  предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению  независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг.

     Основной  целью деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторы и аудиторские фирмы имеют право на деятельность после профессиональной аттестации и государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности. При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном реестре аудиторов и аудиторских фирм.

     В РФ аудиторская деятельность специализирована. Банковский аудит лицензируется Центральным банком РФ, аудит страховых организаций, общий аудит, а также аудит инвестиционных фондов – соответствующими подразделениями Минфина РФ.

     При Президенте РФ создана Комиссия по аудиторской деятельности. Ее основная задача – организация разработки системы по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в РФ, а также защита интересов государства, хозяйствующих субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. В Положении о Комиссии сформулированы ее полномочия:

  • выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования аудиторской деятельности;
  • организация ведения государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений;
  • организация публикаций в СМИ сведений о выдаче и аннулировании лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных объединениях аудиторов и аудиторских фирм и т.д.;
  • комиссия имеет право направлять аудиторам, аудиторским фирмам и их объединениям обязательные для исполнения предписания об устранениях ими нарушений законодательства РФ в области аудиторской деятельности.

     При осуществлении своей деятельности аудиторы наделены широкими правами  и одновременно имеют определенные обязанности. Аудиторы имеют право:

  • проверять у хозяйствующих субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;
  • получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения для аудиторской проверки;
  • по письменному запросу получать необходимую для осуществления проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, получивших проверку;
  • самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов, конкретных условий договора с хозяйствующим субъектом, а также содержания поручения органов суда, прокуратуры и т.д. При этом допускается привлечение на договорной основе к участию в проверке аудиторов, работающих в других аудиторских фирмах;
  • отказаться от проведения аудиторской проверки в случае предоставления проверяемым хозяйствующим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости;

     Обязанности аудиторов сводятся к следующему:

  • неукоснительно соблюдать законность в ходе проведения проверки;
  • квалифицированно предоставлять аудиторские услуги;
  • обеспечивать сохранность документов, получаемых в ходе проверки и не разглашать их содержание без согласия хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, специально предусмотренных законом.

     Существуют  два вида аудиторских проверок в  зависимости от субъектов, инициирующих их – обязательное и инициативное. Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Инициативная проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта.

     По  результатам проверки оформляется  аудиторское заключение (ревизионный сертификат), имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам обязательной проверки, инициированный государственным органом, имеет силу заключения экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством.

     Текст аудиторского заключения состоит из вводной, аналитической и итоговой частей. Во вводной части приводится юридический адрес аудиторской  фирмы, фамилии всех аудиторов, принимавших  участие в процессе, номер и  дата выдачи лицензии и т.п. В аналитической части излагаются результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля, а также факты выявленных существенных нарушений в системе учета и отчетности, влияющих на достоверность, несоблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников хозяйствующего субъекта, государства и третьих лиц. Итоговая часть содержит запись о подтверждении достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

     2.4. Развитие внутрихозяйственного  контроля 

     Внутрихозяйственный контроль – это контроль финансово-хозяйственной  деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или  организации. Объектом этого контроля выступают как предприятие в целом, так и отдельные его структурные подразделения.

     Важнейшими  функциями внутрихозяйственного контроля выступают:

  • формирование учетной политики;
  • ведение бухгалтерского учета;
  • составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • контроль за движением имущества и выполнением обязательств;
  • обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству.

     Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерий, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный (старший) бухгалтер. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности.

     Главный бухгалтер совместно с руководителем  предприятия подписывает все  документы, служащие основанием для  приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные договора. Названные документы без подписи главного бухгалтера признаются недействительными и не принимаются к исполнению.

     Главный бухгалтер не принимает к оформлению и исполнению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. При получении незаконного распоряжения он обязан до исполнения письменно заявить об этом первому руководителю. При получении письменного подтверждения об исполнении названных документов главный бухгалтер исполняет его. В этом случае вся полнота ответственности за совершенную операцию ложится на руководителя предприятия.

     Обязанностью  главного бухгалтера является также  осуществление предварительного финансового контроля за правильностью и законностью расходования средств.   

 

      Заключение 

     Сегодня органы государственной власти уделяют  серьезное  внимание вопросам  совершенствования  системы финансового  контроля.  Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования  экономики и финансовой системы страны  является  наличие  развитой  системы  контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию бюджетного кодекса.

     В целях наиболее полного выполнения Указа Президента  Российской Федерации от 03.03.98г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. Создание  такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской   деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России,   выполняющих контрольные функции. 

     В настоящее время в Минфине активизирована работа  по подготовке проектов федеральных законов о государственном контроле в Российской Федерации.

     Финансовые  операции должны быть одновременно экономически целесообразными и юридически правомерными. Поэтому органы, осуществляющие финансовый контроль, уделяют внимание именно этим двум сторонам деятельности субъектов финансовых отношений. Между двумя названными сторонами финансовой деятельности объективно существуют противоречия. Действительно, часто наиболее рентабельные операции являются противоправными. Только в рамках финансового контроля достигается разрешение указанного противоречия. Типичной рекомендацией контролирующих органов в случае обнаружения ими неправомерно полученной выгоды является ее полное обращение в доходы государственного бюджета.

Информация о работе Развитие и современное состояние финансового контроля