Налоги и их роль в формировании бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:05, контрольная работа

Краткое описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.

Файлы: 1 файл

кон раб бюдж.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

       30% устанавливается в отношении доходов субъектов – нерезидентов РФ.

       9% в отношении доходов в виде дивидендов.

Основная ставка 13% устанавливается в отношении в отношении всех других видов доходов.

 

 

 

 

Объем выпадающих доходов бюджета в 2008 г в связи с переходом на поквартальную оплату НДС составит 260 млрд руб - замминистра финансов

МОСКВА, /ПРАЙМ-ТАСС/. Объем выпадающих доходов бюджета в 2008 г в связи с переходом на поквартальную оплату НДС составит 260 млрд руб. Об этом, выступая на совещании у председателя Совета Федерации по вопросу проекта федерального бюджета на 2008-2010 гг, заявила замминистра финансов РФ Татьяна Голикова.

Она подчеркнула, что это будут разовые выпадающие доходы и эти средства окажутся в распоряжении российских предприятий.

Кроме того она отметила, что в ближайшее время будет завершено согласование основных направлений налоговой политики на 2008-2010 гг и уже на этой неделе они будут внесены в окончательном варианте в правительство РФ.

Т.Голикова также призвала депутатов Госдумы и сенаторов завершить как можно быстрее работу над Бюджетным кодексом, который сейчас внесен в Госдуму с тем, чтобы начать работу над трехлетнем бюджетом. Она напомнила, что в соответствии с текущей редакцией Бюджетного кодекса федеральный бюджет формируется только на 1 год.

Замминистра финансов также отметила, что в связи с более ранними сроками принятия федерального бюджета, он будет основываться на отчетных данных о развитии экономики за 2006 г и оценке за первый квартал 2007 г. При этом она подчеркнула, что это "никоим образом не повлияет на качество документов, которые будут представлены в парламент".

Т.Голикова также сообщила, что предварительные параметры на 2008-2010 гг будут рассматриваться на следующей неделе на заседании бюджетной комиссии при правительстве РФ, а затем 15 марта они будут обсуждаться на заседании правительства.

 

Методология формирования доходов в субъектах РФ

Налоговая система РФ включает федеральные, региональные и местные налоги. Основой классификации налогов является признак компетенции органов государственной власти в применении налогового законодательства.

Реформа федеративных отношений и разграничение полномочий привели к четкому закреплению налоговых полномочий и налоговых доходов федерального центра и субъектов РФ. В результате сегодня сложилась следующая структура налоговой системы в Российской Федерации. В разрезе налоговых полномочий: 9 федеральных налогов и 4 специальных налоговых режима, 3 региональных налога, 2 местных налога[9]. Таким образом, произошло значительное сокращение числа региональных и местных налогов.

Федеральные налоги, порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ.

Региональные налоги устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов Российской Федерации определяются налоговые ставки в пределах, установленных настоящим НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.

1.       налог на имущество организаций;

2.       транспортный налог;

3.       налог на игорный бизнес.

Местные налоги устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно - территориального образования.

НК РФ определяет, как правило, верхний предел налоговых ставок по региональным и местным налогам, конкретные же ставки по этим налогам устанавливают соответствующие органы власти.

Конституция РФ исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться "законно установленными".

В региональном законе налоговое бремя не может быть увеличено, а положение налогоплательщиков не должно ухудшиться по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.

При этом и остальные нормы регионального закона должны отвечать общим принципам налогообложения и сборов, определенным федеральным законом, и не вступать в противоречие с федеральным законом.

Порядок введения в действие как федерального, так и регионального законов должен строго соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.

В случае нарушения перечисленных принципов региональный налог не может считаться законно установленным. В сущности, при этом налогоплательщик не обязан его платить.

В последнее время, когда речь заходит о регионах, применяется понятие «финансовый леверидж» (финансовый рычаг), заимствованное из микроэкономики, который можно определить как соотношение внешних источников формирования регионального бюджета (трансферты) и внутренних (налоговые и неналоговые поступления)[10]. Финансово-независимым может считаться регион, внутренние источники финансирования которого составляют не менее 80 %. Такой регион можно охарактеризовать как финансово-устойчивый, независимый от центра и самостоятельный.

Естественным стремлением каждого региона является повышение финансовой независимости и устойчивости. Это – основной аспект формирования налоговой политики на региональном уровне. Главное средство для этого — увеличение налоговых поступлений.

Налоговые поступления могут быть увеличены несколькими способами:

1.       Введение новых налогов. Основное достоинство этого способа — стабильное, прогнозируемое поступление средств. Сложность заключается в том, что от обоснования необходимости нового налога до его фактического введения проходит длительное время.

2.       Увеличение ставок налогов. Достоинство — быстрый эффект. Недостаток — ставки большинства налогов находятся на предельном уровне и не могут быть повышены. Кроме того, быстро возникающий при повышении ставок налога эффект в виде увеличения поступлений в дальнейшем уменьшается.

3.       Повышение собираемости начисленных налогов. Достоинство — отсутствие потребности в законодательных решениях. Кроме того, мероприятия по повышению собираемости налогов проводятся постоянно и заключаются в совершенствовании учета налогоплательщиков, выявлении налогоплательщиков, уклоняющихся от налогового учета, и других формах налогового администрирования[11]. Но указанный способ не может дать значительного экономического эффекта ввиду того, что собираемость по основным видам налогов и так находится на достаточно высоком уровне, а уровень стопроцентной собираемости достижим только теоретически.

4.       Сокращение количества плательщиков, пользующихся льготами. Достоинство — теоретическое увеличение поступления налогов. Недостатки — возможные социальные недовольства и ухудшение финансового положения бывших льготников, что ведет к их неплатежеспособности.

5.       Совершенствование налоговой базы регионов.

Наиболее актуальным представляется последний из методов.

Совершенствование налоговой базы — это процесс трансформации налоговой базы из фактического состояния в оптимальное. Начальный этап разработки программы совершенствования налоговой базы регионов — это выявление факторов, влияющих на налоговую базу, а также характера и степени этого влияния.

По источнику возникновения всю совокупность факторов можно разделить на две группы: внешние, возникающие вне региона, и внутренние. Конкретный регион не может оказывать какого-либо значительного влияния на внешние факторы, которые в свою очередь оказывают сильное влияние на налоговую базу региона. Внутренние факторы в достаточной степени подвержены влиянию региональной законодательной и исполнительной власти.

Главный внешний фактор совершенствования налоговой базы – налоговое законодательство федерального уровня, включающее нормативно-правовые акты о налогах и сборах.

Влияние внутренних факторов может корректироваться в ту или иную сторону в рамках региона. При определении состава этих факторов необходимо учесть основные макроэкономические, социально-демографические и другие характеристики региона.

Ресурсно-сырьевые (геоэкономические) факторы — это оценка территории по совокупному природно-ресурсному потенциалу с точки зрения бюджетной достаточности. Расширение использования ресурсно-сырьевой базы региона позволяет экстенсивно расширить налоговую базу региона без усиления налогового бремени. Этот фактор оказывает большое влияние и на структуру налоговой базы — возрастает доля акцизов и НДС в совокупности налоговых поступлении. При этом следует учесть, что косвенные налоги до сих пор собираются лучше прямых, а законодательство по акцизам и НДС за годы существования данных налогов претерпело значительные изменения.

Инвестиционные факторы. Они зависят от производственного потенциала региона и уровня инвестиций. При благоприятном инвестиционном климате приток внутренних и внешних инвестиций в реальный и финансовый секторы региона способствуют расширению налоговой базы. Это происходит за счет создания новых производств, применения современных технологий и, как следствие, увеличения объемов производства, товарооборота, роста реальных доходов населения и т.д.

Инновационные факторы — уровень развития НИОКР и их финансирование, внедрение в регионе достижений научно-технического прогресса[12]. Так как эти факторы не дают быстрой отдачи в виде поступлений в бюджет, в условиях переходного периода их финансирование при недостатке средств прекращается, как правило, в первую очередь.

Понятие эффективности налоговой базы региона в настоящее время отсутствует. Ввиду того, что оценить ее в стоимостном выражении не представляется возможным из-за разнородности компонентов, входящих в состав налоговой базы, в качестве этого показателя можно рассматривать величину реальных налоговых поступлений на одного жителя региона. Меньшая налоговая база региона, но учитывающая специфику данной территории неориентированная на ее реальный сектор экономики, может дать больший эффект в виде налоговых поступлений.

Подводя итоги, можно сказать, что практически каждый регион нашей страны нуждается в дополнительных финансовых ресурсах. Таким источником могут стать возросшие в результате совершенствования налоговой базы региона налоговые поступления. В то же время регионы имеют ограниченное воздействие на налоговую базу, но в рамках предоставленных им полномочий это влияние должно иметь целью увеличение объемов производства. Только следствием этого процесса может стать устойчивое повышение налоговых поступлений.

Доля финансовой помощи субъектам РФ составит 15-18 проц от их бюджетов - Минфин

МОСКВА, /ПРАЙМ-ТАСС/. Доля финансовой помощи субъектам РФ составит 15-18 проц от их бюджетов. Об этом на совещании председателя Совета Федерации о проекте федерального бюджета н 2008-2010 гг заявила заместитель министра финансов РФ Татьяна Голикова.

Она отметила, что такой средний объем финансовой помощи сохранится в 2008-2010 гг.

При этом доходы бюджетов субъектов РФ будут расти примерно такими же темпами, как и доходы федерального бюджета. На доходы субъектов будет оказывать влияние и цена на российскую нефть, несмотря на то, что бюджеты субъектов не получают непосредственно доходов от внешнеэкономической деятельности. Расходы субъектов будут прирастать примерно теми же темпами, что и доходы "с некоторой долей отставания на 2 проц пункта".

Т.Голикова отметила, что в целом профицит бюджета субъекта РФ в 2006 г достиг 139 млрд руб. При этом число субъектов с профицитным бюджетом по итогам 2006 г достигло 56 по сравнению с 56 субъектами, которые имели дефицит бюджета в 2005 г.

Кредиторская задолженность бюджетов субъектов РФ снизилась с 92,6 млрд руб на 1 января 2005 г до 40,5 млрд руб на 1 января 2007 г.

Т.Голикова подчеркнула, что с учетом тех функций, которые были переданы в ведение субъектов РФ после 1 января 2005 г, объем переданного финансирования превышает необходимый на 745 млрд руб. Т.Голикова отметила, что это несколько неожиданная цифра и необходимо сейчас оценить расходы, необходимые для субъектов РФ с учетом принятого ими законодательства по тем полномочиям, которые закреплены за субъектами.

Т.Голикова также заявила, что предстоит точно определить постоянный размер трансферта нефтегазовых доходов, который будет выделяться ежегодно для финансирования расходов федерального бюджета.

 Доходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета за январь 2007 года в разрезе федеральных органов исполнительной власти - администраторов доходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальные объемы администрируемых доходов:

Федеральной налоговой службой – в сумме  222,59 млрд. рублей, что составило 28,6% к утвержденной росписи поступлений доходов на I квартал 2007 года;

Федеральной таможенной службой – в сумме  193,69 млрд. рублей, что составляет 25,9% к утвержденной росписи поступлений доходов на I квартал 2007 года;

Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом - в сумме 2,66 млрд. рублей, или 34,7% к утвержденной росписи поступлений доходов на I квартал 2007 года;

Другими федеральными органами – в сумме  17,91 млрд. рублей, или 48,3% к утвержденной росписи поступлений доходов на I квартал 2007 года.

 

 

Формирование доходов местных бюджетов

Доходы бюджета местного самоуправления являются достоянием всего сообщества, проживающего на территории. Этот канал доходности контролируется и регулируется представительным органом и администрацией. Доходы местного самоуправления складываются из налогов, платежей, поступлений от приватизации, сдачи в аренду муниципальной недвижимости, продажи земельных участков, средств поступающих в результате реализации инвестиционных проектов, а также кредитов, займов, дотаций и помощи. Доходы местного самоуправления попадают в бюджет и различные внебюджетные фонды.

Также можно выделить следующие каналы и виды поступлений. Это доходы физических и юридических лиц от предпринимательской деятельности. К этим доходам относятся зарплаты, пенсии, стипендии, пособия, доходы по вкладам частных лиц, другие поступления, а также прибыль от предпринимательской деятельности, осуществляемой целиком или частично на данной территории, амортизационные отчисления как один из важнейших источников инвестиций.

Это прямые инвестиции в производство и недвижимость, расположенную на данной территории. Эти каналы доходности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, чем выше заработки населения, тем больше объем подоходного налога; чем выше прибыль предприятий, тем больше объем налога на прибыль; чем активнее инвестиции, тем выше уровень занятости; чем больше наполнения местного бюджета, тем больше возможностей для реализации социальных программ и развития инфраструктуры, поддерживающей основную экономическую активность.

Информация о работе Налоги и их роль в формировании бюджетов