Налоги и их роль в формировании бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:05, контрольная работа

Краткое описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.

Файлы: 1 файл

кон раб бюдж.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

2.       Согласно законодательству РФ неуплата налогов влечет за собой разнообразные финансовые санкции в отношении неплательщиков налогов – от административной до уголовной ответственности.

3.       Выделяются следующие признаки налога как финансовой категории: обязательность, уплата в целях финансового обеспечения государства, односторонний характер установления налога, возможность применения государственного принуждения, безвозмездность и безвозвратность.

Соответственно, может быть предложено следующее определение налога: «налог представляет собой устанавливаемый государством в целях финансового обеспечения своей деятельности, обеспеченный возможностью применения принуждения, обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, уплачиваемый физическими и юридическими лицами в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств»[5].

 

2. Порядок формирования налоговых доходов государства.

 

Методология формирования доходов на федеральном уровне

Бюджетным кодексом РФ состав доходов каждого уровня бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений.

В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет около 90%.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ.[6]

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.

В перечень этих налогов входят:

1.       Налог на добавленную стоимость;

2.       Акцизы;

3.       Налог на прибыль;

4.       Налог на доходы физических лиц;

5.       Государственная пошлина;

6.       Водный налог;

7.       Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

8.       Единый социальный налог;

9.       Налог на добычу полезных ископаемых.

Рассмотрим поподробнее основные налоги, за счет которых обеспечивается значительная часть налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ.[7]

Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Сегодня его доля достигает 40% от всех налоговых доходов бюджета. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги.

Особенность данного налога в том, что если в одном месте сделано начисление (продавцом), то в другом на эту же сумму должен быть сделан вычет (покупателем). Причем два этих действия должны происходить в одном временном отрезке времени. В противном случае на неопределенное время НДС превращается в налог с оборота по ставке 18% .

Налогоплательщиками НДС признаются, как правило:

       организации;

       лица, являющиеся плательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу;

       индивидуальные предприниматели.

Согласно п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются следующие операции:

       реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога;

       передача имущественных прав;

       передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации;

       выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Налоговым законодательством РФ ряд товаров и услуг освобождены от НДС.

В ст.149 НК определяются операции, не подлежащие налогообложению. В частности:

       предоставление в аренду арендодателем на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ.

       реализация товаров, а также передача, выполнение, оказание услуг для собственных нужд на территории РФ: медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному Правительством РФ, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий, медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и учреждениями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

Налоговым периодом по НДС является календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными (в течение квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 1 млн. руб., налоговый период – один квартал.

Налогообложение НДС производится по 0%, 10%, 18%.

Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающим 1 млн. руб., вправе уплачивать налог, исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее 5 дней со дня отгрузки товара.

Акцизы, как и НДС – федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара. В настоящее время в доходах федерального бюджета РФ они прочно удерживают пятое место после НДС и в общей сумме налоговых поступлений составляли в 2004 г.- 7.2%, а в 2005 – порядка 4%.[8]

НК РФ определяет круг товаров облагаемых акцизами:

       спирт этиловый из всей видов сырья;

       алкогольная продукция (водка, вина, коньяки);

       пиво;

       табачные изделия;

       автомобили легковые и мотоциклы;

       бензин автомобильный;

       моторные масла для двигателей;

       прямогонный бензин;

       дизельное топливо;

       спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и другие виды продукции в жидком виде).

Плательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Объектом обложения акцизами признаются операции:

       реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе передача прав собственности на подакцизные товары на безвозмездной основе;

       реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

       использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, имеющими свидетельство на оптовую или оптово-розничную реализацию;

       получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими свидетельство;

       ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и др. операции в соответствии со ст.182 гл.22 НК РФ.

Налоговый период для налогоплательщиков акцизов – календарный месяц. Исчисленная сумма налога уменьшается на установленные НК РФ налоговые вычеты. Сумма акциза, подлежащего вычету, должна быть выделена в расчетных документах и счетах-фактурах, предъявленных поставщиком покупателю товара.

Уплата акциза производится, исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.

Необходимо отметить, что с введением в действие гл.22 НК РФ «Акцизы», вопросы правового регулирования практики применения акцизов в РФ поднялись на качественно новый уровень, что имеет важное значение для более полного использования государством фискальных возможностей этого налога.

Еще одним важным источником консолидированного бюджета РФ является налог на прибыль организаций (14,1%), который обеспечивает около 20% всех его доходов.

Налог на прибыль организаций относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. По роли в формировании бюджетных доходов налог на прибыль занимает третье место, но его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%.

В отличие от первого этапа налоговой реформы, в котором налог на прибыль играл основную роль в формировании доходов государства, в последующие годы его доля постепенно снижалась, и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы.

Современный характер налогообложения прибыли организаций РФ, в целом, соответствует мировому уровню.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.

В целях определения налоговой базы по налогу на прибыль, организация должна уменьшить полученные доходы на величину расходов, за исключением расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли. При этом учитываются только обоснованные и документально подтвержденные расходы. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты в денежной оценке.

С 1 января 2002 г. в соответствии с введенной в действие гл.25 НК РФ снижена базовая ставка налога на прибыль организаций с 35 до 24%. Понижение общей ставки налога компенсируется отменой целого ряда льгот для различных видов деятельности и субъектов налоговых отношений.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

10% - от использования, содержания и сдачи в аренду судов, самолетов и др. транспортных средств и контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;

20% - со всех остальных доходов, за исключением доходов по ценным бумагам.

По доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

9% - по доходам в виде дивидендов, полученным от российских организаций российскими организациями и физическими лицами – налоговыми резидентами РФ;

15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

24% - ставка по всем остальным пунктам, кроме перечисленных.

Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по ст. 274 НК РФ. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно, за исключением случаев, когда налог удерживается у источника получения дохода.

Также осободоходный налог для бюджета это - Единый социальный налог (ЕСН). В 2005 году его место стало четвертым (9,6%). Его платят:

       Индивидуальные предприниматели;

       Лица, производящие выплаты физическим лицам;

       Физические лица, не признаваемые ИП;

       ИП, адвокаты.

       Объектом являются выплаты за выполнение работ, оказание услуг и т.д.

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговая база исходит на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года и в зависимости от суммы распределяется следующим образом:

       20% - в федеральный бюджет;

       3,2% - в фонд социального страхования РФ;

       0,8% - в федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

       2,0% - в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Общая же сумма налога составляет 26%.

Налог на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) имеет значимое второе место в доходах федерального бюджета на 2005 год (31,7%). Налогоплательщиками его являются организации и ИП, признаваемые законодательством РФ пользователями недр. При определении налоговой базы данного налога в обязательном порядке производится оценка добытых полезных ископаемых, которые и являются объектом налогообложения.

Налоговый период НДПИ – календарный месяц. А налоговая ставка колеблется в пределах от 0% до 17,5% в зависимости от вида полезного ископаемого, способа его добычи и количества.

Все остальные налоги и сборы в 2005 году составляют 2,1%.

Налог на доходы физических лиц действует с 1 января 1992 г. Его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками от:

       источников в РФ и от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющимися налоговыми резидентами РФ;

       источников в РФ – для физических лиц, не являющихся резидентами РФ.

Налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Налоговые ставки по данному налогу могут быть следующие:

       35% устанавливается в отношении следующих доходов: стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в рекламных мероприятиях; страховых выплат по договорам добровольного страхования; процентных доходов по вкладам в банках в части превышения лимитов; суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств также в части превышения предельных размеров:

Информация о работе Налоги и их роль в формировании бюджетов