Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:16, доклад
Фундаментальное противоречие сложившейся в конце 1990-х годов системы межбюджетных отношений в России определяется высокой централизацией ресурсов (как по доходам, так и по расходам) и чрезмерной формальной децентрализацией в процессе принятия решений. Реализация правительственной Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг.
Предполагается, что будет
жестко соблюдаться следующее правило:
именно тот уровень власти, который
устанавливает расходные
Полномасштабное внедрение
этого принципа затруднено из-за того,
что, согласно Конституции РФ, вопросов,
относящихся исключительно к
ведению региональных и муниципальных
органов власти, сравнительно немного
(11). По мнению экспертов, наиболее широко
будет применяться вторая схема
- "рамочное регулирование". С учетом
высокой дифференциации положения
регионов и отдельных муниципальных
образований по различным социально-
Предполагается, что внедрение
указанных схем позволит решить главную
проблему сложившейся системы
И все же реальная децентрализация социальной политики в ближайшие годы может стать одним из самых значимых событий реформы федеративных отношений в России. В соответствии со статьей 26. 3 новой редакции федерального закона "06 общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенной в качестве дополнения в этот закон федеральным законом N 95-ФЗ, к полномочиям региональных органов государственной власти, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств регионального бюджета, относится помимо прочего решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также детей-сирот, безнадзорных детей, ветеранов труда и других социально уязвимых категорий граждан.
Положения федеральных
законов и других нормативных
правовых актов Федерации по этим
вопросам будут применяться с 2005
г. только в том случае, если региональными
законами не будет установлено иное.
Таким образом, региональные законодатели
оказались перед трудным
Еще одной крупной новацией
федерального законодательства является
изменение принципов
По оценкам, общий объем субвенций, передаваемых из региональных бюджетов в местные, в 2005 г. составит около 192 млрд. руб. Многие регионы внедрили схему подушевых нормативов на среднее образование для расчета субвенций местным бюджетам уже начиная с 2004 г., так как в 2003 г. был принят федеральный закон, вносящий данную норму в качестве дополнения в закон "Об образовании".
В целом в 2005 г. местные бюджеты сократят свои обязательства более чем на 320 млрд. руб., или на 1/4, от существующего уровня. В то же время ожидается резкое увеличение расходных обязательств, закрепленных за региональным уровнем власти. При этом значительные средства субъект Федерации будет обязан передать в местные бюджеты в виде субвенций, в том числе на организацию учебного процесса, предоставление адресных жилищных субсидий населению и т. п.
Предполагаются значительные изменения в доходной части бюджетов разных уровней. Одной из наиболее важных новаций будет отмена регулирующих налогов, которые, по мнению разработчиков нового законодательства, сдерживают экономическое развитие.
После бурных обсуждений была законодательно утверждена система, обеспечивающая каждому субнациональному бюджету собственные налоги. Для субъектов Федерации ими станут: налоги на имущество юридических лиц и на игорный бизнес, транспортный, а также налог на прибыль в пределах ставки 4%, который по сути является аналогом регионального налога; для поселений - налог на имущество физических лиц и земельный. В более сложном положении оказались муниципальные районы, фактически оставшиеся без собственных налогов. Формально за этим уровнем закреплен единый налог на вмененный доход, который фактически является специальным налоговым режимом. Кроме того, сохранятся отчисления от федеральных налогов. Возможно, в перспективе на местном уровне значимым может стать налог на недвижимость.Введение в действие новой системы межбюджетных отношений предусматривает относительно длительный переходный период. Ожидается, что основные изменения, в том числе в результате принятия различных региональных законов, произойдут в 2005-2006 гг.
(*) - При подготовке статьи
использовались материалы
(1) - Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 г. N 862.
(2) - Постановление Правительства Российской. Федерации от 15 августа 2001 г. N 584.
(3) - Здесь и далее
понятие "региональный" относится
к субъекту Российской
(4) - Программа развития
бюджетного федерализма в
(5) - Предполагалось, что
это будет сделано в 2004 г.
путем внесения
(6) - См. Силуанов А. Финансовая помощь из федерального бюджета. - Бюджет, 2004, N 3, с. 11.
(7) - Подробнее об этом см. : Обзор экономики Российской Федерации. ОЭСР, 2000.
(8) - Федеральный закон
от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении
изменений в законодательные
акты Российской Федерации и
признании утратившими силу
(9) - В соответствии с
федеральным законом в России
с 2006 г. предусмотреть три типа
муниципальных образований:
(10) - В августе 2004 г.
Минфин России утвердил "Методические
рекомендации по регулированию
межбюджетных отношений в
(11) - Статьи 71 и 72 Конституции
РФ содержат обширный перечень
предметов ведения и
Информация о работе Межбюджетные отношения в России на современном этапе