Методы бюджетного планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:22, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетная система – один из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существование государств финансовые ресурсы, мобилизуемые бюджетной системой страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах общества.
Бюджет, денежное обращение – это зеркало государства, барометр экономического и социального состояния государств, его политического положения.

Файлы: 1 файл

БЮджетная система.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

Исполнение доходной части бюджетов за счет поступлений от физических лиц осуществляется как через исчисление и удержание из заработной платы сумм по отдельным платежам предприятиями и учреждениями по месту работы физического лица, так и посредством уплаты платежей непосредственно самими физическими лицами в установленном законом порядке (например, на основании платежного извещения налоговой инспекции).

Зачисление сумм, поступающих на счет конкретного бюджета, кредитные учреждения осуществляют на основании действующего законодательства и указаний финансовых органов.

Исполнение расходной части бюджетов связано с использованием бюджетных средств. Средства, выделяемые из бюджета в процессе его исполнения для финансирования тех или иных расходов, называются бюджетными кредитами.

Бюджетные кредиты выделяются (предоставляются) министерствам, ведомствам, отделам и управлениям, предприятиям, учреждениям и иным организациям. Размер предоставляемых бюджетных кредитов соответствует объему ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете для финансирования расходов учреждений и иных организаций.
Бюджетные кредиты поступают в распоряжение соответствующих руководителей учреждений и иных организаций, называемых распорядителями бюджетных кредитов.

Распорядители бюджетных кредитов — это должностные лица, которым законодательством предоставлено право распоряжаться денежными средствами, выделенными из бюджета. К ним относятся первые руководители (и некоторые их заместители) бюджетных учреждений, государственных и муниципальных предприятий, руководители других организаций.

Распорядители бюджетных кредитов подразделяются на главных и нижестоящих распорядителей кредитов.

К главным распорядителям бюджетных кредитов относятся:
по федеральному бюджету — министры и руководители ведомств Российской Федерации; по бюджетом субъектов РФ — министры и руководители ведомств республик в составе РФ, руководители отраслевых отделов и управлений других субъектов РФ; по местным бюджетом — руководители отраслевых отделов и управлений при местной администрации, а по сельским и поселковым бюджетам — главы администраций соответствующей территории.

Главные распорядители бюджетных кредитов имеют право:
использовать открытые в их распоряжение бюджетные кредиты на содержание аппарата управления соответствующего министерства, ведомства, управления и т.п., на проведение централизованных мероприятий; распределять открытые кредиты между подведомственными учреждениями; переводить кредиты со своих счетов на счета нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов; другие права в рамках своих полномочий.
Нижестоящие распорядители подразделяются на две группы. В первую группу входят руководители учреждений и организаций, получающие бюджетные кредиты от главных распорядителей кредитов на расходы возглавляемого ими учреждения (организации) и для распределения таких кредитов между подведомственными учреждениями и иными организациями. К ним относятся руководители отделов и управлений министерств и ведомств РФ и республик в составе РФ, руководители иных промежуточных звеньев и организаций, например трестов.

Вторую группу нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов составляют руководители конкретных учреждений, иных организаций, имеющих самостоятельные сметы ^получающих бюджетные кредиты от вышестоящих распорядителей кредитов (распорядителей кредитов первой группы, нижестоящих распорядителей кредитов) для их использования на нужды данного учреждения (организации). К ним относятся, например, ректор вуза, главный врач больницы и т.п.

Распорядители бюджетных кредитов всех уровней должны использовать выделенные им бюджетные средства строго по целевому назначению и в пределах утвержденных смет. За допущенные нарушения в использовании бюджетных средств распорядители бюджетных кредитов несут ответственность, предусмотренную российским законодательством.
Функционирование бюджетов как самостоятельных звеньев бюджетной системы предполагает их взаимную ответственность в процессе исполнения.

Так, согласно бюджетному законодательству РФ, если в ходе исполнения бюджета вышестоящим органом власти в пределах компетенции принимается решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджетов нижестоящего территориального уровня, то недостающие в связи с этим для сбалансирования минимального бюджета средства компенсируются этим вышестоящим органом власти за счет средств соответствующего бюджета.

В случае же принятия органом власти решения с нарушением своей компетенции, которым причиняется материальный ущерб бюджету вышестоящего или нижестоящего территориального уровня, то этот ущерб должен быть возмещен органом власти, принявшим такое решение, за счет подведомственного бюджета. Исполнение бюджетов заканчивается заключением бюджетов и составлением отчетов об их исполнении.
Заключение бюджета выражается в закрытии счетов, по которым осуществляется исполнение доходной и расходной частей данного бюджета. Заключение бюджета происходит 31 декабря, после которого никакие выплаты из заключенного бюджета не производятся, равно, как и не производятся зачисления бюджетных доходов на его счета. Исключением являются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета, на завершение которых законодательством предусмотрен дополнительный льготный период, равный одному месяцу.

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что существование государства, его развитие и укрепление невозможно без профессионального управления финансами, основным инструментом которого является бюджетное планирование, в связи с этим ему должно уделяться особое место в экономическом развитии страны.
Бюджет государства является важнейшим звеном финансовой системы. Он отражает содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, представляя собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств страны, который должен определяться задачами социально-экономического развития.

Ключевым моментом совершенствования бюджетного планирования должны стать:

· повышение надежности и достоверности макро- и микроэкономических прогнозов на основе дальнейшего развития государства и его субъектов;

· разработка системы мониторинга, которая позволит сопоставить полученные результаты с планируемыми, а также провести анализ причин их несоответствия;

· реализация мер по усилению контроля над целевым использованием государственных денежных средств, в том числе направленных на реализацию государственных программ;

· упорядочивание механизма перераспределения бюджетных средств между различными субъектами и пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней.

Таким образом, совершенствование бюджетного планирования способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним межбюджетным отношениям, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль над уровнем бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет в мощный стимул экономического роста, и именно бюджет позволяет аккумулировать финансовые ресурсы и осуществлять их использование в условиях рынка наиболее эффективно.

Бюджетное планирование является составляющей общегосударственного экономического планирования. Уровень его организации, научная обоснованность планируемых показателей бюджета, их сбалансированность в основном определяют экономическое и социальное развитие, как отдельных регионов, так и государства в целом.

Бюджетное планирование на государственном уровне базируется на существующей в РФ методике и многолетнем опыте сбора и распределения финансовых средств в целях выполнения своих функций перед обществом.

Весь цикл управления процессами формирования, распределения, перераспределения и потребления бюджетных ресурсов осуществляется посредством бюджетного планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря бюджетному планированию обеспечивается сбалансированность общегосударственных экономических и межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Бюджетное планирование на федеральном уровне и уровнях территориальных образований обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Исходя из бюджета (федерального, территориального), каждый финансовый план решает задачи организации и управления бюджетными средствами в конкретном звене управления. В систему бюджетно-финансовых планов входят перспективные и сводные финансовые балансы, составляемые на государственном и территориальных уровнях управления с учетом их возможностей по формированию бюджетов и их исполнению.

Целями такого планирования на всех уровнях власти являются:

- обеспечение координации социального и экономического развития государства и его территорий на основе бюджетной политики;

- прогнозирование объектов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий;

- прогнозирование финансовых последствий проведения реформ и выполнения программ;

- определение возможностей по реализации различных мер в области финансово-бюджетной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.      Бюджетный кодекс РФ 2011-2012

2.      Конституция РФ

3.     «Бюджетная система России» под редакцией проф.Г.Б. Поляка 3-е издание, ЮНИТИ, Москва 2010г

4.     «Бюджетная система РФ» Александров И.М. учебник, 2-е издание М.: Дашков и Ко. – 2010. – 483 с.

5.      «Бюджет и бюджетная система Российской Федерации «/ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2011. – 838 с.

6.      http://www.labex.ru

7.      http://www1.minfin.ru/ru/

8.      «Бюджетная система РФ» Дюбин В.В.. – Петрозаводск, 2011.- 118 стр.

9.      «Бюджетная система РФ» Николаева Т.П.  / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.: 2011. - 225 стр.

10. «Бюджетная система РФ» Селезнев А.З. Москва 2011г.

11. «Бюджетная система Российской Федерации» Нешитой А.С.  учебник.-8-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2011. – 320 с.– чз 1.

12. Электронный научно-практический журнал «Финансы, деньги и кредит». –Москва. – 2011. - № 8. – 65 с.

13. «Бюджет и бюджетная система» М.П. Афанасьев, А.А.Беленчук, И.В. Кривогов, Юрайт 2011г

14. «Основы бюджета» М.П. Афанастев, Высшая школа экономики 2011г

15. «Бюджетная система РФ» В.В.Дюбин Юнити 2011г

16. «Основы бюджетной системы и бюджетного учета» Т.С.Перепанова, О.Р.Балтахинова, Высшая школа экономики 2010г

17. «Бюджетная система РФ» А.М.Годин, И.В.Подпорина, В.П. Горгеляд, ДАШКОВ и Ко 2011г

18. «Бюджетная система РФ» О.В. Врублевская, М.В. Романовский, Учебник для вузов 2010

19. «Современная бюджетная система РФ» Н.И. Куликов, Л.Н.Чайников, Е.Ю. Бабенко, Учеб. пособие Тамбов. 2010г.

20. « Бюджет и бюджетная система РФ» Н.Н.Ханчук Учебно-практические пособие для студентов 2011г.

21. «Бюджетная система РФ» Е.А.Фирсова, А.А.Артемьев, Г.Л. Толкаченко. ТО «Книжный клуб», 2011. – 348 с.

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Методы бюджетного планирования