Место бюджета в финансовом обеспечении экономического и социального развития территории в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшей частью бюджета региона является региональный бюджет развития, который отражает возможности государственного воздействия на инвестиционный процесс в регионе.
Целями разработки бюджета развития региона являются:
поддержка важных (приоритетных) для экономики региона инвестиционных проектов;
финансирование неэффективных, но насущно необходимых мероприятий по развитию экономики региона;
предоставление возможности получения гарантий под кредиты на реализацию эффективных инвестиционных проектов.
Бюджет развития региона является составной частью регионального бюджета, средства которого используются для кредит

Оглавление

Роль бюджета в стимулировании развития экономики региона 3
2. Бюджет в системе источников социально-культурного развития территории 11
3. Роль местных бюджетов в социальной защищенности населения в условиях рыночной экономики 20
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.02 Кб (Скачать)

     — Часть целевых сборов с граждан  и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство  территории, на нужды образования  и другие цели;

     — Сбор за право использования местной  символики, связанной с памятниками  истории и культуры;

     — Часть налога на содержание жилищного  фонда и объектов социально-культурной сферы от объема реализации продукции (работ, услг);

     — Доля специального налога с предприятий  для финансирования поддержки важнейших  отраслей народного хозяйства;

     — Таможенные тарифы на импорт культурных ценностей зарубежного производства;

     — Арендная плата за использование  помещений памятников истории и  культуры;

     — Поступления от налога на добавленную  стоимость по товарам культурно-досугового и информационного назначения (фонозаписи музыкальные инструменты) в размере их фактической величины в указанных товарах, реализованных на данной территории;

     — Поступления всех видов налогов  и сборов, взимаемых с предприятий, учреждений и организаций культуры, в т.ч. специализированный налог  на прибыль от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий;

     — Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью в области культуры;

     — Сбор за право торговли товарами культурного  и информационного назначения;

     — Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей, специализирующихся на культуре;

     — Сбор за право проведения кино и  видеосъемок памятников истории  и культуры;

— Сбор за лицензирование деятельности, связанной  с проведением культурно-массовых и зрелищных мероприятий, реставрацией, изготовлением репродукций, копий, экспонатов, издательской деятельности.

     Возможности получения финансовых средств под  реализацию социально-культурных программ из бюджетных источников (в т.ч. из Фонда культурных программ) определяются прежде всего степенью соответствия целевого и содержательного блока проекта условиям конкурса, тем направлениям и видам культурной деятельности, которые финансирующая организация определила в качестве приоритетных. В частности, Министерство культуры России в подпрограмму “Сохранение и развитие культуры” включило следующие разделы, в которые могут “вписаться” проекты, предлагаемые для финансирования региональными субъектами культурной жизни:

     — Изучение, сохранение и реставрация  культурного наследия Российской Федерации;

     — Формирование, реставрация, сохранение и эффективное использование  музейных фондов;

     — Формирование, сохранение и использование  библиотечных фондов;

     — Возрождение и развитие традиционной художественной культуры, поддержка  самодеятельного художественного  творчества и культурно-досуговой деятельности;

     — Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального культурного сотрудничества;

     — Поддержка молодых дарований  в сфере культуры и искусства;

     — Внедрение новой техники и  технологий в сфере культуры;

     — Содержание и обеспечение деятельности федеральных учреждений культуры и  искусства.

     — Совместно с Министерством социальной защиты населения Министерство культуры финансирует такие программы  как “Дети-инвалиды и культура”; “Летний отдых детей”; “Дети  Севера”; “Дети семей беженцев и  переселенцев”; “Дети и культура”; “Одаренные дети”.

  Другая важная часть территориальных финансов – средства субъектов

Хозяйствования

    - финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной

      собственности (как правило, его  коммунальные предприятия);

  - финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Для социальной поддержки своих работников субъекты хозяйствования строят и приобретают жилые дома, квартиры, детски дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха. В

нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому в общем объеме территориальных финансов часто превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие.

     На  территориальную базовую программу  ОМС, предусматривающую объемы медицинской  помощи сверх федеральной, могут  быть распространены иные условия социального  страхования, фактически это программа  муниципального медицинского страхования  соответствующей территории. За счет средств ОМС целесообразно оплачивать проезд в областные и федеральные учреждения пациентов, имеющих направления лечащего врача медицинского учреждения, выполняющего программы ОМС.

В социально-культурном комплексе идет процесс формирования системы государственного предпринимательства. Эффективное функционирование этой системы требует строгого законодательного нормативного оформления принципов  функционирования государственного предпринимательства.

     В настоящий момент уже принят пакет  основополагающих законов, определяющих деятельность хозяйственных субъектов  в рыночных условиях.

Выраженная  рыночная ориентация учреждений социально-культурного  комплекса при отсутствии общего стратегического управления процессом  развития сети может привести к негативным последствиям, необоснованной диверсификации структуры оказываемых населению  услуг социально-культурного комплекса 
 
 
 
 
 
 

3. Роль местных бюджетов в социальной защищенности населения в условиях рыночной экономики. 
 

     Финансовой  базой местных органов власти являются их бюджеты.  Бюджетные  и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

     Местные бюджеты – один из главных каналов  доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

     На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образование, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет местных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.

     С усилением ориентации на микроэкономические принципы хозяйствования  расширились  экономические функции местных  органов самоуправления. Центр тяжести  сместился на нижние уровни бюджетной  системы. Упор на удовлетворение социальных потребностей территориальное развитие и повышение роли экономических методов управления. Широкие возможности для использования бюджетных рычагов и методов обеспечения комплексного развития территорий в условиях развития рыночных отношений превращают местные бюджеты в важное, социально значимое звено бюджетной системы. В условиях активного формирования органов местного самоуправления возложение на них решения жизненно важных проблем приобретает особый характер реализации на практике основополагающего принципа формирования местных бюджетов — принципа самостоятельности. Однако финансовое обеспечение местного самоуправления не соответствует той роли, которую органы местного самоуправления призваны играть в жизни населения, и тем обязанностям, которые на них возложены Конституцией Российской Федерации.

  По состоянию на 1 января 2007 г. на территории страны действовало 24 210 муниципальных образований, из них 19 904 – в сельских поселениях, 552 – в городских округах, 1747 – в городских поселениях, 1801 – в муниципальных районах и 236 – во внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения. В 2006–2007 гг. в результате положительной динамики роста экономических показателей в регионах и муниципальных образований отмечался рост доходов местных бюджетов по стране в целом. Если в 2006 г. собственные доходы местных бюджетов (без учета субвенций) составили 1084,2 млрд руб., которые выросли по сравнению с 2005 г. на 235,4 млрд руб. (27,7%), то в 2007 г. их объем составил 1387,2 млрд руб., а прирост к уровню 2006 г. – 303,0 млрд руб. (27,9%). В 55 субъектах РФ рост собственных доходов местных бюджетов превысил средний уровень по стране.

     Так, наибольший темп прироста отмечался  в местных бюджетах Сахалинской  области (95,4%), Астраханской области (86,7%), Кабардино-Балкарской Республики (79,2%), Республики Калмыкия (61,5%), Ненецкого  автономного округа (61,2%), Волгоградской  области (54,7%), Курской области (53,7%), Тульской области (50,7%). Незначительное снижение темпов роста собственных доходов местных бюджетов отмечается лишь в четырех субъектах РФ5.  

  В структуре собственных доходов местных бюджетов в среднем по РФ 41,8% (579,5 млрд руб.) приходится на налоговые доходы. В 36 субъектах РФ их удельный вес в общем объеме собственных доходов превысил указанное значение. Наибольшая доля отмечается в местных бюджетах Тюменской области (78,0%), Республики Хакасия (56,9%), Калужской области (56,2%), Приморском крае (56,0%), Самарской области (54,4%), Волгоградской области (51,2%).

     Этот  показатель ниже среднего по стране в 48 субъектах РФ, а наименьшая доля налоговых доходов отмечается в  местных бюджетах Республики Тыва (24,1%), Республики Дагестан (26,0%), Сахалинской  области (27,7%), Кабардино- Балкарской Республики (27,8%) и др6.

     Основная  часть бюджетов муниципальных образований, безусловно, высокодотационна. Так, в 63% всех образований имеют дотационность от 50 до 100% и всего лишь 9% муниципальных образований – до 10%. Это связано прежде всего с тем, что различия в уровне социально-экономического развития между муниципалитетами, так же как между субъектами РФ, значительны, что особенно сильно проявляется в муниципальных бюджетах.

     Безвозмездные и безвозвратные перечисления от бюджетов других уровней по итогам 2006 г. составили в среднем 58% доходов  местных бюджетов. В некоторых  регионах местные бюджеты формировались  практически только на основе финансовой помощи. Так, в Республике Дагестан доля финансовой помощи в местных  бюджетах достигла 90,1%, в Республике Саха (Якутия) – 75,6, в Республике Тыва – 87, в Амурской области  почти 74%7.   Велика роль местных бюджетов и в финансировании социальной сферы. Так, более 90% всех расходов муниципальных бюджетов составляют следующие основные статьи затрат местного самоуправления: образование, здравоохранение, социальная защита, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство. При этом данные статьи определяют лишь текущее содержание, тогда как на развитие муниципалитетов средства практически не выделяются. В 2005–2006 гг. произошло расширение перечня вопросов местного значения, что привело к увеличению объемов расходных обязательств муниципальных образований. В 2006 г., по данным Минфина РФ, расходные обязательства муниципальных образований выросли на 254 млрд руб., или на 21%, в 2007 и 2008 гг. рост продолжился6. На рис. 2 представлена структура расходов бюджета г.Элисты в 2008 г. 

            Рис. 2. Структура расходов бюджета города Элисты в 2008 г.

     По  отношению к 2006 г. в структуре  основных расходов местных бюджетов в 2007 г. отмечается ряд изменений. Так, доля расходов на управление выросла на 0,2%, на жилищно-коммунальное хозяйство — на 1,1%, снизились расходы на образование (на 0,9%).

     Рассмотрим  место налоговых доходов в  структуре звеньев бюджетной  системы Республики Калмыкия. 

Бюджет 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Республиканский бюджет 29,28 46,00 53,52 38,42 42,44 24,99 24,84
Бюджет  г.Элисты 63,45 72,34 81,82 50,30 38,68 35,81 39,43
 

     Из  таблицы видно, что в 2002–2005 гг. удельный вес налоговых доходов в бюджете  г. Элисты составлял 61–82%. В 2006 г. их доля резко понизилась – до 38,68% в структуре всех доходов. Тенденция продолжилась и в 2007 г. – до 35,81%. В 2008 г. Запланировано  39,43%.

     В бюджете Республики Калмыкия максимальная доля налоговых доходов наблюдалась в 2004 г. и составила 53,52%. В 2005 г. произошло ее снижение – до 38,42%, в 2006 г. – 42,44%, а в 2007 г. резко понизилось – 24,99%.

     В целях сбалансирования бюджетам выделяется финансовая помощь. В структуре доходов всех местных бюджетов важное место занимает финансовая помощь, которая  осуществляется в различных формах: это дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований, взаимные расчеты. Эти формы наряду с дифференциацией нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов являются составными элементами механизма бюджетного выравнивания.

     К безвозмездной помощи относятся  дотации из Республиканского фонда  финансовой поддержки муниципальных образований (РФФПМО) и субвенции на реализации федеральных законов. Среди последних федеральные законы «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О ветеранах», «О реабилитации жертв политических репрессий» и др. Субсидии предполагают долевое финансирование каких-либо социальнозначимых расходов, например на возмещение льгот гражданам, пострадавшим от радиации, по оплате услуг жилищно-коммунального характера.

Информация о работе Место бюджета в финансовом обеспечении экономического и социального развития территории в современных условиях