Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 12:47, курсовая работа
Важнейшей частью бюджета региона является региональный бюджет развития, который отражает возможности государственного воздействия на инвестиционный процесс в регионе.
Целями разработки бюджета развития региона являются:
поддержка важных (приоритетных) для экономики региона инвестиционных проектов;
финансирование неэффективных, но насущно необходимых мероприятий по развитию экономики региона;
предоставление возможности получения гарантий под кредиты на реализацию эффективных инвестиционных проектов.
Бюджет развития региона является составной частью регионального бюджета, средства которого используются для кредит
Роль бюджета в стимулировании развития экономики региона 3
2. Бюджет в системе источников социально-культурного развития территории 11
3. Роль местных бюджетов в социальной защищенности населения в условиях рыночной экономики 20
Список использованной литературы
— Часть целевых сборов с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;
— Сбор за право использования местной символики, связанной с памятниками истории и культуры;
— Часть налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы от объема реализации продукции (работ, услг);
— Доля специального налога с предприятий для финансирования поддержки важнейших отраслей народного хозяйства;
—
Таможенные тарифы на импорт культурных
ценностей зарубежного
— Арендная плата за использование помещений памятников истории и культуры;
— Поступления от налога на добавленную стоимость по товарам культурно-досугового и информационного назначения (фонозаписи музыкальные инструменты) в размере их фактической величины в указанных товарах, реализованных на данной территории;
—
Поступления всех видов налогов
и сборов, взимаемых с предприятий,
учреждений и организаций культуры,
в т.ч. специализированный налог
на прибыль от проведения массовых
концертно-зрелищных
—
Регистрационный сбор с физических
лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью в области
— Сбор за право торговли товарами культурного и информационного назначения;
— Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей, специализирующихся на культуре;
— Сбор за право проведения кино и видеосъемок памятников истории и культуры;
— Сбор
за лицензирование деятельности, связанной
с проведением культурно-
Возможности получения финансовых средств под реализацию социально-культурных программ из бюджетных источников (в т.ч. из Фонда культурных программ) определяются прежде всего степенью соответствия целевого и содержательного блока проекта условиям конкурса, тем направлениям и видам культурной деятельности, которые финансирующая организация определила в качестве приоритетных. В частности, Министерство культуры России в подпрограмму “Сохранение и развитие культуры” включило следующие разделы, в которые могут “вписаться” проекты, предлагаемые для финансирования региональными субъектами культурной жизни:
— Изучение, сохранение и реставрация культурного наследия Российской Федерации;
— Формирование, реставрация, сохранение и эффективное использование музейных фондов;
— Формирование, сохранение и использование библиотечных фондов;
—
Возрождение и развитие традиционной
художественной культуры, поддержка
самодеятельного
— Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального культурного сотрудничества;
— Поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства;
— Внедрение новой техники и технологий в сфере культуры;
— Содержание и обеспечение деятельности федеральных учреждений культуры и искусства.
—
Совместно с Министерством
Другая важная часть территориальных финансов – средства субъектов
Хозяйствования
- финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной
собственности (как правило,
- финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Для социальной поддержки своих работников субъекты хозяйствования строят и приобретают жилые дома, квартиры, детски дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха. В
нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому в общем объеме территориальных финансов часто превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие.
На
территориальную базовую
В социально-культурном комплексе идет процесс формирования системы государственного предпринимательства. Эффективное функционирование этой системы требует строгого законодательного нормативного оформления принципов функционирования государственного предпринимательства.
В настоящий момент уже принят пакет основополагающих законов, определяющих деятельность хозяйственных субъектов в рыночных условиях.
Выраженная
рыночная ориентация учреждений социально-культурного
комплекса при отсутствии общего
стратегического управления процессом
развития сети может привести к негативным
последствиям, необоснованной диверсификации
структуры оказываемых
3.
Роль местных бюджетов
в социальной защищенности
населения в условиях
рыночной экономики.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образование, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет местных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.
С усилением ориентации на микроэкономические принципы хозяйствования расширились экономические функции местных органов самоуправления. Центр тяжести сместился на нижние уровни бюджетной системы. Упор на удовлетворение социальных потребностей территориальное развитие и повышение роли экономических методов управления. Широкие возможности для использования бюджетных рычагов и методов обеспечения комплексного развития территорий в условиях развития рыночных отношений превращают местные бюджеты в важное, социально значимое звено бюджетной системы. В условиях активного формирования органов местного самоуправления возложение на них решения жизненно важных проблем приобретает особый характер реализации на практике основополагающего принципа формирования местных бюджетов — принципа самостоятельности. Однако финансовое обеспечение местного самоуправления не соответствует той роли, которую органы местного самоуправления призваны играть в жизни населения, и тем обязанностям, которые на них возложены Конституцией Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2007 г. на территории страны действовало 24 210 муниципальных образований, из них 19 904 – в сельских поселениях, 552 – в городских округах, 1747 – в городских поселениях, 1801 – в муниципальных районах и 236 – во внутригородских муниципальных образованиях городов федерального значения. В 2006–2007 гг. в результате положительной динамики роста экономических показателей в регионах и муниципальных образований отмечался рост доходов местных бюджетов по стране в целом. Если в 2006 г. собственные доходы местных бюджетов (без учета субвенций) составили 1084,2 млрд руб., которые выросли по сравнению с 2005 г. на 235,4 млрд руб. (27,7%), то в 2007 г. их объем составил 1387,2 млрд руб., а прирост к уровню 2006 г. – 303,0 млрд руб. (27,9%). В 55 субъектах РФ рост собственных доходов местных бюджетов превысил средний уровень по стране.
Так, наибольший темп прироста отмечался в местных бюджетах Сахалинской области (95,4%), Астраханской области (86,7%), Кабардино-Балкарской Республики (79,2%), Республики Калмыкия (61,5%), Ненецкого автономного округа (61,2%), Волгоградской области (54,7%), Курской области (53,7%), Тульской области (50,7%). Незначительное снижение темпов роста собственных доходов местных бюджетов отмечается лишь в четырех субъектах РФ5.
В структуре собственных доходов местных бюджетов в среднем по РФ 41,8% (579,5 млрд руб.) приходится на налоговые доходы. В 36 субъектах РФ их удельный вес в общем объеме собственных доходов превысил указанное значение. Наибольшая доля отмечается в местных бюджетах Тюменской области (78,0%), Республики Хакасия (56,9%), Калужской области (56,2%), Приморском крае (56,0%), Самарской области (54,4%), Волгоградской области (51,2%).
Этот показатель ниже среднего по стране в 48 субъектах РФ, а наименьшая доля налоговых доходов отмечается в местных бюджетах Республики Тыва (24,1%), Республики Дагестан (26,0%), Сахалинской области (27,7%), Кабардино- Балкарской Республики (27,8%) и др6.
Основная часть бюджетов муниципальных образований, безусловно, высокодотационна. Так, в 63% всех образований имеют дотационность от 50 до 100% и всего лишь 9% муниципальных образований – до 10%. Это связано прежде всего с тем, что различия в уровне социально-экономического развития между муниципалитетами, так же как между субъектами РФ, значительны, что особенно сильно проявляется в муниципальных бюджетах.
Безвозмездные
и безвозвратные перечисления от
бюджетов других уровней по итогам
2006 г. составили в среднем 58% доходов
местных бюджетов. В некоторых
регионах местные бюджеты формировались
практически только на основе финансовой
помощи. Так, в Республике Дагестан
доля финансовой помощи в местных
бюджетах достигла 90,1%, в Республике Саха
(Якутия) – 75,6, в Республике Тыва – 87, в
Амурской области почти 74%7.
Велика роль местных бюджетов и в финансировании
социальной сферы. Так, более 90% всех расходов
муниципальных бюджетов составляют следующие
основные статьи затрат местного самоуправления:
образование, здравоохранение, социальная
защита, транспорт, жилищно-коммунальное
хозяйство. При этом данные статьи определяют
лишь текущее содержание, тогда как на
развитие муниципалитетов средства практически
не выделяются. В 2005–2006 гг. произошло расширение
перечня вопросов местного значения, что
привело к увеличению объемов расходных
обязательств муниципальных образований.
В 2006 г., по данным Минфина РФ, расходные
обязательства муниципальных образований
выросли на 254 млрд руб., или на 21%, в 2007 и
2008 гг. рост продолжился6. На рис. 2 представлена
структура расходов бюджета г.Элисты в
2008 г.
Рис. 2. Структура расходов бюджета города Элисты в 2008 г.
По отношению к 2006 г. в структуре основных расходов местных бюджетов в 2007 г. отмечается ряд изменений. Так, доля расходов на управление выросла на 0,2%, на жилищно-коммунальное хозяйство — на 1,1%, снизились расходы на образование (на 0,9%).
Рассмотрим место налоговых доходов в структуре звеньев бюджетной системы Республики Калмыкия.
Бюджет | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Республиканский бюджет | 29,28 | 46,00 | 53,52 | 38,42 | 42,44 | 24,99 | 24,84 |
Бюджет г.Элисты | 63,45 | 72,34 | 81,82 | 50,30 | 38,68 | 35,81 | 39,43 |
Из
таблицы видно, что в 2002–2005 гг. удельный
вес налоговых доходов в
В бюджете Республики Калмыкия максимальная доля налоговых доходов наблюдалась в 2004 г. и составила 53,52%. В 2005 г. произошло ее снижение – до 38,42%, в 2006 г. – 42,44%, а в 2007 г. резко понизилось – 24,99%.
В целях сбалансирования бюджетам выделяется финансовая помощь. В структуре доходов всех местных бюджетов важное место занимает финансовая помощь, которая осуществляется в различных формах: это дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований, взаимные расчеты. Эти формы наряду с дифференциацией нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов являются составными элементами механизма бюджетного выравнивания.
К безвозмездной помощи относятся дотации из Республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных образований (РФФПМО) и субвенции на реализации федеральных законов. Среди последних федеральные законы «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О ветеранах», «О реабилитации жертв политических репрессий» и др. Субсидии предполагают долевое финансирование каких-либо социальнозначимых расходов, например на возмещение льгот гражданам, пострадавшим от радиации, по оплате услуг жилищно-коммунального характера.