Механизм финансирования бюджетных учреждений науки на примере Российского Фонда Фундаментальных Исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Управление бюджетными организациями значительно отличается от менеджмента коммерческих структур, которые обычно рассматриваются в курсе менеджмента. Вместе с тем, в России существует значительное количество бюджетных организаций, многие из которых управляются и, как следствие, действуют неэффективно.
Для написания работы были поставлены следующие задачи:
– выделить особенности, присущие учреждениям науки, их виды, структуру организации;
– рассмотреть финансовый механизм и финансовые ресурсы организации;
–определить основные характеристики менеджмента в данных организациях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАУКИ
5
1.1 Основные положения деятельности бюджетных организаций науки 5
1.2Принципы управления деятельностью научного учреждения, источники его финансирования
9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАУКИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ФОНДА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
14
2.1 Российский Фонд Фундаментальных Исследований и структура его финансирования
14
2.2 Анализ деятельности и финансирования РФФИ 20
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАУКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

КОВАЛЕВА.docx

— 76.39 Кб (Скачать)

Определены два  основных сценария бюджетного финансирования:

1. Первый сценарий (пороговый или минимально–допустимый) базируется на минимально допустимых объемах финансирования научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения, определенных на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям Данный сценарий рассматривается как возможный только в случае критически неблагоприятных макроэкономических условий развития российской экономики и является нижним пределом финансирования Стратегии в области науки и инноваций.

2. Второй сценарий (рациональный) сочетает в себе разумную консервативность в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии (по данному сценарию объем расходов из федерального бюджета на 2006–2015 гг. больше минимально допустимого объема по первому сценарию на 32%) и ресурсную обеспеченность сбалансированного решения, по крайней мере, ключевых задач данной Стратегии. Затраты на реализацию Стратегии в рациональном сценарии определены, исходя из потребности в восстановлении опережающего развития фундаментальной науки и ее ресурсного обеспечения, необходимости концентрации ресурсов на формировании «технологических коридоров», обеспечивающих целостность национальной инновационной системы, капитализацию результатов исследований и разработок, актуальности задач ускоренного развития инновационной инфраструктуры и формирования цивилизованных институтов в инновационной сфере.

Помимо средств  федерального бюджета, финансирование мероприятий Стратегии в области  развития науки и инноваций осуществляется за счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации и из внебюджетных источников.

Объемы финансирования мероприятий Стратегии за счет средств  бюджетов субъектов Российской Федерации  определены исходя из прогнозных оценок рационального уровня расходов регионов на формирование и поддержку объектов инновационной инфраструктуры, развитие малого и среднего инновационного предпринимательства, реализацию региональных приоритетов  инновационного и технологического развития.

Объемы финансирования Стратегии из внебюджетных источников определены на основе прогнозных значений доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки с учетом ожидаемого позитивного  эффекта реализации мер Стратегии по развитию частно–государственного партнерства в научно–инновационной сфере и стимулированию спроса на инновации в предпринимательском секторе.

Общая сумма расходов на реализацию Стратегии в области  развития науки и инноваций (2006–2015 годы) в соответствии с рациональным сценарием составляет в ценах текущих лет 4053,5 млрд. руб., объем расходов из федерального бюджета составляет 2688,3 млрд. руб., бюджетов субъектов Российской Федерации – 257,1 млрд. руб., внебюджетных источников – 1107,1 млрд. руб. При этом не учитываются самостоятельно производимые субъектами Российской Федерации и хозяйствующими субъектами расходы на науку и инновации, не связанные непосредственно с софинансированием мероприятий по реализации Стратегии.

В основу представления  данных по финансированию Стратегии  положена структура разделов и подразделов, ориентированная на отражение содержания основных приоритетов в ходе реализации Стратегии и соответствия запланированных  расходов решению поставленных задач.

В ресурсном обеспечении  реализации Стратегии используется принцип опережающего роста бюджетных  расходов на фундаментальные исследования. При этом на начальном этапе это  в большей степени связано  с решением задачи повышения оплаты труда научных сотрудников, а в последующем – с решением задач обновления научной, приборной и испытательной базы.

Таким образом, ожидаемым результатом реализации Стратегии должны стать следующие  целевые индикаторы:

– создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке;

– создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную инновационную систему, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран.

По итогам заседания Совета при Президенте по науке и образованию, в целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на финансирование научных исследований и разработок, а также в целях достижения высоких результатов в таких исследованиях и разработках был утвержден комплекс мер по совершенствованию финансовых инструментов и механизмов поддержки научной деятельности в Российской Федерации, включающий в себя[13]:

– развитие системы государственных и негосударственных фондов, осуществляющих финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности путем предоставления грантов научным организациям, коллективам и отдельным исследователям на проведение научных исследований, рассчитанных на среднесрочный период (три – пять лет) и долгосрочный период (десять лет), в том числе на проведение исследований мирового уровня, а также на поддержку программ и проектов, направленных на перспективное развитие научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования;

– финансирование поисковых научных исследований за счет средств государственных и негосударственных фондов, создаваемых в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», а не за счет средств, выделяемых на реализацию федеральных целевых программ;

– финансирование опытно-конструкторских работ в рамках федеральных целевых программ с учетом перспектив практического применения их результатов;

– создание системы адресного финансирования содержания научного оборудования, находящегося в центрах коллективного пользования, и уникальных установок в объеме, достаточном для их эффективного использования;

– совершенствование механизма регулирования труда научных работников в научных организациях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в том числе механизма заключения и прекращения трудового договора с научными работниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Российская  наука за свою многовековую историю  внесла огромный вклад в развитие страны и мирового сообщества. Своим  положением великой мировой державы  Россия во многом обязана достижениям  отечественных ученых.

Уровень развития науки во многом определяет эффективность экономической деятельности, обороноспособность, духовную и политическую культуру населения страны, защищенность личности и общества от воздействия  неблагоприятных природных и  антропогенных факторов.

В настоящее  время, когда расширяются возможности  для свободы научного творчества, открытого обмена информацией и  международного сотрудничества, положение  российской науки могло бы качественно  измениться. Однако системный кризис, сопровождающий период социально-политического  переустройства страны, привел к тому, что перед отечественной наукой встали новые серьезные трудности: крайне недостаточное бюджетное  финансирование научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  не обеспечивает своевременного обновления материально-технической базы науки, создания нормальных условий жизни  и труда ученых, осложняет эффективное  государственное регулирование  в научной сфере. Престиж профессии  ученого упал в обществе до недопустимо  низкого уровня, наука перестала  быть привлекательной для талантливой  молодежи. Со всей очевидностью возникла необходимость коренной реорганизации  сферы науки, привлечения дополнительных источников финансирования. По-прежнему остро стоит проблема более эффективного использования результатов научных  исследований в экономике.

Для того чтобы достичь новых, совершенно иных результатов в научной сфере, была разработана ни одна стратегия  развития России в области науки и инноваций, однако среди них можно выделить две, согласно которым научный потенциал может поменяться в лучшую сторону:

  1. Стратегия развития науки и инновации в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная Межведомственной комиссией по научно – инновационной политике.
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации.

Для реального  преобразования жизни в России исключительно  важное значение имеет развитие науки  в регионах, способствующее их прогрессу  с учетом экономических, ресурсных, экологических и культурных особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2010г.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая – М.: Проспект, КноРус,2012. – 848с.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, КНОРУС 2010г. – 256с.
  4. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127 – ФЗ «О науке и государственной научно – технической политике» (ред. 28.07.2012)
  5. Ф.Э. Шеренги, М.Н.Стриханов: «Наука в России: социологический анализ» –  2010 год, 456с.
  6. Журнал «Отечественные записки» - выпуск журнала № 7 (7)  2002г. «Блеск и нищета Российской науки» от редакции журнала
  7. Газета «Троцкий вариант»: Наука. 24 апреля 2012 года. ТрВ № 102
  8. Сайт журнала «Наука и технологии» в сети интернет – URL: http://www.strf.ru
  9. Сайт Росстата в сети интернет – URL: http://www.gks.ru
  10. Сайт  российской газеты в сети интернет – URL:http://www.rg.ru
  11. Сайт РФФИ в сети интернет – URL: http://www.rfbr.ru
  12. Сайт Минфина России в сети интернет – URL: http://www.minfin.ru
  13. Сайт Президента России в сети интернет – URL:  http:// www.kremlin.ru

 

 

 

 

 

 

 

1 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127 – ФЗ «О науке и государственной научно – технической политике» (ред. 28.07.2012)

2 Журнал «Отечественные записки» - выпуск журнала № 7 (7)  2002г. «Блеск и нищета Российской науки» от редакции журнала http://www.strana-oz.ru/2002/7

3  Официальные сайт Росстата http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/

4 Официальные данные Росстата http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/

5 Официальные данные Росстата http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/

6 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127 – ФЗ «О науке и государственной научно – технической политике» (ред. 28.07.2012)

7 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127 – ФЗ (ред. 28.07.2012) «О науке и государственной научно – технической политике»

8 Журнал «Отечественные записки» - выпуск журнала № 7 (7)  2002г. «Блеск и нищета Российской науки» от редакции журнала http://www.strana-oz.ru/2002/7

9 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127 – ФЗ (ред. 28.07.2012) «О науке и государственной научно – технической политике»

10  «Закон о федеральном бюджете на 2013 год»: http://www.strf.ru – «Наука и технологии»

11  «Закон о федеральном бюджете на 2013 год»: http://www.strf.ru – «Наука и технологии»

12 Официальный сайт  российской газеты: http://www.rg.ru/2012/10/24/nauka-dengi.html

13 Официальный сайт РФФИ http://www.rfbr.ru

14 Официальный сайт РФФИ http://www.rfbr.ru/rffi/ru/fundbudget

15 Официальный портал РФФИ: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/fundbudget

16 Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 – 2020 годы: Минобрнауки. РФ /документы/2475

17 Газета «Троцкий вариант»: Наука. 24 апреля 2012 года. ТрВ № 102, c. 1,  - http://trv-science.ru/2012/04/24/byudzhet-rffi-uvelichen-no/

18  Сайт Минфина России http://trv-science.ru/2011/08/30/ministerstvo-finansov-rossijskoj-federacii-minfin-rossii/

19 Электронное издание «Наука и технологии в России»: http://strf.ru/material

20 Ф.Э. Шеренги, М.Н.Стриханов «Наука в России: социологический анализ» - 2010 год, 456с.

21 http://www.sheregi.ru/files/Strihanov_001_456.pdf

22 Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года  http://www mrgr.org.ru

 


Информация о работе Механизм финансирования бюджетных учреждений науки на примере Российского Фонда Фундаментальных Исследований