Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:51, курсовая работа
Управление бюджетными организациями значительно отличается от менеджмента коммерческих структур, которые обычно рассматриваются в курсе менеджмента. Вместе с тем, в России существует значительное количество бюджетных организаций, многие из которых управляются и, как следствие, действуют неэффективно.
Для написания работы были поставлены следующие задачи:
– выделить особенности, присущие учреждениям науки, их виды, структуру организации;
– рассмотреть финансовый механизм и финансовые ресурсы организации;
–определить основные характеристики менеджмента в данных организациях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАУКИ
5
1.1 Основные положения деятельности бюджетных организаций науки 5
1.2Принципы управления деятельностью научного учреждения, источники его финансирования
9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАУКИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ФОНДА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
14
2.1 Российский Фонд Фундаментальных Исследований и структура его финансирования
14
2.2 Анализ деятельности и финансирования РФФИ 20
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАУКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Определены два основных сценария бюджетного финансирования:
1. Первый сценарий (пороговый или минимально–допустимый) базируется на минимально допустимых объемах финансирования научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения, определенных на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям Данный сценарий рассматривается как возможный только в случае критически неблагоприятных макроэкономических условий развития российской экономики и является нижним пределом финансирования Стратегии в области науки и инноваций.
2. Второй сценарий (рациональный) сочетает в себе разумную консервативность в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии (по данному сценарию объем расходов из федерального бюджета на 2006–2015 гг. больше минимально допустимого объема по первому сценарию на 32%) и ресурсную обеспеченность сбалансированного решения, по крайней мере, ключевых задач данной Стратегии. Затраты на реализацию Стратегии в рациональном сценарии определены, исходя из потребности в восстановлении опережающего развития фундаментальной науки и ее ресурсного обеспечения, необходимости концентрации ресурсов на формировании «технологических коридоров», обеспечивающих целостность национальной инновационной системы, капитализацию результатов исследований и разработок, актуальности задач ускоренного развития инновационной инфраструктуры и формирования цивилизованных институтов в инновационной сфере.
Помимо средств
федерального бюджета, финансирование
мероприятий Стратегии в
Объемы финансирования мероприятий Стратегии за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определены исходя из прогнозных оценок рационального уровня расходов регионов на формирование и поддержку объектов инновационной инфраструктуры, развитие малого и среднего инновационного предпринимательства, реализацию региональных приоритетов инновационного и технологического развития.
Объемы финансирования Стратегии из внебюджетных источников определены на основе прогнозных значений доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки с учетом ожидаемого позитивного эффекта реализации мер Стратегии по развитию частно–государственного партнерства в научно–инновационной сфере и стимулированию спроса на инновации в предпринимательском секторе.
Общая сумма расходов на реализацию Стратегии в области развития науки и инноваций (2006–2015 годы) в соответствии с рациональным сценарием составляет в ценах текущих лет 4053,5 млрд. руб., объем расходов из федерального бюджета составляет 2688,3 млрд. руб., бюджетов субъектов Российской Федерации – 257,1 млрд. руб., внебюджетных источников – 1107,1 млрд. руб. При этом не учитываются самостоятельно производимые субъектами Российской Федерации и хозяйствующими субъектами расходы на науку и инновации, не связанные непосредственно с софинансированием мероприятий по реализации Стратегии.
В основу представления данных по финансированию Стратегии положена структура разделов и подразделов, ориентированная на отражение содержания основных приоритетов в ходе реализации Стратегии и соответствия запланированных расходов решению поставленных задач.
В ресурсном обеспечении реализации Стратегии используется принцип опережающего роста бюджетных расходов на фундаментальные исследования. При этом на начальном этапе это в большей степени связано с решением задачи повышения оплаты труда научных сотрудников, а в последующем – с решением задач обновления научной, приборной и испытательной базы.
Таким образом,
ожидаемым результатом
– создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке;
– создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную инновационную систему, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран.
По итогам заседания Совета при Президенте по науке и образованию, в целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на финансирование научных исследований и разработок, а также в целях достижения высоких результатов в таких исследованиях и разработках был утвержден комплекс мер по совершенствованию финансовых инструментов и механизмов поддержки научной деятельности в Российской Федерации, включающий в себя[13]:
– развитие системы государственных и негосударственных фондов, осуществляющих финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности путем предоставления грантов научным организациям, коллективам и отдельным исследователям на проведение научных исследований, рассчитанных на среднесрочный период (три – пять лет) и долгосрочный период (десять лет), в том числе на проведение исследований мирового уровня, а также на поддержку программ и проектов, направленных на перспективное развитие научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования;
– финансирование поисковых научных исследований за счет средств государственных и негосударственных фондов, создаваемых в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», а не за счет средств, выделяемых на реализацию федеральных целевых программ;
– финансирование опытно-конструкторских работ в рамках федеральных целевых программ с учетом перспектив практического применения их результатов;
– создание системы адресного финансирования содержания научного оборудования, находящегося в центрах коллективного пользования, и уникальных установок в объеме, достаточном для их эффективного использования;
– совершенствование механизма регулирования труда научных работников в научных организациях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в том числе механизма заключения и прекращения трудового договора с научными работниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российская наука за свою многовековую историю внесла огромный вклад в развитие страны и мирового сообщества. Своим положением великой мировой державы Россия во многом обязана достижениям отечественных ученых.
Уровень
развития науки во многом определяет
эффективность экономической
В настоящее
время, когда расширяются возможности
для свободы научного творчества,
открытого обмена информацией и
международного сотрудничества, положение
российской науки могло бы качественно
измениться. Однако системный кризис,
сопровождающий период социально-политического
переустройства страны, привел к тому,
что перед отечественной наукой
встали новые серьезные трудности:
крайне недостаточное бюджетное
финансирование научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
Для того чтобы достичь новых, совершенно иных результатов в научной сфере, была разработана ни одна стратегия развития России в области науки и инноваций, однако среди них можно выделить две, согласно которым научный потенциал может поменяться в лучшую сторону:
Для реального преобразования жизни в России исключительно важное значение имеет развитие науки в регионах, способствующее их прогрессу с учетом экономических, ресурсных, экологических и культурных особенностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127 – ФЗ «О науке и государственной научно – технической политике» (ред. 28.07.2012)
2 Журнал «Отечественные записки» - выпуск журнала № 7 (7) 2002г. «Блеск и нищета Российской науки» от редакции журнала http://www.strana-oz.ru/2002/7
3
Официальные сайт Росстата http://www.gks.ru/wps/wcm/
4
Официальные данные Росстата http://www.gks.ru/wps/wcm/
5
Официальные данные Росстата http://www.gks.ru/wps/wcm/
6 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127 – ФЗ «О науке и государственной научно – технической политике» (ред. 28.07.2012)
7 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127 – ФЗ (ред. 28.07.2012) «О науке и государственной научно – технической политике»
8 Журнал «Отечественные записки» - выпуск журнала № 7 (7) 2002г. «Блеск и нищета Российской науки» от редакции журнала http://www.strana-oz.ru/2002/7
9 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127 – ФЗ (ред. 28.07.2012) «О науке и государственной научно – технической политике»
10 «Закон о федеральном бюджете на 2013 год»: http://www.strf.ru – «Наука и технологии»
11 «Закон о федеральном бюджете на 2013 год»: http://www.strf.ru – «Наука и технологии»
12 Официальный
сайт российской газеты: http://www.rg.ru/2012/10/24/
13 Официальный сайт РФФИ http://www.rfbr.ru
14 Официальный
сайт РФФИ http://www.rfbr.ru/rffi/ru/
15
Официальный портал РФФИ: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/
16 Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 – 2020 годы: Минобрнауки. РФ /документы/2475
17
Газета «Троцкий вариант»: Наука. 24
апреля 2012 года. ТрВ № 102, c. 1, - http://trv-science.ru/2012/04/
18
Сайт Минфина России http://trv-science.ru/2011/08/
19 Электронное издание «Наука и технологии в России»: http://strf.ru/material
20 Ф.Э. Шеренги, М.Н.Стриханов «Наука в России: социологический анализ» - 2010 год, 456с.
21
http://www.sheregi.ru/files/
22 Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года http://www mrgr.org.ru