Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:51, курсовая работа
Управление бюджетными организациями значительно отличается от менеджмента коммерческих структур, которые обычно рассматриваются в курсе менеджмента. Вместе с тем, в России существует значительное количество бюджетных организаций, многие из которых управляются и, как следствие, действуют неэффективно.
Для написания работы были поставлены следующие задачи:
– выделить особенности, присущие учреждениям науки, их виды, структуру организации;
– рассмотреть финансовый механизм и финансовые ресурсы организации;
–определить основные характеристики менеджмента в данных организациях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАУКИ
5
1.1 Основные положения деятельности бюджетных организаций науки 5
1.2Принципы управления деятельностью научного учреждения, источники его финансирования
9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАУКИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ФОНДА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
14
2.1 Российский Фонд Фундаментальных Исследований и структура его финансирования
14
2.2 Анализ деятельности и финансирования РФФИ 20
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАУКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Подводя итог к выше изложенному, можно сказать лишь то, что РФФИ на сегодня находится в уязвимом положении, финансирование его деятельности продолжает снижаться, а обусловлено это не только пассивностью председателя Совета фонда в отстаивании его интересов, но и его подходом к распределению грантов, а также сомнительностью профессиональных качеств приведенных им в аппарат фонда людей.
Однако, при всех реальных и мнимых недостатках в своей работе РФФИ, несомненно, остается наиболее эффективной из государственных структур, финансирующих научные исследования на конкурсной основе.
2.2 Анализ деятельности и финансирования РФФИ
В 2011 году РФФИ осуществлял свою деятельность в соответствии со Среднесрочной программой деятельности РФФИ на 2011–2013 годы, одобренной Советом Фонда и утвержденной Минобрнауки РФ.
Основными целями программы являются:
– создание признанного мировым сообществом высокого уровня развития фундаментальных наук в соответствии с мировыми тенденциями;
– создание фундаментальной научной базы для инновационного развития и технологической модернизации экономики РФ.
Общий объем финансирования проектов по всем конкурсам и программам в 2011 году составил 5 783 371,6 тыс. руб. По сравнению с 2010 годом финансирование конкурсов уменьшилось на 3 912,4 рублей.
Всего в 2011 году профинансировано 16,7 проектов, выполняемых в 1109 научных организациях, представляющих 77 и 89 субъектов РФ.
В 2011 году на финансирование научных проектов направлено 5 783 371,6 тыс. рублей или 96,5 % от общего объема финансирования Фонда.
Остаток неиспользованных средств в размере 8 140,5 тыс. рублей перечислен в доход бюджета, в том числе по финансированию научных проектов 1464, 2 тыс. рублей и на содержанию аппарата 6 676,3 тыс. рублей.
Средний размер гранта в 2011 году составил: по конкурсу инициативных проектов 369 тысяч рублей.
В 2011 году эксперты Фонда проанализировали 24 027 заявок по новым проектам, а также отчеты по проектам, которые профинансированы в 2010 году.
Важнейшим показателем, характеризующим деятельность РФФИ, является наличие публикаций о научных результатах работ по проектам, поддержанным Фондом. Средняя продуктивность при выполнении проектов РФФИ составляет 4 научных публикации в год на 1 грант.
Исполнение бюджета РФФИ в 2011 г. характеризуют данные табл. 1
Таблица 1 – Исполнение бюджета РФФИ за 2011 год
№ |
Вид деятельности |
Лимиты бюджетных обязательств, тыс. руб. |
Факт | |
Исполнено, тыс. руб. |
Уд. вес., % | |||
1 |
Инициативные научные проекты и прочие конкурсы РФФИ |
3 371 445,0 |
3 370 873,8 |
56,2 |
2 |
Региональные конкурсы |
207 500,4 |
207 500,4 |
3,5 |
3 |
Конкурсы со странами СНГ |
98 587,1 |
98 587,5 |
1,6 |
4 |
Международные конкурсы |
301 946,1 |
301 946,1 |
5,0 |
5 |
Ориентированные фундаментальные исследования |
774 300,0 |
774 300,0 |
12,9 |
6 |
Поддержка материально – технической базы |
503 574,2 |
503 563,2 |
8,4 |
7 |
Экстренная поддержка научных исследований |
119 665,3 |
119 665,3 |
2,0 |
8 |
Конкурс на получение доступа к
электронным научным |
253 266,5 |
252 436,4 |
4,2 |
9 |
Программа «Молодые ученые» |
154 550,7 |
154 498,8 |
2,6 |
10 |
Обеспечение функционирования аппарата, в том числе оплата экспертизы: |
216 810,8 50 400,0 |
210 134,5 50 400,0 |
3,5 0,8 |
ВСЕГО: |
6 001 646,6 |
5 993 506,1 |
100,0 |
Анализируя данные, представленные в таблице, можно сказать о том, что бюджет РФФИ не превысил лимиты бюджетных обязательств. По объему выделенных средств, первые места занимают такие виды деятельности как: Инициативные научные проекты и прочие конкурсы РФФИ; Ориентированные фундаментальные исследования; Поддержка (экспериментальной) материально-технической базы. Остаток неиспользованных средств размере 8 140,5 тыс. руб. перечислен в доход бюджета (0,14% общего объема финансирования), в том числе по финансированию научных проектов – 1 464,2 тыс. руб. и содержанию аппарата – 6 676,3 тыс. руб.
Реализация
упомянутых мероприятий позволила
Фонду достичь программных
Таблица 2 – Достигнутые в 2011 году программные показатели
Индикаторы и показатели |
Единица измерения |
2010 год |
2011 год |
Число публикаций по завершенным инициативным проектам, уровень результатов которых сопоставим или превышает мировой уровень, не менее |
Ед. |
750 |
765 |
Доля завершенных проектов, результаты
которых рекомендованы для |
% |
31 |
32 |
Доля исследователей-кандидатов и докторов наук до 39 лет в общей численности исполнителей проектов, не менее |
% |
26 |
27 |
Доля исследователей без степени в возрасте до 39 лет в общей численности исполнителей проектов, не менее |
% |
27 |
30 |
Доля экспертов, научный уровень публикаций которых за последние 3 года соответствует или превышает мировой |
% |
30 |
32 |
Количество финансируемых |
Ед. |
8190 |
8191 |
Количество финансируемых |
Ед. |
367 |
468 |
Количество финансируемых проек |
Ед. |
848 |
965 |
Количество финансируемых |
Ед. |
305 |
251 |
Количество финансируемых |
Ед. |
2028 |
2365 |
Количество регионов в региональных конкурсах, не менее |
Ед. |
45 |
46 |
Количество финансируемых |
Ед. |
1092 |
943 |
Число публикаций в ведущих зарубежных изданиях по результатам поддержанных РФФИ проектов |
Ед. |
9400 |
9260 |
Результаты
таблицы свидетельствуют о
Подводя итог, можно отметить, что как и в прежние годы, в 2011 году РФФИ продолжал работу по основным направлениям конкурсной деятельности. Неуклонно росло количество направлений ориентированных междисциплинарных исследований. Подписан ряд новых соглашений с субъектами Российской Федерации и с зарубежными организациями, финансирующими научные исследования. Проведен ряд новых региональных и международных конкурсов, включая конкурсы со странами СНГ. Получил дальнейшее развитие конкурс проектов поддержки научных исследований, выполняемых молодыми учеными и специалистами. Все эти направления являются наиболее динамично развивающимися в РФФИ.19
Таблица 3 – Бюджет РФФИ 2012 года
№ |
Вид деятельности |
Тыс. руб. |
1 |
Инициативные научные проекты и прочие конкурсы РФФИ |
3 745 175 |
2 |
Региональные конкурсы |
240 000 |
3 |
Конкурсы со странами СНГ |
100 000 |
4 |
Международные конкурсы |
380 256,5 |
5 |
Ориентированные фундаментальные исследования |
800 000 |
6 |
Конкурсы научных исследований, выполняемых молодыми учеными |
240 000 |
7 |
Издание научных трудов |
220 000 |
8 |
Обеспечение функционирования аппарата, включая оплату экспертизу |
54 825 |
9 |
ВСЕГО: |
6 001 646,6 |
Согласно данным (табл. 3) бюджет РФФИ на 2012 год, по объему финансирования не превосходит бюджет 2011 года; изменились лишь некоторые виды деятельности Фонда и запланированные суммы расходов по ним.
Вопрос,
о финансировании фонда в 2012 и
на дальнейшую перспективу, вызвал шквал
обсуждений и недовольств у ученых,
что естественно подтолкнуло
Правительство пересмотреть финансирование
государственных научных
По словам министра финансов Антона Силуанова, увеличить финансирование дополнительных расходов на науку позволяет как благоприятная внешняя конъюнктура (Минэкономразвития уже повысило прогноз среднегодовой цены на нефть), так и 47 млрд. рублей, которые были изысканы благодаря перераспределению средств.
Бюджет РФФИ, по плану министерства, должен вырасти на 2 млрд. рублей – до 8 млрд. рублей, кроме того, увеличение планируется и дальнейшие шесть лет. Новые средства будут направлены в РФФИ на дополнительные конкурсы – на вовлечение в конкурсную процедуру молодежи, на региональные проекты, на междисциплинарно ориентированные фундаментальные исследования.
Таким образом, согласно бюджету, РФФИ будет профинансирован в 2013 году в размере 7,8 миллиарда рублей. В 2014–м бюджетные расходы на РФФИ составят 8,9 миллиарда рублей, в 2015–м – 10,3 миллиарда.
Для активно работающих ученых, очевидно, что на сегодняшний день РФФИ является самым эффективным фондом поддержки фундаментальной науки в России. Гранты этого фонда получают не администраторы или чиновники, а сами учёные, которые и отвечают за их расходование. Учёным виднее, на что лучше потратить средства, чтобы получить значимые научные результаты. Все это, говорит о том, что финансирование этого фонда, должно рассматриваться отдельно и на соответствующем уровне, ведь именно его гранты, в своё время, фактически спасли отечественную науку от коллапса.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАУКИ
Важнейшим фактором, определяющим состояние научного потенциала и в конечном итоге результативность научной и научно-технической деятельности, является ее финансирование.
В настоящее
время у нас в стране финансирование
науки заметно выросло по сравнению
со временем, когда в институтах
не было средств на элементарные расходы,
когда нередки были задержки выплат
мизерных зарплат. Сейчас средства из
федерального бюджета на финансирование
науки выделяются на регулярной основе
и практически без задержек. Государственной
целевой финансовой поддержкой охвачены
приоритетные направления развития
науки и техники, НИОКР, выполняемые
в рамках федеральных целевых
программ. Появились гранты, размеры
которых позволяют вести
К основным причинам, выступающим в качестве тормоза эффективной работы научных организаций, можно отнести три группы факторов20.
Первый
фактор, снижающий эффективность
науки, является доминирующим. На его
отрицательные последствия
Второй фактор включает четыре причины кадрового характера, поэтому его уместно назвать «Кадровые проблемы». Актуальность этого фактора выделили до 55% исследователей. Он включает такие причины, как распад научных школ в результате постарения и миграции специалистов, отсутствие у специалистов стимула к работе в сфере науки, неэффективность подготовки кадров науки в российской системе образования.
Третий фактор, объединяющий три причины, считают актуальным до 30% исследователей: чрезмерное влияние бюрократии на организацию науки в стране; несовершенство нормативной базы, регулирующей деятельность научных учреждений; коррупция. Этот фактор можно назвать «Административные помехи».
По мнению большинства (86,9%) исследователей, проводимая ныне государственная политика в области сохранения и развития российской науки неудовлетворительная.
Таким образом, исследователи обвиняют государство либо в отсутствии конструктивной политики в отношении науки, либо в некомпетентности государственных органов, либо в проведении политики, содействующей разрушению науки. 21
Целевыми индикаторами реализации Стратегии являются22:
1. Устойчивый
рост внутренних затрат на
исследования и разработки: до 2%
ВВП в 2010 г. и до 2,5% в 2015 г.,
при этом увеличивается доля
внебюджетных средств во
2. Укрепление престижа
3. Повышение патентной