Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:51, курсовая работа
Управление бюджетными организациями значительно отличается от менеджмента коммерческих структур, которые обычно рассматриваются в курсе менеджмента. Вместе с тем, в России существует значительное количество бюджетных организаций, многие из которых управляются и, как следствие, действуют неэффективно.
Для написания работы были поставлены следующие задачи:
– выделить особенности, присущие учреждениям науки, их виды, структуру организации;
– рассмотреть финансовый механизм и финансовые ресурсы организации;
–определить основные характеристики менеджмента в данных организациях.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАУКИ
5
1.1 Основные положения деятельности бюджетных организаций науки 5
1.2Принципы управления деятельностью научного учреждения, источники его финансирования
9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАУКИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ФОНДА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
14
2.1 Российский Фонд Фундаментальных Исследований и структура его финансирования
14
2.2 Анализ деятельности и финансирования РФФИ 20
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАУКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
С. | |
Введение |
3 |
ГЛАВА 1. теоретические аспекты организации финансов учреждений науки |
5 |
1.1 Основные положения |
5 |
1.2Принципы управления деятельностью научного учреждения, источники его финансирования |
9 |
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАУКИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ФОНДА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ |
14 |
2.1 Российский Фонд Фундаментальных Исследований и структура его финансирования |
14 |
2.2 Анализ деятельности и финансирования РФФИ |
20 |
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАУКИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
25 31 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
|
33 |
Управление бюджетными организациями значительно отличается от менеджмента коммерческих структур, которые обычно рассматриваются в курсе менеджмента. Вместе с тем, в России существует значительное количество бюджетных организаций, многие из которых управляются и, как следствие, действуют неэффективно.
Государственным учреждениям грамотный менеджмент необходим в не меньшей степени, чем коммерческим. Отсутствие должного внимания к управлению организацией, ее ресурсами и деятельностью, достаточно быстро может привести к состоянию финансового кризиса, если средства, которые могли бы быть потрачены на удовлетворение общественных потребностей, расходуются впустую. Без грамотного управления и контроля бюджетные организации зачастую превращаются из общественных институтов в инструменты выкачивания денег из государства, обогащения отдельных лиц за счет общества.
Поэтому
цель данной работы заключается в
определении наиболее важных сторон
и эффективных методик
Объектом нашей работы являются бюджетные учреждения науки.
Предметом исследования является механизм финансирования бюджетных учреждений науки на примере Российского Фонда Фундаментальных Исследований.
Для написания работы были поставлены следующие задачи:
– выделить особенности, присущие учреждениям науки, их виды, структуру организации;
– рассмотреть финансовый механизм и финансовые ресурсы организации;
–определить основные характеристики менеджмента в данных организациях.
При написании курсовой работы мы использовали такие информационные источники как: нормативно-правовые акты Российской Федерации (кодексы, законы, указы и пр.), труды отечественных ученых (учебники, учебные пособия, монографии), средства периодической печати (публикации, статьи в журналах), средства электронной системы Интернет.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В последние два десятилетия наука стала основным двигателем экономического прогресса. Без развитой науки сегодня ни одно государство не может занять достойное место в авангарде цивилизации. Именно поэтому важно понять, почему, будучи в советский период достойной зависти многих, ныне экономически развитых стран, российская наука переживает острый кризис. Однако, прежде, необходимо начать с теоретических основ организации учреждений науки.
В законе «О науке и государственной научно – технической политике» [ст.5,4], научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.1
Учреждения науки принято подразделять на:
– научно-исследовательские организации;
–научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования;
– опытно-конструкторские;
– проектно-конструкторские;
– проектно-технологические;
– иные организации, осуществляющие научную и (или) научно–техническую деятельность.
В отечественной статистике принята классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций.
В государственном секторе работают организации федеральных министерств и ведомств (включая Российскую академию наук (РАН) и отраслевые академии), организации органов управления республик, краев, областей, Москвы, Санкт–Петербурга и организации местных (муниципальных) органов управления.
В предпринимательском секторе – отраслевые научно-исследовательские институты (НИИ), конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации, проектные и проектно-изыскательские организации, промышленные предприятия, опытные базы и т. д.
В секторе высшего образования – университеты и другие высшие учебные заведения (вузы), НИИ (Центры), конструкторские, проектно-конструкторские организации, опытные (экспериментальные) предприятия, подведомственные вузам и/или Госкомвузу России, клиники, госпитали, другие медицинские учреждения при вузах и т. д.
В частном (некоммерческом) секторе – добровольные научные и профессиональные бесприбыльные общества и ассоциации, общественные организации, благотворительные фонды и т. п.2
Научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной учредительными документами.
Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научной организации определяется законодательством Российской Федерации.
Государственные научные организации, учрежденные Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти, имеют право сдавать в аренду с согласия собственника без права выкупа временно не используемое ими находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое. Размер арендной платы определяется договором и не должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких организаций.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и используются указанными организациями в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы. Научная организация обязана поддерживать и развивать свою научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, обновлять производственные фонды.
Научная организация осуществляет научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными юридическими лицами и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Научная организация создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной научной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.
Если говорить о числе организаций,
выполняющих научные
– Российская Федерация – 3492;
– Центральный округ – 1358;
– Северо–Западный федеральный округ– 502;
– Южный Федеральный округ –231;
– Северо–Кавказский федеральный орган –92;
– Приволжский федеральный округ –534;
– Уральский федеральный округ –207;
– Сибирский федеральный округ– 404; –
– Дальневосточный федеральный округ 164.
Из чего следует, что по количеству организаций превосходит Центральный округ, ему же в противоположность можно отнести Северо-кавказский федеральный округ, что естественно отразится в данных по численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками4:
– Российская Федерация – 736540 чел.;
– Центральный округ– 381795 чел.;
– Северо–Западный федеральный округ– 95826 чел.;
– Южный Федеральный округ –28109 чел.;
– Северо–кавказский федеральный орган– 6053чел.;
– Приволжский федеральный округ –116285чел.;
– Уральский федеральный округ– 42672 чел.;
– Сибирский федеральный округ –53024 чел;
– Дальневосточный федеральный округ– 12776 чел.
Анализируя имеющиеся показатели, мы видим, что слабой научным потенциалом обладают такие федеральные округа как: Северо-кавказский, Дальневосточный и Южный Федеральный, что естественно отразиться на численности персонала в научной сфере и их финансировании.5
Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.
Органы государственной
власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации,
государственные академии наук в
пределах своих полномочий определяют
соответствующие приоритетные направления
развития науки и техники, обеспечивают
формирование системы научных организаций,
осуществление межотраслевой
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации6:
– утверждают уставы соответственно
федеральных государственных
–осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества;
– осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
За свою многовековую историю российская наука внесла огромный вклад в развитие страны и мирового сообщества. Своим положением великой мировой державы Российская Федерация во многом обязана достижениям отечественных ученых.
Ключевым элементом
Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование этой деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выделяют следующие формы распределения бюджетных средств на науку: 7
1.Базовое финансирование.
2.Программно-целевое финансирование.
3.Через механизм госзаказа.
5.Через
бюджетные фонды (грантовое
Федеральные целевые программы (ФЦП) являются инструментом реализации приоритетных задач государства и одновременно формой бюджетного финансирования науки.
На данные программы приходится почти 87% суммарных расходов на НИОКР, финансируемых в рамках ФЦП [7].
Помимо федеральных целевых программ, государство использует и такой инструмент целевой поддержки, как государственный заказ. В Российской Федерации законодательная база, регулирующая закупки и поставки продукции для государственных нужд, представляет собой сложную и противоречивую систему законодательных и иных правовых актов, которая делает процесс реализации госзаказа чрезвычайно сложным.