Механизм финансирования бюджетных учреждений науки на примере Российского Фонда Фундаментальных Исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Управление бюджетными организациями значительно отличается от менеджмента коммерческих структур, которые обычно рассматриваются в курсе менеджмента. Вместе с тем, в России существует значительное количество бюджетных организаций, многие из которых управляются и, как следствие, действуют неэффективно.
Для написания работы были поставлены следующие задачи:
– выделить особенности, присущие учреждениям науки, их виды, структуру организации;
– рассмотреть финансовый механизм и финансовые ресурсы организации;
–определить основные характеристики менеджмента в данных организациях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАУКИ
5
1.1 Основные положения деятельности бюджетных организаций науки 5
1.2Принципы управления деятельностью научного учреждения, источники его финансирования
9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАУКИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ФОНДА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
14
2.1 Российский Фонд Фундаментальных Исследований и структура его финансирования
14
2.2 Анализ деятельности и финансирования РФФИ 20
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАУКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

КОВАЛЕВА.docx

— 76.39 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

С.

Введение

3

ГЛАВА 1. теоретические аспекты организации финансов учреждений науки

 

5

1.1 Основные положения деятельности  бюджетных организаций науки                                                                                          

5

1.2Принципы управления деятельностью научного учреждения, источники его финансирования

 

9

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НАУКИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ФОНДА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

 

14

2.1 Российский Фонд Фундаментальных Исследований и структура его финансирования

 

14

2.2 Анализ деятельности и финансирования РФФИ

20

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАУКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

25

31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                   

33


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Управление  бюджетными организациями значительно  отличается от менеджмента коммерческих структур, которые обычно рассматриваются  в курсе менеджмента. Вместе с  тем, в России существует значительное количество бюджетных организаций, многие из которых управляются и, как следствие, действуют неэффективно.

Государственным учреждениям грамотный менеджмент необходим в не меньшей степени, чем коммерческим. Отсутствие должного внимания к управлению организацией, ее ресурсами и деятельностью, достаточно быстро может привести к состоянию финансового кризиса, если средства, которые могли бы быть потрачены на удовлетворение общественных потребностей, расходуются впустую. Без грамотного управления и контроля бюджетные организации зачастую превращаются из общественных институтов в инструменты выкачивания денег из государства, обогащения отдельных лиц за счет общества.

Поэтому цель данной работы заключается в  определении наиболее важных сторон и эффективных методик менеджмента в бюджетных организациях, а именно учреждений науки РФ. Для этого, наша работа структурно разделена на три главы. Первая содержит в себе основные положения об организации бюджетных учреждений, вторая включает анализ финансирования организации на примере конкретного научного учреждения, а в третьей освещены основные проблемы и пути совершенствования механизма управления финансами учреждения.

Объектом  нашей работы являются бюджетные  учреждения науки.

Предметом исследования является механизм финансирования бюджетных учреждений науки на примере Российского Фонда Фундаментальных Исследований.

Для написания  работы были поставлены следующие задачи: 

– выделить особенности, присущие учреждениям науки, их виды, структуру организации;

– рассмотреть финансовый механизм и финансовые ресурсы организации;

–определить основные характеристики  менеджмента в данных организациях.

При написании курсовой работы мы использовали такие информационные источники как: нормативно-правовые акты Российской Федерации (кодексы, законы, указы и пр.), труды отечественных ученых (учебники, учебные пособия, монографии), средства периодической печати (публикации, статьи в журналах), средства электронной системы Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ФИНАНСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАУКИ

 

    1. Основные положения деятельности бюджетных организаций науки

 

В последние  два десятилетия  наука стала  основным двигателем экономического прогресса. Без развитой науки сегодня ни одно государство не может занять достойное место в авангарде  цивилизации. Именно поэтому важно  понять, почему, будучи в советский  период достойной зависти многих, ныне экономически развитых стран, российская наука переживает острый кризис. Однако, прежде, необходимо начать с теоретических  основ организации учреждений науки.

В законе «О науке и государственной научно – технической политике» [ст.5,4], научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.1

Учреждения  науки принято подразделять на:

– научно-исследовательские  организации;

–научные организации образовательных учреждений высшего             профессионального образования;

– опытно-конструкторские;

– проектно-конструкторские;

– проектно-технологические;

– иные организации, осуществляющие научную и (или) научно–техническую деятельность.

В отечественной  статистике принята классификация  научных организаций по секторам науки и типам организаций.

В государственном  секторе работают организации федеральных  министерств и ведомств (включая  Российскую академию наук (РАН) и отраслевые академии), организации органов управления республик, краев, областей, Москвы, Санкт–Петербурга и организации местных (муниципальных) органов управления.

В предпринимательском  секторе – отраслевые научно-исследовательские институты (НИИ), конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации, проектные и проектно-изыскательские организации, промышленные предприятия, опытные базы и т. д.

В секторе  высшего образования – университеты и другие высшие учебные заведения (вузы), НИИ (Центры), конструкторские, проектно-конструкторские организации, опытные (экспериментальные) предприятия, подведомственные вузам и/или Госкомвузу России, клиники, госпитали, другие медицинские учреждения при вузах и т. д.

В частном (некоммерческом) секторе – добровольные научные и профессиональные бесприбыльные общества и ассоциации, общественные организации, благотворительные фонды и т. п.2

Научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления  деятельности, определенной учредительными документами.

Порядок владения, пользования и  распоряжения имуществом научной организации  определяется законодательством Российской Федерации.

Государственные научные организации, учрежденные Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти, имеют право сдавать в аренду с согласия собственника без права выкупа временно не используемое ими находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое. Размер арендной платы определяется договором и не должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких организаций.

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, в полном объеме учитываются в  доходах федерального бюджета и  используются указанными организациями  в качестве источника дополнительного  бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы. Научная организация обязана поддерживать и развивать свою научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, обновлять производственные фонды.

Научная организация осуществляет научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными юридическими лицами и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Научная организация создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном  законодательством Российской Федерации.

При реорганизации государственной  научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной научной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.

Если говорить о числе организаций, выполняющих научные исследования и разработки в 2012 г., то можно отметить следующие статистические данные3:

– Российская Федерация   – 3492;

– Центральный округ – 1358;

– Северо–Западный федеральный округ– 502;

– Южный Федеральный округ –231;

– Северо–Кавказский федеральный орган –92;

– Приволжский федеральный округ –534;

– Уральский федеральный округ –207;

– Сибирский федеральный округ– 404; –

– Дальневосточный федеральный округ 164.

Из чего следует, что по количеству организаций  превосходит Центральный округ, ему же в противоположность можно  отнести Северо-кавказский федеральный округ, что естественно отразится в данных по численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками4:

– Российская Федерация – 736540 чел.;

– Центральный округ– 381795 чел.;

– Северо–Западный федеральный округ– 95826 чел.;

– Южный Федеральный округ –28109 чел.;

– Северо–кавказский федеральный орган– 6053чел.;

– Приволжский федеральный округ –116285чел.;

– Уральский федеральный округ– 42672 чел.;

– Сибирский федеральный округ –53024 чел;

– Дальневосточный федеральный округ– 12776 чел.

Анализируя  имеющиеся показатели, мы видим, что слабой научным потенциалом обладают такие федеральные округа как: Северо-кавказский, Дальневосточный и Южный Федеральный, что естественно отразиться на численности персонала в научной сфере и  их финансировании.5

 

 

    1. Принципы управления деятельностью научного учреждения, источники его финансирования

 

Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

Органы государственной  власти Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, государственные академии наук в  пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления  развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации  научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

Органы государственной  власти Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации6:

– утверждают уставы соответственно федеральных государственных научных  организаций, государственных научных  организаций субъектов Российской Федерации;

–осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества;

– осуществляют другие функции  в пределах их полномочий.

За свою многовековую историю российская наука внесла огромный вклад в  развитие страны и мирового сообщества. Своим положением великой мировой державы Российская Федерация во многом обязана достижениям отечественных ученых.

Ключевым элементом реформирования системы управления сферой науки  становится совершенствование механизмов финансирования, организации научных  исследований и налоговой политики, в частности, обеспечение устойчивого государственного финансирования государственных академий наук, государственных научных центров и организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных университетов и других ведущих высших учебных заведений, научных библиотек, музеев и информационных центров.

Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Финансирование этой деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников (собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выделяют  следующие формы распределения  бюджетных средств на науку: 7

1.Базовое  финансирование.

2.Программно-целевое финансирование.

3.Через  механизм госзаказа.

5.Через  бюджетные фонды (грантовое финансирование).

Федеральные целевые программы (ФЦП) являются инструментом реализации приоритетных задач государства  и одновременно формой бюджетного финансирования науки.

На данные программы приходится почти 87% суммарных расходов на НИОКР, финансируемых в рамках ФЦП [7]. 

Помимо  федеральных целевых программ, государство  использует и такой инструмент целевой  поддержки, как государственный заказ. В Российской Федерации законодательная база, регулирующая закупки и поставки продукции для государственных нужд, представляет собой сложную и противоречивую систему законодательных и иных правовых актов, которая делает процесс реализации госзаказа чрезвычайно сложным.

Информация о работе Механизм финансирования бюджетных учреждений науки на примере Российского Фонда Фундаментальных Исследований