История возникновения и развития органов федерального казначейства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 20:02, контрольная работа

Краткое описание

Он отражает ведущие направления структурной политики Правительства Российской Федерации. Федеральный бюджет играет заметную роль в перераспределении доходов и укреплении и развитии принципов федерализма.
Россия располагает огромным богатством, которое требует не только организации и осуществления работы по его приращению, но и правильного его использования, сохранности и хорошо организованного и налаженного управления и контроля.

Оглавление

Введение
История возникновения и развития органов федерального казначейства в России……………………………………………………………………………3
2. Федеральное казначейство как участник бюджетного процесса…………….8
Заключение
Список литературы……………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

бюджет.система РФ.docx

— 36.27 Кб (Скачать)

 

Содержание

          Введение

    1. История возникновения и развития органов федерального казначейства в России……………………………………………………………………………3

  2. Федеральное казначейство как участник бюджетного процесса…………….8

Заключение

Список литературы……………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджет представляет собой  форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Федеральный бюджет в России является одним из основных элементов  бюджетной системы. Он отражает ведущие  направления структурной политики Правительства Российской Федерации. Федеральный бюджет играет заметную роль в перераспределении доходов  и укреплении и развитии принципов  федерализма.

Россия располагает огромным богатством, которое требует не только организации и осуществления  работы по его приращению, но и правильного  его использования, сохранности  и хорошо организованного и налаженного  управления и контроля.

Федеральная казначейская система  активно способствует процессу укрепления экономического могущества страны, его  развитию во всех областях. Организация  исполнения федерального бюджета в  Российской Федерации требует постоянного  контроля за правильным и своевременным  доведением до учреждений и организаций предусмотренных бюджетом платежей, за правильным и целевым расходованием средств федерального бюджета, за соблюдением государственной финансовой дисциплины. Органы федерального казначейства непосредственно исполняют федеральный бюджет России.

Сегодня процесс исполнения федерального бюджета волнует многих, так как от этого фонда денежных средств зависит очень многое.

 

 

 

 

 

  1. История возникновения и развития органов федерального казначейства в России

 

Казна, Казенный Приказ (Двор), образованный в 1512 году, стали началом  создания новой системы централизованного  Управления финансами Российского  Государства XVI – XVII веках – приказной.

В XVII веке охрана финансовых интересов государства, его Казны  регламентировалось Соборным Уложением 1649 года. Недаром русская пословица  гласит: «Крепко царство казной».

В результате преобразований Петра Великого была создана Счетная  или Казначейская Контора (в 1710 году), которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала  до 1742 года.

В годы правления Екатерины II была проведена (в 1785 году) реформа  Городского Управления. В уезде как  орган уездного финансового управления стояли Уездные Казначейства – учреждения исключительно кассовые.

В Москве и Санкт-Петербурге были открыты Государственные Казначейства для штатных  и остаточных сумм, действовавшие с 1780 по 1821 гг. Они  ведали всеми штатами, то есть бюджетными расходами, кроме расходов на армию  и флот.

На рубеже XVIII-XIX веков  в период царствования Павла I  были сделаны попытки реорганизации  управления финансами государства, была учреждена должность Государственного Казначея (в 1796 году).

В начале царствования Александра I (1801-1825 гг.), им был одобрен проект министерской реформы.

В 1802 году ведомству Государственного Казначея были учреждены Экспедиции, Казенные палаты и Уездные Казначеи в кассовом, счетном и контрольном  отношениях. Ведомство Государственного Казначея было включено в состав Министерства финансов 2 февраля 1821 года под названием Департамента Государственного Казначейства.

 

Основными предметами деятельности Департамента с 1821 года были:

  • движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств.
  • главное счетоводство этих приходов и расходов.
  • заведование монетной и пробирной частями.
  • дела по предварительной проверке финансовых смет всех министерств и главных управлений.
  • дела по составлению росписи доходов и расходов.

На Главное Казначейство возлагался: прием; хранение; отпуск сумм на расходы, производимые по общему Государственному Управлению.

Казначейство России исполняло  государственный бюджет до 28 октября 1917 года. События 1917 года стали для  отлаженной деятельности всей системы  Казначейств страны роковым рубежом. Новой власти, собравшейся строить новое общество на основе распределения, нормирования функции Казначейства стали не нужны.

Проводя линию на объединение  всего смежного, расчетного и кассового  дела, Совет Народных Комиссаров принял в октябре 1918 года постановление  о слиянии Казначейства с учреждениями Народного банка. В результате слияния  Народный банк РСФСР сосредоточил в  своих руках: кредитное дело, финансирование народного хозяйства страны и  аппарата управления страны, всю смежно-бюджетную  работу, руководство денежным обращением. На местах развернули свою деятельность финансовые отделы исполкомов местных  советов. Кассовые функции Казначейства по постановлению о слиянии Казначейства с учреждениями Народного банка  отошли к местным отделениям Народного  банка.

Исполнение бюджета в  условиях существования государственного бюджета обеспечивалось финансовыми  органами, находящимися одновременно в подчинении Министерства финансов и органов власти в регионах, а  также Государственным банком.

В конце 1991 года произошли  кардинальные изменения в бюджетном  устройстве страны. Прекратил свое существование государственный  бюджет, возникла бюджетная система, состоящая их трех уровней: федеральный, региональный и местный. На месте  Государственного банка возник Центральный  банк Российской Федерации, исполнение федерального бюджета не входило  в число его приоритетных задач.

В 1992 году задачи исполнения федерального бюджета, обеспечения  предварительного и текущего контроля при его исполнении, подготовки отчета об исполнении федерального бюджета  были возложены на вновь создаваемые  органы федерального казначейства.

Казначейство, является структурной, в компетенцию которой входит оперативное прогнозирование своей деятельности, оно не может не учитывать основных макроэкономических пропорций и тенденций, складывающихся в экономике. Одновременно казначейская система исполнения федерального бюджета оказывает существенное влияние на основные макроэкономические показатели и их динамику.

Таким образом, на этапе перехода к рыночной системе отношений  государству необходимо находить новые  формы управления финансовыми потоками. В стране создались предпосылки  для образования новой структуры (или хорошо забытой старой), обеспечивающей исполнение федерального бюджета.

В условиях, когда через  федеральный уровень перераспределяется около ¼ ВВП (федеральный бюджет в 2001 году занимает 15,4% ВВП страны), неэффективные методы исполнения бюджета могут стать генератором дестабилизирующих экономику факторов, в то же время оперативный учет состояния бюджета позволяет в значительной мере смягчить или устранить негативные явления в экономике.

Указом Президента Российской Федерации от 08.12.92 года №1556 «О федеральном  казначействе» в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и  расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности  в финансировании государственных  программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств в Российской Федерации была образована единая централизованная система органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (казначейство), включающая Главное управление федерального казначейства и территориальные органы по республикам, краям, областям и иным субъектам Федерации, а также городам, районам и районам в городах.

Данным Указом органам  федерального казначейства предоставлены  значительные права по контролю за движением и использованием средств федерального бюджета. Правовой особенностью данного Указа является то, что он имеет силу закона, как принятый в 1992 году в обеспечение экономической реформы.

С тех пор выплаты средств  федерального бюджета в Российской Федерации начали осуществляться через  казначейство.

Сегодня, федеральная казначейская система активно способствует процессу управления экономического имущества  страны, его развитию во всех областях. Государство осознает, что национальное богатство требует организации  и контроля.

Развитие казначейской системы  характеризовалось расширением  территориального охвата казначейской системы, завершением создания органов  федерального казначейства в субъектах  Российской Федерации. После экспериментальной  отработки соответствующих вопросов на казначейское исполнение бюджета  переводились не охваченные ранее министерства и ведомства.

Рассматривая территориальный  аспект развития казначейства в Российской Федерации, можно сказать, что к 1998 году практически во всех субъектах  Российской Федерации была создана  единая система исполнения федерального бюджета Российской Федерации. По состоянию на октябрь месяц 1998 года в 88 из 89 субъектов Российской Федерации были созданы территориальные органы, которые осуществляют исполнение федерального бюджета.

Процесс развития органов  федерального казначейства нужно также  рассматривать в ведомственном  аспекте. В настоящее время процесс  перехода практически завершен, и  последними его осуществляют «силовые»  министерства: Министерство обороны, МВД, ФПС и другие.

Таким образом, возникло, развивалось, упразднялось, снова возрождалось Казначейство России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Федеральное казначейство как участник бюджетного процесса

 

Бюджетный процесс представляет собой совокупность действий,  регламентируемую нормами права, государственных  органов и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, обеспечению контроля за их исполнением.

Бюджетный процесс регламентируется основным документом страны в области  бюджетных отношений «Бюджетным кодексом Российской Федерации». Он утвержден  федеральным законом от 31 июня 1998 г. №145-ФЗ. И введен в действие федеральным законом «О введение в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 09.июля 1999. №159-ФЗ с 1 октября 2000  года.

Таким образом, бюджетные  отношения регулируются сегодня  сводом законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы  Российской Федерации, обеспечивающим финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающим общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющим основы бюджетного процесса, оснований и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства и т. д.

Особенно важным элементом  бюджетного процесса является исполнение бюджета.

Исполнение бюджета –  это важнейший этап бюджетного процесса: действия по мобилизации и использованию  бюджетных средств, в процессе реализации которых учитывают органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические  и физические лица – плательщики  налогов в бюджет, получатели бюджетных  средств.

Исполнение бюджета основано на следующих принципах:

1. Единства кассы, предусматривающего  зачисление всех поступающих  средств на единый бюджетный  счет и осуществление всех  предусмотренных расходов с него;

2. Обеспечения бюджетных  расходов и платежей в пределах  фактического наличия средств  на едином бюджетном счете.

В Российской Федерации с 1992 года введено казначейское исполнение федерального бюджета. Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения  всех операций и средств бюджета  в системе балансовых счетов.

Органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Министерства финансов Российской Федерации.

Понятие единой системы финансовых органов. Пунктом 2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 984) установлено, что Министерство финансов РФ (Минфин РФ), министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах и органы федерального казначейства входят в единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации.

Минфин РФ является федеральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной  финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Взаимоотношения  Минфина РФ с финансовыми органами более низкого уровня строятся на основе координации их деятельности.

Информация о работе История возникновения и развития органов федерального казначейства в России