Источник финансирования дефицита бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:09, реферат

Краткое описание

Предмет- бюджетный дефицит.
Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
1) рассмотреть способы решения бюджетного дефицита;
2) исследовать прогнозы бюджета
3) разработать рекомендации по управлению бюджетного дефицита;

Файлы: 1 файл

курсовая бюджет.docx

— 173.49 Кб (Скачать)

     Анализ  динамики показывает, что привлечение  средств за счет размещения государственных  ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте, в 2011 году предусматривается в объеме 213,5 млрд. рублей (7,0 млрд. долларов США), что меньше на 3 %, чем в 2010 году. В 2012-2013 годах указанные привлечения  в рублевом эквиваленте будут  увеличиваться, однако, относительно 2010 года сократятся на 2,4 % и 1,5 % соответственно. Заимствования будут осуществляться путем размещения еврооблигаций  на внешнем финансовом рынке.

     При этом в долларовом эквиваленте объем  привлечений прогнозируется ежегодно в размере 7 млрд. долларов США, что  меньше на 6,7%, чем в 2010 году. Уменьшение привлечений связано с перераспределением части заимствований на внутренний финансовый рынок. Заимствования будут  осуществляться путем размещения еврооблигаций  на внешнем финансовом рынке.

     Ставки  купонного дохода предполагаются в 2011 - 2013 годах соответственно 6,64 %, 6,52 % и 6,33 %. Уровень ставок определен  исходя из прогнозного уровня ставок купонного дохода по 10-летним казначейским облигациям США с учетом CDS на риск Российской Федерации.

     Объем погашений по указанным ценным бумагам  определен пунктом 5 статьи 20 законопроекта. Предусматривается, что указанные  погашения в 2011 году по сравнению  с 2010 годом увеличатся в 1,7 раза и  составят 76 млрд. рублей (2,5 млрд. долларов США). Увеличение связано в основном с погашением обязательств Российской Федерации по облигациям внутреннего  государственного валютного облигационного займа VII серии в объеме 1,0 млрд. долларов США.

     В 2012 и 2013 годах погашение государственных  ценных бумаг в рублевом эквиваленте  составит 40,5 млрд. рублей и 40,9 млрд. рублей соответственно, или 1,3 млрд. долларов США ежегодно.

     10.3.2. Динамика привлечения и погашения  кредитов иностранных государств, включая целевые иностранные  кредиты, кредиты международных  финансовых организаций (далее  - МФО), иных субъектов международного  права, приведена в следующей  таблице.

     (млрд. рублей)

            2010 г.

     Закон № 308-ФЗ (с изм.)

     2011г.

     проект

     2012.Г.

     проект

     2013 г.

     проект

     2013 г. к 2010 г., %
     Кредиты иностранных государств, включая  целевые иностранные кредиты, МФО, иных субъектов международного права, в иностранной валюте      -51,1      -45,4      -27,05      -24,6      48,1
     в том числе:
     привлечение средств      8,6      8,1      6,95      5,1      59,3
     погашение      -59,7      -53,5      -34,0      -29,7      49,7

     Анализ  динамики показывает, что объемы погашения  иностранных кредитов превысят объемы их привлечения.

     В соответствии с программами государственных  внешних заимствований Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (приложения 38 и 39 к законопроекту) (далее - программа  заимствований) предусмотрено привлечение  средств займов МФО в объемах 266,1 млн. долларов США, 226,3 млн. долларов США и 163,5 млн. долларов США соответственно, что эквивалентно 8,1 млрд. рублей, 6,95 млрд. рублей и 5,1 млрд. рублей. Прогнозируется, таким образом, сокращение объемов  привлечения средств займов МФО  в 2012 и 2013 годах.

     Вместе  с тем по сравнению с показателями, установленными на 2011 и 2012 годы Федеральным  законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (с  изменениями), объемы привлечения средств  займов МФО увеличены в 2011 году на 84,8 млн. долларов США, или 46,8 %, в 2012 году - на 141,5 млн. долларов США, или 166,9 %.

     Ожидаемое привлечение в 2010 году средств займов, включенных в проекты программ заимствования, составляет 189,1 млн. долларов США. Однако фактическое привлечение средств  по ним за восемь месяцев 2010 года составило 63,5 млн. долларов США, или 33,6 % от ожидаемого объема и 23,0 % от объема, установленного действующей программой заимствований. 

 3 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

     Каждое  правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется«балансом  дохода».

       В реальной действительности  расходная часть, как правило,  превышает доходную. Возникновение  бюджетного дефицита обусловливается  многими причинами, среди которых  можно выделить следующие: спад  общественного производства, завышенные  расходы на реализации принятых  социальных программ, возросшие  затраты на оборону, рост «теневого»  сектора экономики, рост предельных  издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег.  Особое значение из них имеют  спад производства и рост «теневого»  сектора экономики. Наличие этих  причин приводит к уменьшению  налоговой базы. В первом случае  происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль,  следовательно, уменьшаются поступления  в бюджет. В результате план  поступления в бюджет не выполняется.  Во втором случае предприятия  вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается  от обычной («легальной») лишь  тем, что фирмы и предприятия,  действующие в ней, нигде не  регистрируются и, следовательно,  никаких налогов не платят. Государственные  органы их не видят, они находятся  в «тени».

       Сам по себе дефицит бюджета  не может быть чем-то чрезвычайно  негативным для развития экономики  и динамики жизненного уровня  населения. Даже самые экономически  развитые страны в критические  периоды, как правило, имеют  дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все  зависит от причин его возникновения  и направлений расходов государственных  денежных средств. Если финансовые  средства, составляющие превышение  расходов над доходами, направляются  на развитие экономики, используются  для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.[10,95c.]

       Бюджетный дефицит, несомненно, относится  к так называемым отрицательным  экономическим категориям, типа  инфляции, кризиса, безработицы,  банкротства, которые, однако, являются  неотъемлемыми элементами экономической  системы. Более того, без них  экономическая система утрачивает  способность к самодвижению и  поступательному развитию. Бюджетный  дефицит нельзя однозначно относить  к разряду чрезвычайных, катастрофических  событий, еще и потому, что различным  может быть качество, природа  дефицита. Он может быть связан  с необходимостью осуществления  крупных государственных вложений  в развитие экономики, тогда  дефицит не является отражением  кризисного течения общественных  процессов, а скорее становится  следствием стремления государства  обеспечить прогрессивные сдвиги  в структуре общественного воспроизводства.[11,69c.]

       Следует отметить, что бездефицитность  бюджета еще не означает «здоровья»  экономики. Надо четко представлять  себе, какие процессы протекают  внутри самой финансовой системы,  какие изменения воспроизводственного  цикла отражает дефицит бюджета.

     Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

     1) Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

     2) Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

     3) Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

     4)    Неэффективность финансовой системы государства.

     5) Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

     6) Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

     Проблема  сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объем  необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются  десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает  интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники  пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается  на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту  теневой экономики). 
 
 
 
 
 
 
 

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                                        

     Итак, в заключении можно сделать следующие  выводы.

     Бюджетная система Российской Федерации строится на принципах федерализма. Состоит  из трех уровней: федерального, республиканского (субъектов РФ) и местного. Совокупность этих трех уровней представляет  собой консолидированный бюджет. Бюджет – это основной финансовый документ в жизни любой страны. Его основу составляет свод расходов и доходов. Разница, возникающая  между доходами и расходами, называется дефицитом (в случае превышения расходов над доходами) и профицитом (соответственно, наоборот). В основном в мировой  практике финансовой деятельности имеет  место дефицит бюджета.

     Существует  несколько путей преодоления  бюджетного дефицита. Основных два: монетарный и немонетарный. К монетарным относится  эмиссия денежных знаков. К немонетарным – различные виды заимствований (внешние и внутренние). 

     Дефицит может возникать по различным  причинам. Одной из них  являются структурные преобразования в экономике. Другой – чрезмерные заимствования (как внешние, так и внутренние). В России на современном этапе  бюджетный дефицит имеет под  собой совокупность вышеназванных  причин.

     Активно бороться с вышеназванной проблемой  в России начали только в период проведения перестройки. Начиная с 1985 года  и по наши дни государство  борется с проблемой бюджетного дефицита. Однако, как уже констатировалось ранее, меры чисто экономического характера  в России не всегда применимы. В нашей  стране политика пока еще сильнее  экономики и поэтому регулирование  экономики нужно начинать с решения  политических проблем. В ряду подобных проблем можно, также выделить и  чрезмерное присутствие криминала во власти. Те кредиты, которые российское государство брало до последнего времени, шли в основном не на реструктуризацию экономики, а на нужды частного характера  
(чиновников).    

     Тем не менее, благоприятный прогноз  на ситуацию с макроэкономическими  показателями многие аналитики все-таки дают. Будем надеяться и мы, тем  более что ничего другого нам  не остается.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы

      1.Бюджетная система РФ/ под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской –

        Москва: Юрайт, 2004 - 330с.      

  1. Бюджетный процесс в РФ/ Институт финансового менеджмента;

 А.Г.Баранова, О.В.Врублевская, Т.Е.Косарева и др. – Москва: Перспектива – ИНФРА-М, 2005г.- 400c.

3. Орлов Д. Бюджетный эксцесс// Новое время – 2005г. - №44.

4. Соломко И.М., Лемешко Е.Ю., Тишутина О.И., Ткачук Л.И., Соломко М.Н. Организация бюджетного процесса. Издательство: КноРус,2010г.-184с.

5. Бюджетный кодекс РФ.

6. www.akm.ru - официальный сайт Министерства финансов РФ.

7. www.cbr.ru –официальный сайт Центрального Банка РФ.

8. www.economyc.gov.

9. www.rbc.ru.

10. Афанасьев Мст.П., Кривогов И.В., Беленчук А.А. Бюджет и бюджетная система. Издательство: Юрайт, 2011г.-777с.

11. Бюджетная система России. Под ред. Поляка Г.Б. Издательство: Юнити ,2010г.-703с.

Информация о работе Источник финансирования дефицита бюджета РФ