Источник финансирования дефицита бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:09, реферат

Краткое описание

Предмет- бюджетный дефицит.
Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
1) рассмотреть способы решения бюджетного дефицита;
2) исследовать прогнозы бюджета
3) разработать рекомендации по управлению бюджетного дефицита;

Файлы: 1 файл

курсовая бюджет.docx

— 173.49 Кб (Скачать)
 

     Способы финансирования дефицита бюджета:

    1. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация). Монетизация – способ увеличения количества денег в обращении, в т.ч. за счет банковского финансирования. Используется в исключительных случаях, т.к. является чисто инфляционным способом. Монетизация дефицита бюджета может сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а может проявляться в других формах: в виде расширения кредитов ЦБ го. Предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей, т.е. Правительство покупает товары и услуги, вовремя их не оплачивая; отсроченные платежи накапливаются, увеличивая общий дефицит бюджета; теоретически отсроченные платежи являются неинфляционным способом финансирования дефицита, но на практике это разделение условно.

     Монетизация – высокорисковый способ финансирования, т.к. оказывает отрицательное воздействие  на состояние платежного баланса: в  результате роста предложения денег  на руках у населения накапливается  наличность, увеличивается спрос  на товары и услуги, что неизбежно  приводит к росту цен и давлению на платежный баланс.

     Негативные  инфляционные последствия монетизации  могут смягчаться мерами жесткой  денежно-кредитной политики. Если ЦБ сокращает кредитные возможности  коммерческих банков путем повышения  ставки рефинансирования, либо норма  резервирования, и одновременно расширяет  кредиты гос. сектору на финансирование дефицита бюджета, то внутренние рыночные ставки растут, сдерживая активность, в результате частных инвестиции и экспорт снижаются и инфляция уже не оказывает такого негативного  воздействия на экономику.

     В целом монетизацию можно применять  в следующих случаях:

  • Имеется очень большой внешний долг, что исключает финансирование дефицита из внешних источников;
  • Возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны;
  • Валютные резервы ЦБ истощены, следовательно, регулирование платежного баланса – главная задача;
  • Экономика способна выдержать высокую инфляцию и население уже привыкло к постоянному росту цен.
 
     
  1.  Долговое финансирование (внутреннее и внешнее) бюджета является более предпочтительным и управляемым. В результате него возникает внутренний и внешний долг государства. Необходимость долгового финансирования обусловлена постоянным ростом расходов на различные социальные нужды общества. Долговое финансирование приводит к значительно меньшим отрицательным последствиям для экономики.
  2. Повышение налоговых поступлений в бюджет, также доходов от приватизации и продажи имущества (используется зачастую просто для привлечения доходов в бюджет).

               Размер дефицита государственного бюджета традиционно считается одним из основных показателей устойчивости системы государственных финансов страны. Стандартным способом измерения дефицита бюджета является представление его в долях валового внутреннего продукта страны или, другими словами, в % к ВВП. В Европейском союзе принято ограничение на размер дефицита государственного бюджета на уровне 3% ВВП. В целом можно считать этот уровень за своеобразную границу устойчивости бюджетной системы. В Российской Федерации бюджет сводился с дефицитом на всем протяжении 90-х годов, причем в отдельные годы дефицит бюджета превышал 10% ВВП. И только начиная с 2000 г. доходы бюджета стали превышать расходы. На графике показана динамика баланса бюджета Российской Федерации начиная с 1992 года.[3,89c.]

             Помимо собственно бюджетного баланса, принято приводить размер, так называемого, первичного баланса или первичного дефицита. В этом случае при расчете учитываются расходы бюджета, за исключением расходов на обслуживание государственного долга. Первичный баланс бюджета позволяет судить о том, происходит ли дальнейшее накапливание государственного долга за счет несбалансированности доходов и непроцентных расходов бюджета

     Баланс  бюджета Российской Федерации в 1992-2003гг. (в процентах к ВВП)

       
 

     

       Исполнение федерального бюджета по источникам внутреннего финансирования дефицита федерального млрд. руб. за 2011 год:

     Источники внутреннего погашения -1046

     Госуд. ценные бумаги номинальная стоимость которых -775,8

     Размещение  государственных ценных бумаг номинальная -1001,2

     Погашение гос. Ценных бумаг –( -225,4)

     Инные источники внутреннего финансирования- (-210,1)

     Акции и иные формы участия в капитале- 115,1

     Государственные запасы драгоценных металлов и камней- (-1,6)

     Курсовая  разница – (-23,3)

     Исполнение государственных гарантий в валюте РФ-

     Бюджетные кредиты, внутри страны в валюте РФ- (-93,8)

     Прочие  источники внутреннего финансирования –(-210) 

     Исполнение  федерального бюджета по источникам внешнего финансирования дефицита федерального бюджета млрд. руб. за 2011 год:

     Источники внешнего финансирования – (-51,1)

     Размещение  государственных ценных бумаг РФ -

     Погашение гос. Ценных бумаг- (-46,5)

     Получение РФ кредитов иностранных государств – 1,8

     Предоставление  госуд. финансовых и экспортных кредитов – (-3,2)

     Возврат гос. Финансовых и экспортных кредитов  - 17,6

Примечание:

* -  Данные Федерального казначейства. Кассовое исполнение Федерального бюджета на 01.09.2011  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              

2 АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА 

     2.1 Анализ внутреннего  финансирования дефицита  бюджета

     Дефицит федерального бюджета   на 2011 год предусмотрен в размере 1 814 млрд. рублей, или 3,6 % ВВП, в 2013 году прогнозируется его сокращение до 1 795,7 млрд. рублей (2,9 % ВВП), или лишь на 18,3 млрд. рублей, по сравнению с 2011 годом. Доля дефицита федерального бюджета в объеме ВВП в 2013 году (2,9 % ВВП) по сравнению с 2009 годом (5,9 %) сократится в 2 раза.[4,103c.]

     Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах  будут государственные заимствования  на внутреннем финансовом рынке (73,9 %,   86,7 % и 82,7 % соответственно   в общем объеме   источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (16,4 %, 15,9 %, 17,2 %), в связи с предполагаемым в 2011 году использованием средств Резервного фонда в полном объеме.

       Привлечение средств за счет  размещения государственных ценных  бумаг Российской Федерации в  валюте Российской  Федерации составит в  2011 году 1 709,9 млрд. рублей, в 2012 году - 2 023,3 млрд. рублей, в 2013 году - 2 101,9 млрд. рублей. Часть   заимствований будет использована на   рефинансирование увеличивающегося долга по  государственным ценным бумагам,  для его погашения предусматривается направить в 2011 году 22 % от занимаемых средств, в 2012 году - 25,6 %, в 2013 году - 29,3 %.

       Объем поступления средств от  продажи акций и иных форм  участия в капитале, находящихся  в собственности Российской Федерации,  в 2011 году предусматривается увеличить  на 291 млрд. рублей, или почти в  42,5 раза по сравнению с планируемым  показателем на 2010 год, в 2013 году  поступления составят 309,4 млрд. рублей, что в 44,2 раза превысит планируемый показатель на 2010 год и в 158 раз фактический показатель 2009 года.

     Объем внешних заимствований за счет размещения в 2011 - 2013 годах государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте, прогнозируется в размере 213,5 млрд. рублей, 214,9 млрд. рублей, 217,0 млрд. рублей соответственно, что эквивалентно 7 млрд. долларов США  ежегодно.

       Законопроектом предусмотрено формирование  федерального бюджета на 2011 год  с дефицитом в размере 1 814,0 млрд. рублей, или 3,6 % ВВП, что меньше  на 614,6 млрд. рублей, или на 25,3 %, чем  утверждено на 2010 год. В плановом  периоде прогнозируется его сокращение  до 1 795,7 млрд. рублей (2,9 % ВВП) в 2013 году, что на 18,3 млрд. рублей, или  на 1 % меньше, чем в 2011 году. В абсолютном  выражении объем дефицита федерального  бюджета в 2013 году сократится  по сравнению с показателем  2009 года (2 322,3 млрд. рублей) на 526,6 млрд. рублей, или в 1,3 раза.

     Согласно  приложениям № 42 и 43 к законопроекту  источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 год сформированы в размере 1 814,0 млрд. рублей (3,6% ВВП), в 2012 и 2013 годах в связи с сокращением  объема дефицита федерального бюджета  предусматривается сокращение размеров источников финансирования дефицита федерального бюджета до 1 734,4 млрд. рублей, или 3,1 % ВВП, и 1 795,7 млрд. рублей, или 2,9 % ВВП  соответственно, что соответствует  объему дефицита.

     Динамика  дефицита федерального бюджета и  источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 - 2013 годах приведена   в следующей таблице.

     (млрд. рублей)

            2010 г. Закон № 308-ФЗ (с изм.)      2011г.  проект      2012 г. проект      2013 г. проект      2013 г. к 2010 г.,

     %

     Дефицит      -2428,6      -1814,0      -1734,4      -1795,7      73,9
     % ВВП      -5,4      -3,6      -3,1      -2,9      53,7
     Источники финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе:      2428,6      1814,0      1734,4      1795,7      73,9
     % ВВП      5,4      3,6      3,1      2,9      53,7
     Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета      2344,3      1768,3      1651,5      1712,1      73
     % ВВП      5,2      3,5      3      2,8      53,7
     из  них:                                   
     средства  Резервного фонда      1419,3      284,4      0,0      0,0       
     средства  ФНБ      2,5      5,0      7,5      10,0      400
     государственные ценные бумаги (сальдо)      934,3      1340,8      1504,4      1485,3      159
     поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации      7,0      298,0      276,1      309,4      4420
     Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета      84,3      45,7      82,9      83,5      99,1
     % ВВП      0,2      0,1      0,1      0,1      50
     из  них:                                   
     государственные ценные бумаги (сальдо)      175,5      137,5      174,4      176,1      100,3
 

     Анализ  динамики показывает, что источники  внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году сократятся по сравнению с 2010 годом на 576,0 млрд. рублей, или на 24,6 %, в плановом периоде  их объем не превысит уровень 2011 года.

     В 2011 году на покрытие дефицита федерального бюджета предусматривается использовать все оставшиеся средства Резервного фонда (284,4 млрд. рублей). За 2009 годы и  истекший период 2010 года на обеспечение  сбалансированности федерального бюджета  направлены средства Резервного фонда  в сумме 3 484,3 млрд. рублей.

     Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году сократятся на 38,6 млрд. рублей, или на 45,8 %, по сравнению  с 2010 годом, в плановом периоде предусматривается  их увеличение практически до уровня 2010 года.

     Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 -2013 годах  будут государственные заимствования  на внутреннем финансовом рынке (сальдо по государственным ценным бумагам), которые составят 73,9 %, 86,7 % и 82,7 % общего объема источников финансирования дефицита федерального бюджета соответственно, а также средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности - 16,4%, 15,9%, 17,2% соответственно, в связи с предполагаемым использованием средств Резервного фонда в полном объеме в 2011 году.

     Ненефтегазовый  дефицит в абсолютных размерах увеличится с 5 904,0 млрд. рублей в 2011 году до 6 448,9 млрд. рублей в 2013 году, относительно ВВП  его объем сократится с 11,7 % ВВП  до 10,4 %, или на 1,3 процентных пункта.

     Законопроектом  финансирование ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазового  трансферта не предусмотрено. 

     2.2 Анализ источников внешнего финансирования

       Анализ источников внешнего финансирования  дефицита федерального бюджета  на 2010 - 2013 годы показывает следующее.

       Динамика погашения и привлечения  средств за счет размещения  государственных ценных бумаг  Российской Федерации, номинальная  стоимость которых указана в  иностранной валюте, представлена  в следующей таблице.

            2009 г. отчет      2010 г. Закон № 308-Ф3(сизм.)      2011г.  проект      2012 г. проект      2013 г. проект      2013 г. к 2010 г., %
     Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная  стоимость которых указана в  иностранной валюте (сальдо), млрд. руб.

     в том числе:

     -48,0      175,6      137,5      174,4      176,1      100,3
     привлечение средств, млрд. руб.      0,0      220,2      213,5      214,9      217,0      98,5
     погашение основной суммы задолженности, млрд. руб.      -48,0      -44,6      -76,0      -40,5      -40,9      91,7
     привлечение средств, млрд. долл. США      0,0      7,5      7,0      7,0      7,0      93,3
     погашение основной суммы задолженности, млрд. долл. США      -1,5      -1,5      -2,5      -1,3      -1,3      86,7

Информация о работе Источник финансирования дефицита бюджета РФ