Источник финансирования дефицита бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:09, реферат

Краткое описание

Предмет- бюджетный дефицит.
Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
1) рассмотреть способы решения бюджетного дефицита;
2) исследовать прогнозы бюджета
3) разработать рекомендации по управлению бюджетного дефицита;

Файлы: 1 файл

курсовая бюджет.docx

— 173.49 Кб (Скачать)

            
 
 
 
 

     ЛОДИОШЩЛНГРШЛНА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

           Бюджетный дефицит - превышение  расходов бюджета  над его  доходами - это финансовое явление,  с которым в те или  иные  периоды своей истории неизбежно   сталкивались все государства  мира. Полностью сбалансированный  государственный бюджет, то есть  бюджет без сальдо, возможен только  теоретически.

     Практически невозможно представить себе государство, в котором  безупречно работают все  финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного – разве что Германия, Япония и Швейцария. Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и как следствие приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать.

     Актуальность  темы заключается в необходимости  видоизменения экономической политики страны и, прежде всего законодательной  базы,  пересмотра системы льготирования, оптимизация налоговой политики.

     Объект  исследования – управление бюджетом.

     Предмет- бюджетный дефицит.

     Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:

     1) рассмотреть способы решения бюджетного дефицита;

     2) исследовать прогнозы бюджета

     3) разработать рекомендации по  управлению бюджетного дефицита;

     Данная курсовая работа состоит из введения , трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. 
 
 
 
 
 
 

                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА 

     1.1Понятие,  виды и сбалансированность  дефицита бюджета

     Наиболее  часто встречающаяся в экономической  практике сложная ситуация — это  дефицит бюджета, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит  рассматривается как временный, если имеются перспективы его  преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов  — это критический дефицит.

     Дефицит государственного бюджета - это финансовое явление, не обязательно относящееся  к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет  государства, которое в те или  иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Однако, качество самого дефицита может  быть разным:

     -дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

     -дефицит  возникает в результате чрезвычайных  обстоятельств (войны, крупных  стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится  недостаточно и приходится прибегать  к источникам особого рода;

     -дефицит  может отражать кризисные явления  в экономике, ее развал, неэффективность  финансово-кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране.[1,50c.]

     Таким образом, бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует  результат этих изменений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся  экономики с устойчивыми, а главное,  эффективными международными связями  бюджетный дефицит (конечно, в количественно  допустимых границах) не страшен. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны.

     Возникновение дефицита обусловливается многими  причинами, среди которых можно  выделить следующие: спад общественного  производства, завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск "пустых" денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления  в бюджет. В результате план поступления  в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают  платить налоги. Ведь теневая экономика  отличается от обычной ("легальной") лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются

и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные  органы их не видят, они находятся  в "тени".[2,62c.]

     В идеале бюджет любого уровня бюджетной  системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто  возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые  для соответствующего уровня бюджетной  системы расходы.

     Сбалансированность  бюджета.

     Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов  бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий  объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При  этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

     Составление бюджета с профицитом (с превышением  доходной части над расходной) также  влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета  станет снижение эффективности использования  бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

     Сбалансированный  бюджет является о основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета (см. ниже). 

     Для достижения сбалансированности бюджета  в бюджетном планировании применяется  ряд методов:

     Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого  бюджетного учреждения по каждому виду расходов.

     Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению  их расходных полномочий.

     Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.

     Модернизация  бюджетного регулирования в сфере  межбюджетных отношений.

     Планирование  бюджетных расходов, влекущих за собой  потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.

     Соблюдение  принципа экономии расходов; отказ  от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного  блага.

     Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

     Важным  инструментом в деле обеспечения  сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура  санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных  обязательств. Этим достигается недопущение  расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления  расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и  эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.[2,76c.] 
 

           1.2 Источники финансирования дефицита бюджета

     Большинство бюджетов бюджетной системы РФ сводится сдефицитом, т. е. с превышением расходов над доходами. При формировании каждого  бюджета предусматриваются источники  покрытия дефицита.

     Источники финансирования дефицита фед. бюджета:

  1. внутренние
  • кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте;
  • гос. займы в виде выпуска ц.б. от имени РФ;
  • бюджетные ссуды от бюджетов других уровней БС РФ;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в гос. собственности;
  • поступления от приватизации организаций, находящихся в гос. собственности;
  • поступления от продажи государством принадлежащих ему акций различных организаций;
  • поступления от реализации гос. запасов драгоценных металлов и камней
  1. внешние
  • гос. займы в виде выпуска ц.б. в иностранной валюте от имени РФ;
  • кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций в иностранной валюте.
 

     Источниками финансирования дефицита бюджета субъектов  РФ и местных бюджетов могут быть внутренние источники в следующих  формах:

  • гос. займы путем выпуска ц.б. от имени субъекта РФ или МО;
  • бюджетные ссуды от бюджетов других уровней БС РФ;
  • кредиты, полученные от кредитных организаций;
  • поступления от продажи имущества организаций, находящихся в собственности субъектов РФ или МО.
 

     БК  РФ устанавливает предельные размеры  дефицита бюджета для каждого  уровня:

    1. Размер дефицита фед. бюджета на очередной финансовый год не должен превышать суммарного объема бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание гос. долга РФ.
    2. Размер дефицита бюджета субъектов РФ не может превышать 15% объема его доходов без учета финансовой помощи фед. бюджета.
    3. Размер дефицита местного бюджета  не может превышать 10% его дохода без учета финансовой помощи фед. и региональных бюджетов.
 

     Если  при подготовке проекта бюджета  возникает профицит, органам власти необходимо:

  1. сократить привлечение доходов от продажи гос. и муниципальной собственности (для фед. бюджета – продажа запасов, ресурсов);
  2. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  3. увеличить расходы бюджета, в т.ч. за счет передачи части доходов бюджета других уровней в качестве финансовой помощи;
  4. сократить налоговые поступления.

Информация о работе Источник финансирования дефицита бюджета РФ