Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 12:21, курсовая работа
Целью работы является изучение государственного бюджета и проблем его формирования.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы государственного бюджета
- провести анализ государственного бюджета России
- изучить проблемы государственного бюджета России.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 4
1.1. Понятие бюджетной системы 4
1.2. Понятие государственного бюджета 8
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ 10
2.1. Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета России 10
2.2. Бюджетная политика России 16
3. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений будет способствовать повышению финансовой самостоятельности, обеспечению устойчивого развития внутригородских муниципальных образований, и, соответственно, социально-экономическому развитию, улучшению условий жизни населения17.
В целях обеспечения
Продолжится работа по совершенствованию, наполнению и наращиванию функционала портала «Открытый бюджет», который направлен на информирование граждан о ходе бюджетного процесса, повышение прозрачности формирования и расходования бюджетных средств, что повышает ответственность органов исполнительной власти при принятии решений в сфере бюджетной политики.
Данные ресурсы обеспечивают доступ жителей к систематизированной актуальной информации по планированию и реализации бюджетной политики, а также участие в корректировке планов и программ развития с помощью механизма «обратной связи»18.
Управление государственными расходами является значимой составляющей бюджетной политики страны и определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем над его соблюдением.
Вопрос, касающийся мер по повышению эффективности государственных расходов, актуален практически во всех странах, независимо от того, исполняется ли их государственный бюджет с дефицитом или профицитом.
Государственный бюджет - это важнейший финансовый документ страны, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. Бюджетная система РФ включает в себя федеральный, региональный и местный бюджеты. Все вместе они образуют консолидированный бюджет страны. Федеральный бюджет - это ведущее звено бюджетной системы любого государства. В нем представлены основные финансовые категории, такие как: налоги, государственный кредит, государственные расходы. Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год.
Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики, укрепления обороноспособности государства19.
Эффективное расходование средств бюджета является актуальной темой для исследований. Особенно важность данной проблемы проявляется в условиях наличия жестких бюджетных ограничений, то есть предельно допустимых расходов государства. Конечно же, обеспечение ста процентной результативности государственных расходов не возможно. Но имеющиеся достижения должны увеличиваться, а недостатки исправляться по мере возможности. Нужно постоянно совершенствовать механизмы и способы эффективного расходования средств, изучать и внедрять лучший опыт в этой сфере, определять основные приоритеты расходов на цели, нужные гражданам и стране.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистки, в 2012 году расходы консолидированного бюджета РФ составили около 23 трлн. руб., когда в 2011 году данный показатель не превышал 20 трлн. руб20. Проблемы, имеющиеся в данной сфере, прежде всего, связаны с качеством расходования денежных средств. Исполнение бюджетов идет медленно и неравномерно. Поэтому получаемые в конце года показатели оказываются низкими. Это касается федеральных целевых программ, получаемые результаты по которым заметно отличаются от запланированных. Например, ФЦП развития образования на 2011– 2015 годы за 7 месяцев текущего года исполнена менее чем на 17% от годового плана, а госпрограмма «Информационное общество» - всего лишь на 3,5%. Некоторые программы вообще не осуществляются и не финансируются. Так, за 2013 год совершенно не работали такие программы как: «Повышение безопасности дорожного движения», «Чистая вода».
Отсутствие должной финансовой дисциплины также является немаловажной проблемой. В 2012 году только фактов невыполнения требований законов о государственных и муниципальных заказах было выявлено на сумму свыше 130 млрд. руб. Нарушений бюджетного законодательства - на 187 млрд. руб21.
По мнению ведущих экспертов, таких как Т. Голикова, А. Силуанов, для исправления данных недочетов необходимо проводить работу по изменению принципов бюджетного процесса, мотивировать все уровни власти на экономное расходование бюджетных средств, при достижении конечных результатов. Поэтому важно обращать должное внимание на следующие положения, которые должны выполняться:
1) Обоснование и подсчитывание на стадии подготовки программ и бюджета всех расходов.
То есть разработка бюджетных нормативов, являющиеся основой планирования государственных и муниципальных финансов, будет наглядно отражать соотношение затрат и результатов.
2) Установление контроля над сметами в строительстве, соблюдение установленного порядка и временных рамок.
Сейчас нецелесообразное расходование ресурсов приводит к тому, что объекты, которые по плану должны строиться не более двух лет, в действительности превращаются в многолетние долгострои. И к тому же происходит постоянное увеличение первоначальных смет по мере реализации проектов.
3) Обеспечение контроля в сфере государственных закупок.
По данным Контрольного управления РФ, в 2012 году на официальном сайте в сети Интернет было размещено более 3,4 млн. государственных и муниципальных заказов на общую сумму около 8 трлн. руб. На основании мониторинга более 10 тысяч закупок установлено, что более 60% из них были проведены с нарушениями22.
По мнению И. Бегтина, главная проблема системы госзакупок заключается в том, что она централизована. Все закупки должны быть децентрализованы. Субъекты Российской Федерации и муниципальные власти должны иметь право размещать закупки так, как они считаютнужным, но обязательно в соответствии с законом.
4) Активное использование инструментов общественного контроля в бюджетной сфере.
Норма об общественном контроле, о публичном размещении информации о госзакупках прямо закреплена в федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Все данные о бюджете должны быть открыты, прозрачны и доступны для граждан. При этом будут созданы условия для участия населения в процессе его формирования.
5) Внедрение программного бюджета.
Переход на программный бюджет должен способствовать расширению практики замещения бюджетных ресурсов средствами частных инвесторов. В программном бюджете большая часть расходов сформирована по программно-целевому методу, который учитывает реально имеющиеся бюджетные ресурсы и потенциал внебюджетных источников, является комплексным и носит межведомственный характер, имеет понятные гражданам конечные результаты и в то же время содержит профессиональные показатели расходования ресурсов23.
Таким образом, на основе проведенного исследования был выявлен ряд важных бюджетных реформ, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов: разграничение расходных полномочий и доходных источников, введение объективных критериев распределения финансовой помощи между центром и регионами, начало перехода к программным бюджетам. Все это позволяет доводить правильные по замыслу меры до конца, не формально, а на практике.
В целом, задача повышения эффективности расходов бюджетов непростая, но выполнимая. Развитие и применение инструментов государственного регулирования в сочетании с повышением ответственности руководителей и расширением общественного контроля за результатами использования бюджетных средств могут значительно улучшить результативность государственных расходов РФ
Исходя из бюджетного законодательства Российской Федерации, бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют целенаправленную деятельность по регулированию экономики страны в первую очередь посредством изменения структуры и объемов доходной и расходной частей бюджета, в этом проявляется одно из направлений бюджетной политики государства. Расходная часть бюджета является наиболее активной, чем доходная. Но доходная часть является важной составляющей, так как представляет собой источник покрытия расходной части бюджета. Отсюда так необходимо грамотное формирование и управление доходной частью бюджета. Согласно ст . 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации: доходы бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Анализ ключевых идей и подходов к формированию государственного бюджета на протяжении более чем 5 веков не позволяет сделать выводы о неоспоримых преимуществах какой-то одной концепции формирования бюджетных доходов. По нашему мнению, источниками доходов государственного бюджета являются все участники экономического процесса. При этом степень их участия в формировании доходов государственного бюджета зависит от уровня экономического развития и фазы экономического цикла.
1 Белозеров С.А., Бродский Г.В., Горбушина С.Г. Финансы. 3-е изд. / под ред. В.В. Ковалева. М.: Проспект, 2010
2 Бабич, А.М., Павлова, Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009
3 Конституция РФ. Ст. 65
4 Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2007
5 Белозеров С.А., Бродский Г.В., Горбушина С.Г. Финансы. 3-е изд. / под ред. В.В. Ковалева. М.: Проспект, 2010
6 Бабич, А.М., Павлова, Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009
7 Белозеров С.А., Бродский Г.В., Горбушина С.Г. Финансы. 3-е изд. / под ред. В.В. Ковалева. М.: Проспект, 2010
8 gks.ru
9 gks.ru
10 gks.ru
11 gks.ru
12 gks.ru
13 gks.ru
14 gks.ru
15 minfin.ru
16 minfin.ru
17 minfin.ru
18 minfin.ru
19 Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А.М. Годин. – М.: Дашков и К, 2010
20 gks.ru
21 minfin.ru
22 minfin.ru
23 minfin.ru
Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его формирования в современной России