Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 12:21, курсовая работа
Целью работы является изучение государственного бюджета и проблем его формирования.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы государственного бюджета
- провести анализ государственного бюджета России
- изучить проблемы государственного бюджета России.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 4
1.1. Понятие бюджетной системы 4
1.2. Понятие государственного бюджета 8
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ 10
2.1. Анализ основных параметров исполнения федерального бюджета России 10
2.2. Бюджетная политика России 16
3. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Расходы федерального бюджета за январь-июнь 2014 г. составили 6470,8 млрд руб. (19,2% ВВП), что на 0,2 п.п. ВВП выше, чем за аналогичный период предыдущего года. Кассовое исполнение федерального бюджета за 1-е полугодие достигло 46,4%, а за тот же период 2013 г. – 44,4% от утвержденных годовых объемов.
Таблица 1 - Основные параметры федерального бюджета РФ в январе-июне 2013͵2014 гг.
Таблица 2 - Поступления основных налогов в федеральный бюджет в январе-июне 2013 и 2014 гг.
Таблица 3 - Расходы федерального бюджета за январь-июнь 2013 и 2014 гг9.
По итогам 1-го полугодия 2014 г. федеральный бюджет исполнен с профицитом 1,9% ВВП, что на 0,9 п.п. ВВП выше сальдо исполнения федерального бюджета за январь-июнь 2013 г. При этом не-нефтегазовый дефицит увеличился на 0,1 п.п. ВВП относительно уровня соответствующего периода предыдущего года.
За шесть месяцев текущего года доходы федерального бюджета выросли по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. (см. табл. 2) за счет роста поступлений по внутреннему НДС ВВП (на 0,3 п.п.), а также НДПИ и доходам от внешнеэкономической деятельности (на 0,4 п.п. ВВП по каждому). Поступления по«импортному» НДС и акцизам в январе-июне 2014 г. сократились на 0,1 и 0,02 п.п. ВВП соответственно по сравнению с январем–июнем 2013 г. Поступления в доходную часть федерального бюджета за 1-е полугодие текущего года по налогу на прибыль и внутренним акцизам в долях ВВП сохранились на уровне января-июня предыдущего года в объеме 0,5 и 0,7% ВВП соответственно10.
По итогам 1-го полугодия текущего года по сравнению с январем-июнем 2013 г. можно отметить рост расходов федерального бюджета (см. табл.3) в долях ВВП по следующим разделам: «Общегосударственные вопросы» – на 0,2 п.п. ВВП, «Национальная оборона» – на 0,8 п.п. ВВП, «Национальная экономика» – на 0,3 п.п. ВВП, «Охрана окружающей среды» – на 0,01 п.п. ВВП, «Межбюджетные трансферты» – на 0,2 п.п. ВВП.
Снижение расходов произошло по следующим разделам: «Жилищно-коммунальное хозяйство» – на 0,1 п.п. ВВП, «Образование» – на 0,2 п.п. ВВП, «Здравоохранение» – на 0,1 п.п. ВВП, «Социальная политика» – на 0,9 п.п. ВВП и «Физическая культура и спорт» – на 0,04 п.п. ВВП.
По остальным разделам расходы федерального бюджета в долях ВВП за шесть месяцев 2014 г. остались на уровне января-июня 2013 г.
Объемы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния за июнь текущего года сократились на 89,3 и 75,8 млрд руб. за счет курсовой разницы, и по состоянию на 01.07.2014 г. составили 2 937,0 и 2 957,5 млрд руб. соответственно. Величина государственного долга по состоянию на 01.07.2014 г. равнялась:
• внутреннего долга – 5757,2 млрд руб. (прирост за 1-е полугодие – 23,6 млрд руб.), в том числе по государственным гарантиям Российской Федерации – 1261,2 млрд руб. (снижение за 1-е полугодие 2014 г. на 28,6 млрд руб.):
• внешнего долга– 54,8 млрд долл. (снижение за 1-е полугодие на 1,0 млрд долл.).
Исполнение консолидированного бюджета субъектов РФ в январе–мае 2014 г.
По данным Федерального казначейства РФ, доходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-май 2014 г. составили 3493,0 млрд руб. или 12,6% ВВП, расходы– 3192,2 млрд руб. или 11,5% ВВП, что в долях ВВП равняется объему доходов и расходов за аналогичный период 2013 г. (см. табл. 4).
Изменения в доходах консолидированного бюджета субъектов РФ за пять месяцев 2014 г. в сравнении с аналогичным периодом 2013 г. произошли по двум статьям: выросли поступления по налогу на прибыль организаций на 0,2 п.п. ВВП, а поступления по НДФЛ сократились на 0,1 п.п. ВВП.
Поступления по внутренним акцизам, по налогам на совокупный доход и на имущество, а также по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ за январь-май 2014 г. в долях ВВП остались на уровне соответствующего периода предыдущего года.
Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ (см. табл. 5) по итогам пяти месяцев текущего года по большинству разделов в долях ВВП остались на уровне января-мая предыдущего года11.
Незначительное сокращение расходов консолидированного бюджета субъектов РФ в долях ВВП за этот период произошло по четырем разделам: «Охрана окружающей среды» – на 0,01 п.п. ВВП, «Образование» – на 0,1 п.п. ВВП, «Здравоохранение» – на 0,1 п.п. ВВП, СМИ – на 0,01 п.п. ВВП. По разделам «Социальная политика» и «Обслуживание госу-дарственного и муниципального долга» расходы выросли на 0,1 и 0,04 п.п. ВВП соответственно по сравнению с январем-маем 2013 г. По остальным разделам расходы за пять месяцев 2014 г. в долях ВВП не изменились по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.
Таблица 4 - Основные параметры консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-май 2013 и 2014 гг12.
Таблица 5 - Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ за январь-май 2013 и 2014 гг.
По итогам января-мая 2014 г. консолидированные бюджеты субъектов РФ исполнены с профицитом в объеме 300,8 млрд руб. или 1,1% ВВП, что на 0,1 п.п. ВВП ниже уровня пяти месяцев 2013 г.
В среднесрочной перспективе риски для устойчивости бюджетной системы создают внешние геополитические и внутренние макроэкономические факторы. Согласно ОНБП-2015 в текущем году ожидается замедление темпа прироста ВВП России до 0,5%, снижены прогнозы по темпу прироста оборота розничной торговли с 4,0 до 1,9% и реальных располагаемых доходов с 3,4 до 0,5%.
Прогнозируется, что доходы бюджетной системы Российской Федерации будут сокращаться с 36,9% ВВП в 2014 г. до 35,3% ВВП к 2017 г., в том числе по федеральному бюджету с 19,9% ВВП до 18,1% ВВП. Снижение расходов бюджета расширенного правительства с 37,8% ВВП в 2014 г. до 36,7% ВВП к 2017 г., в том числе федерального бюджета с 19,5% ВВП до 18,7% ВВП, не позволит компенсировать в полном объеме сокращение доходов, и в результате дефицит бюджетной системы вырастет с 1,0% ВВП в 2014 г. до 1,5 % ВВП в 2017 г13.
С точки зрения структуры планируется рост расходов бюджетной системы на национальную оборону с 3,5 % ВВП в 2014 г. до 3,9% ВВП в 2017 г., при сокращении программ поддержки экономики: расходы по разделу «Национальная экономика» в 2017 г. на 1,1 п.п. ВВП относительно 2014 г. В то же время по основным разделам бюджета в социальной сфере – образование, здравоохранение и социальная политика – расходы бюджетной системы возрастут в 2017 г. на 1,0 п.п. ВВП по сравнению с 2014 г.
Таким образом, среднесрочные перспективы состояния бюджетной системы Российской федерации не вызывают оптимизма. Необходимо учитывать, что использование средств Резервного фонда (а также фактическое использование средств ФНБ через инвестирование их в инфра-структурные проекты, эффективность которых не подтверждена) может создать существенные долгосрочные риски, а экономическая ситуация может не позволит восстановить резервы до уровня, обеспечивающего устойчивость экономического развития.
Лучшей альтернативой использованию резервных фондов представляется проведение оптимизации расходов и/или увеличение налоговых доходов, например, за счет повышения базовой ставки НДС до20%, что уже стало предметом обсуждения в Правительстве РФ. Налоговая нагрузка на экономику в последние годы составляла 33–35% ВВП, а с вычетом природной ренты как из налоговой базы, так и из ВВП, налоговая нагрузка составит по оценкам Минфина России 27–28% ВВП, что ниже средней по ОЭСР (34% ВВП), хотя и несколько выше, чем в азиатских странах с формирующимися рынками (25% ВВП).
Необходимо также изменить подходы к налогообложению добычи твердых полезных ископаемых. В частности, возможно постепенно, начиная с2015 г., сокращать на17% ежегодно вплоть до 2020 г. экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, а уменьшение поступлений от экспортных пошлин компенсировать за счет повышения НДПИ.
Такой«налоговый маневр» создаст стимулы для модернизации нефтеперерабатывающего сектора российской экономики и рационального использования энергоресурсов.
Для оптимизации структуры расходов необходимо осуществить«бюджетный маневр», в рамках которого увеличиваются расходы бюджетной системы на 3,0 п.п. ВВП, на образование (на 1,2 п.п. ВВП), здравоохранение (на 1,0 п.п. ВВП), дорожное хозяйство (на 0,8 п.п. ВВП), при одновременном сокращении расходов в том же объеме на правоохранительную деятельность на 0,9 п.п. ВВП, оборону на 1,1 п.п. ВВП, национальную экономику (без учета дорожного хозяйства) и жилищно-коммунальную сферу на 1,0 п.п. ВВП14.
Основными целями бюджетной политики на 2014 год и среднесрочную перспективу, как и в предыдущие годы, являются:
- обеспечение бюджетной
- безусловное выполнение принятых социальных обязательств;
- обеспечение высокой доли
- создание условий для
- совершенствование межбюджетных отношений с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований;
- обеспечение прозрачности и
открытости бюджетного
Первоочередной мерой
В связи с этим расходы бюджета на 2014 – 2016 годы определены на уровне уточненных показателей 2013 года, скорректированных с учетом прогнозных значений макроэкономических показателей на 2014 – 2016 годы, изменения контингента получателей средств бюджета, объемов бюджетных ассигнований на исполнение решений, носящих разовый или длительный характер.
Доля бюджета развития, включая инвестиционные расходы и мероприятия развития, в общем объеме расходов бюджета обеспечена на уровне 30%, что позволит продолжить решение проблем России и поддерживать объекты социальной сферы и городского хозяйства в технически исправном состоянии.
Необходимость обеспечения бюджетной стабильности и устойчивости диктует консервативную политику в сфере управления государственным долгом. Безусловными приоритетами долговой политики являются минимизация государственных заимствований в соответствии с потребностями и конъюнктурой фондового рынка, а также сокращение дефицита бюджета15.
Долговая нагрузка на бюджет останется на безопасном уровне в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять принятые обязательства.
В 2014 – 2016 годах в целях безусловного выполнения принятых социальных обязательств планируется сохранить в полном объеме установленные законодательством социальные выплаты, льготы и гарантии, предоставляемые гражданам. Наряду с проведением политики социальной справедливости и повышения эффективности бюджетных расходов Правительство создаст условия для повышении адресности мер социальной поддержки и исключения уравнительного принципа в предоставлении финансовой помощи.
В 2014 – 2016 годах будет продолжено осуществление мероприятий, направленных на доведение среднего уровня оплаты труда отдельных категорий работников, оказывающих государственные и муниципальные услуги и осуществляющих трудовую деятельность в сфере образования, науки, здравоохранения, социального обслуживания и культуры, до уровня оплаты труда, определенного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
В целях повышения качества государственных услуг будут продолжены мероприятия по совершенствованию сети государственных учреждений и перечней услуг, оказываемых ими. При этом получаемые результаты мониторинга осуществления указанных мероприятий позволят значительно упростить дальнейшие этапы совершенствования сети государственных учреждений.
Накопленный практический опыт позволит предъявлять более высокие требования при осуществлении контроля за выполнением установленных государственных заданий16.
В целях дальнейшего совершенствования подходов к определению нормативов для расчета объема субсидии на выполнение государственного задания планируется разработать правила перехода от индивидуальных к единым (групповым) нормативам и корректирующим коэффициентам финансового обеспечения государственного задания, что создаст условия для развития конкуренции и повышения качества оказываемых услуг населению.
В 2014 – 2016 годах будет продолжено совершенствование информационной поддержки реформы государственных учреждений и обеспечено повышение прозрачности их деятельности.
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в 2014 – 2016 годах направлена на решение следующих задач:
- обеспечение
- финансовое обеспечение
В целях повышения бюджетной обеспеченности местных бюджетов будет продолжена работа по разграничению полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, исходя из экономической целесообразности их осуществления органами государственной власти, а также полномочий, которые органы государственной власти вправе делегировать на муниципальный уровень.
Информация о работе Государственный бюджет и проблемы его формирования в современной России