Государственные и муниципальные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:22, курсовая работа

Краткое описание

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
В условиях перехода к рынку, Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами.

Оглавление

Введение
1.Экономическое содержание системы расходов бюджета.
2.Структура расходов бюджета.
3.Расходы региональных бюджетов.
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая Кизиль ГиМФ целая.doc

— 326.00 Кб (Скачать)

Планируются следующие капитальные расходы:

- 4млрд.р. – на строительство объектов социальной и коммунальной инфраструктуры муниципального значения;

– 170,6млрд.р на обеспечение автомобильными дорогами ;

- 1,41.– суммы межбюджетных трансфертов субъектам РФ на цели расселения из аварийного жилья, расходы на финансирование  капительного ремонта  жилого фонда отдельной стройкой  не прописаны вовсе.

-23,3-обьем  средств  федерального бюджета на переселение граждан из аварийного жилищного фонда;

-11млрд.р.-на расходы на жилищные нужды «чернобыльцев», вынужденных переселенцев и переселенцев  из района Крайнего Севера ;

-4,6-4,9(с 2008-2010)расходы федерального бюджета по программе «Молодая семья»

Общий объем расходов бюджета РФ  2010 год определяется объемом доходов и размером дефицита бюджета. При прогнозируемом объеме доходов изменение показателя общего объема расходов в бюджете РФ на 2010 год может привести к несбалансированности бюджета.

Снижение доходной части приводит к необходимости сокращения финансирования в сравнении с 2008-2009 годами не только капитальных, но и текущих расходов.

 

2.3 Анализ сбалансированности бюджета

 

Количественная и качественная оценка дефицита (профицита) бюджета

 

Доходы и расходы органов государственной власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит. Дефицит или профицит денежных средств может иметь место, как в отношении государственного бюджета, так и в отношении внебюджетных фондов.

Профицит государственного бюджета – превышение суммы доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов над расходами и чистым кредитованием.

Дефицит государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов.

Наличие дефицита или профицита сопряжено с признанием необязательного сбалансирования поступлений и платежей и возможности использования государственных финансов для регулирования экономического развития путем изменения государственных доходов и расходов. Величина дефицита и профицита и их отношение к ВВП являются основными итоговыми финансовыми показателями сектора государственного управления. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучного состояния государственных финансов.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники – кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных; бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

2) внешние источники следующих видов – государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Финансирование дефицита бюджетов осуществляется двумя основными способами: за счет государственных и муниципальных займов и за счет эмиссии новых денег. На финансирование дефицита оказывает также влияние увеличение или уменьшение у органов государственного управления остатков ликвидных финансовых средств. Таким образом, категория финансирования включает заимствование, погашение (выплату) задолженности и изменение остатков средств органов государственного управления на счетах в банках, государственных резервов национальной валюты и ценных бумаг.

Для финансирования дефицита бюджетов с помощью займов привлекаются свободные денежные средства других секторов экономики и внешнего мира путем использования различных финансовых инструментов: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от других уровней государственного управления, международных организаций развития, правительств, банков и поставщиков.

Государство законодательно воздействует на параметры, определяющие и регулирующие размеры бюджетного дефицита. Один из главных принципов бюджетной системы Российской Федерации – сбалансированность бюджетов. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ он означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему его доходов и поступлений из источников финансирования дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета органы власти и управления должны исходить из необходимости снижения дефицита бюджета. При этом сбалансированность бюджета должна достигаться на основе обеспечения эффективности и экономности использования бюджетных средств, т.е. получения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием ожидаемого бюджетом объема средств.

Нормативное регулирование размеров бюджетного дефицита, предусмотренное Бюджетным кодексом определяет: размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, а бюджета субъекта Федерации – 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета: указанный предельный размер дефицита на региональном уровне можно повысить на величину поступлений от продажи имущества субъекта Федерациив случае утверждения этой статьи доходов бюджетным законом субъекта Федерации; размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации с возможностью повышения этого предела на сумму доходов от продажи имущества местного самоуправления.

При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования. Текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов местного бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

Таблица 3-Дефицит бюджета на 2010ги источники его покрытия

Показатели

Сумма, млн. р.

%

В % в разделе

1Дефицит  бюджета (предельный размер)

3,186

8,46

 

2В %к ВВП

7,5%

 

 

3Источники  покрытия дефицита  бюджета ,в том числе:

238,1

7,8

100%

3.1Внутренние

-108,7

-3,4

-45,6

3.2Внешние

129,4

4,06

54,3

 

Федеральный бюджет РФ на протяжении ряда лет (начиная с 1999 г.) формировался с профицитом , исходя из определенного уровня цен на нефть. Весь "сверхпрофицит", который появлялся из-за того, что реальная цена на нефть была постоянно выше прогнозной, направлялся в Стабилизационный фонд. Стабилизационный фонд – это целевой бюджетный фонд с законодательно установленными источниками его образования.

Средства фонда предназначались для покрытия дефицита бюджета, образуемого при сокращении объема поступлений от экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефти), могли временно размещаться в долговые обязательства иностранных государств по выбору правительства (предоставление займов иностранным государствам), а также направлялись на покрытие текущих и капитальных расходов бюджета. В последнее время Стабилизационный фонд являлся главным инструментом, сдерживающим объем денежной массы в РФ. В случае если бы средства, находящиеся в нем, попали в обращение, случился бы инфляционный скачок.

В течение последующих трех лет  начиная с 2010года бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться. Дефицит бюджета – 2010 г. составит 3,186  трлн рублей  или 8,46 процента ВВП страны. В 2011 году его планируется сократить до 4,3 процента ВВП, а в 2012 – до 3 процентов ВВП. У власти была альтернатива – либо разом сократить расходы, либо изыскать дополнительные источники для покрытия дефицита.

Первое неизбежно повлекло бы за собой снижение уровня социальной поддержки граждан, свертывание антикризисных мер и программ развития, поэтому решено было выбрать второй вариант. В 2010 году порядка 70% расходов бюджета носят  социальный характер, сохранятся приоритеты, связанные с инвестициями в человеческий капитал и инновациями. Только на пенсионную систему выделят более 600 миллиардов рублей. В полном объеме сохранены расходы на национальную оборону и безопасность.

По ряду направлений расходы  увеличены. Так, правительство РФ осенью внесло в Госдуму предложение о добавлении в расходную часть бюджета на 2009 год 210 миллиардов рублей на капитализацию банков. Речь идет о выпуске облигаций федерального займа (ОФЗ), которые при желании банков государство сможет обменивать на их привилегированные акции.В ближайшие годы ситуация в экономике останется неопределенной, поэтому власти РФ должны вести жесткую и ответственную бюджетную политику, необходимо продолжить политику снижения неэффективных расходов.

Расходы на 2010 год перегруппированы, многое приходится отменять или переносить. Наиболее существенно сокращаются расходы на инвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы и культуры.Экономия отчасти коснется и социальной сферы – индексация зарплат бюджетников в 2010 году пока не планируется. Для покрытия дефицита бюджета в 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству приходится  расконсервировать Фонд национального благосостояния (ФНБ), а также увеличивать объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям.

К концу нынешнего года в Резервном фонде останется не более 1,7 трлн рублей. Таким образом, для покрытия бюджетного дефицита 2010 года из Резервного фонда возьмут 1,7 трлн рублей – на этом его средства и закончатся. Из фонда национального благосостояния заберут четверть – 682 млрд рублей, которые пойдут на погашение дефицита Пенсионного фонда (ПФР), который в будущем году может составить 1,166 трлн рублей .

Наконец, недостающие 830 млрд рублей будут закрыты за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынках. Минфин планирует увеличить объем внутренних займов с 425 миллиардов рублей в 2009 году до 656 миллиардов рублей в 2010 году.

Наращивание внешних займов – это возврат к старой модели, генерирующей рост денежной массы за счет притока капитала извне и разгоняющей инфляцию, не одобряют такую идею эксперты, опрошенные "Ведомостями". При среднегодовом курсе 34,5 рубля за доллар, прогнозируемом Минэкономразвития, объем внешних займов составит порядка $19 млрд, что повысит внешний долг страны почти на 50%. Напомним, до сих пор внешний государственный долг РФ сокращался и на 1 июля 2009 года составляет $39 млрд. Лучше увеличивать внутренние займы, советуют эксперты: у банков скопилось много ликвидности, вложения в бумаги Минфина были бы хорошей альтернативой покупкам менее доходных зарубежных гособлигаций.

А пока что чиновники пытаются задействовать все возможности для латания бюджетной дыры. Итак, в 2010г. федеральный бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться – с 8,46 процента ВВП страны в 2010 г. ,в целях сокращения дефицита бюджета Правительство РФ нацелено на: сокращение неэффективных расходов; существенное сокращение расходов на инвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы и культуры; отсутствие индексации зарплат бюджетников. Для покрытия дефицита бюджета в 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству придется расконсервировать Фонд национального благосостояния, а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям.

 

2.4 Анализ  соответствия бюджетного планирования задачам  и приоритетам бюджетной  политики

 

В заключении  о бюджете на 2010г, нужно выделить  основные  направления, бюджетного послания  Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах. Бюджетное послание стало первым документом в этом году, который конкретизирует задачи, стоящие перед правительством на ближайшую перспективу. Свое выступление российский лидер начал с пессимистичных данных, заявив, что в текущем году российскую экономику ожидает больший спад, чем планировалось. "Впервые за последние 10 лет расходы будут выше доходов.

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы