Государственные и муниципальные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:22, курсовая работа

Краткое описание

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
В условиях перехода к рынку, Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами.

Оглавление

Введение
1.Экономическое содержание системы расходов бюджета.
2.Структура расходов бюджета.
3.Расходы региональных бюджетов.
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая Кизиль ГиМФ целая.doc

— 326.00 Кб (Скачать)

 

В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 10  разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов. Первым разделом, доля которого составляет 8,4%  от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается.  В  2010 году сумма расходов составит 836,1 млрд. руб., что значительно увеличился.

К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов  и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.

Национальная экономика занимает четвертое место  в  распределении бюджетных средств.в 2010 он снизился до 1128,5млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 11,3%.К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики. В 2010 году происходят изменения доли  расходов в процентном соотношении от общего объема расходов. Следующими разделами   будет национальная безопасность и правоохранительная деятельность, на 2 месте национальная оборона. Оба эти раздела наращивают финансирование.

Такой показатель, как национальная оборона  в  2010 год – 739,9млрд. руб. По разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность составляет 771,2  млрд.руб. В процентном соотношении происходят колебания, сначала он возрастает, потом падает. Это связано, как суммой всего расходов, так и с распределением средств по разделам.

Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2010  году составит  11,09%.  В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», также увеличением заработной  платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

Раздел социальная  политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно таблице №3 этот показатель наращивает свой потенциал , сумма  к 2010 году составила 3679,8млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций. Основное место  в социальной политике занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение.

Здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е.  с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

Сумма   в 2010 году составила 976,2,а в процентном соотношении составил 9,8%.В соответствии с бюджетной устройством РФ, за каждым уровнем бюджетной системы закреплены полномочия за федеральными    органами – оказание специализированной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях, а также содержанию сборных команд Российской Федерации и их подготовке к спортивным соревнования, олимпиадам. Основные направления финансирования «Здравоохранения»: повышение заработной платы медицинским работникам, оснащение поликлиник, больниц -  мед.учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».

«Спорт и физкультура» -проведение спортивных мероприятий и соревнований, содержание центров спортивной подготовки, реализация государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы». Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,15-5,3% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды. Сокращение объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру, кинематографию и средства массовой информации, обусловлены уменьшением ассигнований, направляемых на проведении разовых мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации, а также сокращением в  2010 году бюджетных ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации.

 

Анализ экономической структуры  расходов

 

Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством  и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Расходы бюджета -  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Формы расходов бюджетов: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; оплата по государственным (муниципальным) контрактам; трансферты населению; ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти; бюджетные кредиты юридическим лицам; инвестиции в уставные капиталы юридических лиц; бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам; средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной  части может меняться. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства на следующие виды:

а)                                   Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

б)                                   Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

 

Важный признак классификации расходов бюджета - предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов: финансирование промышленного производства; финансирование социально-культурных мероприятий; финансирование науки; финансирование обороны; содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; расходы по внешнеэкономической деятельности; создание резервных фондов; расходы по обслуживанию государственного долга; прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.

Так, в Российской Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др.

Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.

Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

1.Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

2.Целевой признак позволяет рассмотреть расходы подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевых направлениям: заработная плата; начисления на заработную плату; канцелярские и хозяйственные расходы; командировки и служебные разъезды; стипендии; расходы на питание; приобретение медикаментов и перевязочных средств; приобретение оборудования и инвентаря; приобретение мягкого инвентаря и обмундирования; государственные капитальные вложения; капитальный ремонт; содержание сооружений благоустройства; геологоразведочные работы; проектирование; государственная дотация; операционные расходы; платежи по ссудам; возмещение разницы в ценах;прочие расходы.

Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку. Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны.

Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на:

      расходы республиканского бюджета;

      расходы бюджетов членов федерации;

      расходы местных бюджетов.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования. О экономическому содержанию на 2010г.

Объем планируемых расходов бюджета определяется объемом прогнозируемых доходов. Общий объем расходов проекта бюджета РФ  на 2010 год составляет 9989,1млрд. руб. при общем объеме доходов  8089,67 млрд. руб. На доходах, и на расходах проекта бюджета города на 2010 год заметно сказалась сложная экономическая ситуация конца 2008 – 2009 годов.

При первоначальном принятии бюджета в 2005-2010 годах (так же, как и ранее) расходы бюджета превышали доходы.

Расходы бюджета состоят из целевых, финансируемых за счет поступлений из вышестоящих бюджетов, и расходов, финансируемых за счет собственных доходов. И те, и другие можно условно разделить на текущие и капитальные (инвестиции). Объем текущих расходов определялся исходя из минимума, позволяющего обеспечить нормальное функционирование отраслей городского хозяйства и социальной сферы. Планируемый объем инвестиций проекта бюджета РФ на 2010 год составляет 370млрд.р.

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы