Финансовый менеджмент в бюджетных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

цель данной работы заключается в определении наиболее важных сторон и эффективных методик менеджмента в бюджетных организациях. Для этого необходимо решить несколько задач:
рассмотреть основные принципы и методы оценки эффективности бюджетных организаций;
определить целевые и нецелевые источники финансирования бюджетных организаций;
проанализировать особенности финансового менеджмента МОУ МосЛИТ;
определить принципы планирования образовательного процесса, виды и содержание учебных планов МОУ МосЛИТ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1.Теоретические основы управления бюджетными организациями...5
Основные принципы и методы оценки эффективности бюджетных организаций………………………………………………………………..5
Целевые и нецелевые источники финансирования бюджетных организаций………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2. Анализ осуществления финансового менеджмента в «Московском лицее Информационных Технологий»…………………………………………12
2.1. Особенности финансового менеджмента МОУ МосЛИТ………………..12
2.2. Принципы планирования образовательного процесса, виды и содержание учебных планов МОУ МосЛИТ………………………………………………...13
2.3. Описание основных и дополнительных образовательных услуг, предоставляемых в МОУ МосЛИТ……………………………………………..18
2.4. Анализ различных видов контроля процессов функционирования лицея и мотивации по его проведению………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая по бюджетной системе.docx

— 48.11 Кб (Скачать)
yle="text-align:justify">Кроме широкого спектра учебных  дисциплин и спецкурсов данное учебное  заведение предоставляет обширное поле деятельности во внеурочное время. В системе дополнительного образования  лицея – спортивно-туристические  секции, театральная студия, фольклорный  и вокальный ансамбли, клубы: веб-мастеров, дизайнеров, программистов, «Медиатор», «Аккорд» (Компьютер и музыка).

Лицей вправе привлекать дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных образовательных  и иных сопутствующих услуг, предусмотренных уставом лицея. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности финансируемой за счет средств бюджета.

Платные дополнительные образовательные  услуги предоставляются в следующем  порядке:

  1. Лицей изучает спрос и определяет предполагаемый контингент обучающихся.
  2. Проводит анализ необходимой материально-технической базы.
  3. Создает условия для оказания платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране  труда  и безопасности для жизни и здоровья участников соответствующего образовательного процесса.
  4. Доводит до заказчика (потребителя) достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах.
  5. Разрабатывается положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.
  6. Составляет смету на каждый вид образовательных услуг, а при необходимости – на комплекс услуг.
  7. Разрабатывает соответствующие инструкции для лиц, ответственных за проведение плат дополнительных образовательных услуг.
  8. Заключает труд соглашения или гражданско-правовые договоры с исполнителями на выполнение дополнительных образовательных услуг.
  9. Заключает в письменной форме договор с заказчиком на оказание платных дополнительных образовательных услуг.
  10. Оплата за предоставление плат образовательной услуги осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
  11. На основании заключенных договоров директор лицея издает приказ об организации работы лицея по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.

В качестве подобных услуг  МОУ МосЛИТ предлагает подготовительное дошкольное образование для поступающих в лицей (одно- и двухгодичное), курсы по подготовке к сдаче ЕГЭ для 10-11 классов, курсы по подготовке к поступлению в ВУЗ. Полный список предоставляемых платных образовательных услуг закреплен в Уставе лицея.

2.4. Анализ различных  видов контроля процессов функционирования  МОУ МосЛИТ и мотивации по  его проведению.

Знание состояния дел в МОУ МосЛИТ обеспечивается за счет реализации функции контроля. Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому. В задачи контроля входит также формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждения исполнителей к продуктивной работе. Наконец, контроль позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности.

В зависимости от того, кто выполняет  контролирующую функцию, различают  административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а  также самоконтроль.

Выделяется два вида контроля учебно-воспитательного  процесса: тематический и фронтальный, каждый из которых осуществляется в  своих формах.

Тематический контроль имеет тематически-обобщающую, классно-обобщающую, предметно-обобщающую и персональную формы.

Тематически-обобщающий контроль предназначен для углубленного изучения одного или  нескольких аспектов педагогического  процесса в разных классах и по разным предметам. Например, может изучаться  вопрос формирования общеучебных умений и навыков учащихся, развития познавательных интересов школьников и др.

Классно-обобщающий контроль предполагает изучение состояния учебно-воспитательного  процесса в одном классе по конкретному  аспекту. В ходе классно-обобщающего  контроля может, например, проверяться  подготовка учащихся выпускного класса к экзаменам. Он позволяет установить степень слаженности работы группы педагогов с одним классным коллективом. Особое значение это может иметь  при переходе учащихся из начальной  школы в пролицей и из пролицея – в лицей.

Предметно-обобщающий контроль предполагает проверку качества преподавания определенного  предмета в разных классах и разными  учителями. Эту форму наиболее целесообразно  использовать в случаях, когда имеются  отклонения от запланированных результатов  в успеваемости по определенному  предмету.[13,45]

Персональный контроль – это  комплексный контроль работы одного учителя в разных классах. Он проводится в плановом порядке с тем, чтобы  оценить качество выполнения учителями  своих обязанностей, выявить достижения, способствовать устранению ошибок, оказывать  побуждающее влияние.

Фронтальный контроль по форме проведения является комплексно-обобщающим. Он предполагает глубокую всестороннюю проверку деятельности всего или части педагогического коллектива (например, методического объединения) по целому ряду аспектов. Например, может быть проверена деятельность учителей начальной школы по вопросам развития учащихся на уроках и во внеурочной воспитательной деятельности, соблюдения санитарно-гигиенических требований к режиму занятий. Может быть фронтально проверена работа предметного методического объединения по целому кругу вопросов, входящих в его компетенцию: совершенствованию преподавания, обучению кадров, распространению их опыта и др. Данный вид контроля требует значительных затрат времени и усилий проверяющих, тщательной предварительной подготовки, поэтому используется редко.

Все перечисленные виды контроля состояния  учебно-воспитательного процесса могут  осуществляться как предварительные, текущие и итоговые.

Кроме того, используемые в лицее  методы контроля можно разделить  на две группы — методы контроля результатов деятельности и методы контроля состояния процессов.[14,55]

Разнообразие применяемых методов оценки результатов обусловлено разнообразием процессов в лицее, каждый из которых имеет свои результаты и методы их измерения. Возможности каждого конкретного метода ограничены. В большинстве случаев для получения объективной информации используется несколько дополняющих друг друга методов оценки результатов.[2,54]

Результаты многих процессов, и, прежде всего образовательного, сложно выявить  и измерить. Наиболее отработана методика контроля формальных результатов учебной  деятельности: полноты, прочности, обобщенности, системности и т.д. знаний и умений учащихся. Для оценки этих результатов  используются специальные задания, в том числе и тестовые. Значительно  сложнее обстоит дело с оценкой  результатов развития учащихся. Здесь  методическая база пока отработана еще  слабо. Для оценки уровня интеллектуального  развития используют школьный тест умственного  развития. Используют также экспертные оценки показа сформированности мотива обучения, уровня развития самостоятельности, способности применять имеющиеся  знания на практике, действовать в  нестандартной ситуации, и др.

Основными методами контроля состояния процессов являются методы наблюдения и анализа процесса, психологического тестирования, методы социологических исследований (анкетирование, беседы, интервьюирование и др.), хронометрирование, изучение лицейской документации.

Контроль состояния процессов  позволяет спрогнозировать будущие  результаты либо выявить причины  недостатков уже полученных результатов. Например, если выявлены пробелы в  знаниях учащихся, то требуется установить причины этого. Здесь может быть использована и беседа с учителем, и проверка документации, тетрадей учащихся, классного журнала, и наблюдение работы учителя на уроке.

Практикуется использование включенного  наблюдения учебно-воспитательного  процесса и одновременно – его  анализ. Особенности включенного  наблюдения состоят в том, что  проверяющий не вмешивается в  ход процесса до его окончания  и ставит задачи его коррекции  перед самим педагогом. Однако, метод  наблюдения не универсален, далеко не все можно пронаблюдать, то есть увидеть и услышать. В связи  с этим, он часто используется в  сочетании с другими методами: устной и письменной проверкой знаний, социологическим опросом, изучением  документации и хронометрированием наблюдаемого процесса.

В контроле за состоянием процессов  часто используется метод изучения документации и, прежде всего, планов. Этот метод, несмотря на его формальный характер, позволяет собрать наиболее надежную информацию. Он экономичен, так  как с его помощью за короткие сроки можно проверить большой  участок работы лицея. Однако данный метод не позволяет установить, насколько  фиксируемое в документах действительно  соответствует реальному, и установить возможные искажения.

Для того, чтобы реализация функции  контроля в лицее была эффективной, контроль должен отвечать следующим  общим принципам.

  1. Принцип стратегической направленности контроля. Эффективный контроль должен отражать и поддерживать общие цели лицея.
  2. Принцип соответствия делу. Контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности, объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.
  3. Принцип нормативов. Обязательным условием эффективного контроля является наличие объективных, точных и удобных для применения нормативов. Необходимо найти простой и конкретный способ определения степени выполнения запланированных задач.
  4. Принцип контроля по критическим точкам. Эффективный контроль требует особого внимания к факторам, критическим для оценки степени выполнения плана.
  5. Принцип существенных отклонений. Эффективность контроля повышается, если внимание сосредотачивается на отклонениях, имеющих некоторую критическую величину или относящихся к разряду исключительных.
  6. Принцип действия. Контроль оправдан только тогда, когда отклонения от планов подвергаются затем корректировке.
  7. Принцип своевременности контроля. Своевременность контроля заключается в определенной частоте проведения измерений или оценок, которая адекватно соответствует контролируемому явлению.
  8. Принцип простоты контроля. Простейший контроль, с точки зрения тех целей, для которых он предназначался, — это наиболее эффективный способ контроля.
  9. Принцип экономичности контроля. Любой контроль, который требует больше, чем дает для достижения целей, направляет работу по ложному пути.[2,60]

Важной функцией контроля является также донесение его результатов  до учащихся и персонала лицея. К  сожалению, несмотря на наличие развитой информационной среды и всех необходимых  ресурсов, реализация единой информационной базы лицея явно находится на недостаточном  уровне.

Центральным объектом финансового менеджмента МОУ МосЛИТ является учебно-воспитательный процесс, но с иной точки зрения, нежели у педагогики. Важнейшими функциями менеджмента, реализующимися во внутришкольном управлении, являются планирование, мотивация и контроль. Планирование носит обязательных характер, но требует большего, чем формальный подход. Грамотно составленные учебные планы позволяют осуществлять эффективный управленческий процесс в лицее. Мотивация в МОУ МосЛИТ определяется не только особенностями школьного управления, но и спецификой данного образовательного учреждения. Она осуществляется по двум основным направлениям – мотивация обучающихся и персонала лицея. Реализация функции контроля требует комплексного подхода к оценке деятельности педагогов и результатам процесса обучения. Разумеется, список функций менеджмента в лицее не исчерпывается перечисленными, но они являются основными и требуют наибольшего внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В работе были выявлены и  подробно рассмотрены основные особенности  бюджетных организаций – некоммерческий характер деятельности и государственное  финансирование. Был сделан вывод  о специфике целей бюджетных  организаций, рассмотрены и обобщены основные существующие теории управления некоммерческими организациями  – теория "производства общественных благ", "невыполненного контракта" и "контроля групп поддержки". Значительное внимание уделено источникам ресурсов бюджетных организаций и, в первую очередь, порядку финансирования.

Важное место в финансовом менеджменте бюджетной организации занимает оценка эффективности ее деятельности. Некоторые из критериев оценки эффективности коммерческих организаций подходят и для бюджетных. Однако различия между бюджетными организациями глубже и существеннее, чем между коммерческими, поэтому для каждого типа бюджетных организаций необходимо разрабатывать свой собственный набор критериев оценки эффективности. Основой для решения этой задачи может послужить выделение четырех подходов к разработке критериев: целевого, процессного, ресурсного и подхода с позиций групп поддержки.

В качестве примера бюджетной  организации в работе рассматривается МОУ "Московский лицей информационных технологий". Особенности финансового менеджмента данной организации определяются тем, что это инновационное образовательное учреждение с развитой информационной средой. МОУ МосЛИТ обладает обширной материально-технической базой и активно привлекает внебюджетные средства. Организационная структура лицея является пятиуровневой и включает развитый блок информационной службы. В структуре управления лицеем сочетаются развитая система самоуправления и сильная единоличная власть директора. При управлении школой необходимо учитывать, какие задачи и как должна решать управляющая система школы, как она должна быть устроена, чтобы при различных внутренних и внешних условиях обеспечивалась эффективность управления.

Среди всех функций менеджмента  в управлении наиболее важными являются планирование, мотивация и контроль. В работе они рассматриваются  наиболее подробно.

Учебные планы и расписания составляются ежегодно. Это сложный  комплексный процесс, при котором  необходимо учитывать требования государственных  стандартов, санитарных и гигиенических  норм, целей образовательного процесса и специфики учебного заведения. Учебные планы являются основой  эффективности образовательного процесса в лицее в течение учебного года.

Информация о работе Финансовый менеджмент в бюджетных учреждениях