Финансовый менеджмент в бюджетных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

цель данной работы заключается в определении наиболее важных сторон и эффективных методик менеджмента в бюджетных организациях. Для этого необходимо решить несколько задач:
рассмотреть основные принципы и методы оценки эффективности бюджетных организаций;
определить целевые и нецелевые источники финансирования бюджетных организаций;
проанализировать особенности финансового менеджмента МОУ МосЛИТ;
определить принципы планирования образовательного процесса, виды и содержание учебных планов МОУ МосЛИТ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1.Теоретические основы управления бюджетными организациями...5
Основные принципы и методы оценки эффективности бюджетных организаций………………………………………………………………..5
Целевые и нецелевые источники финансирования бюджетных организаций………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2. Анализ осуществления финансового менеджмента в «Московском лицее Информационных Технологий»…………………………………………12
2.1. Особенности финансового менеджмента МОУ МосЛИТ………………..12
2.2. Принципы планирования образовательного процесса, виды и содержание учебных планов МОУ МосЛИТ………………………………………………...13
2.3. Описание основных и дополнительных образовательных услуг, предоставляемых в МОУ МосЛИТ……………………………………………..18
2.4. Анализ различных видов контроля процессов функционирования лицея и мотивации по его проведению………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая по бюджетной системе.docx

— 48.11 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 ГОУ ВПО

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра «Финансы и Кредит»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ»

 на тему «Финансовый менеджмент в бюджетных учреждениях».

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент(ка) группы 558-3

Пескова Юлия

Научный руководитель:

Бурлов Д.Ю.

Улан-Удэ,2011

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1.Теоретические основы управления бюджетными организациями...5

    1. Основные принципы и методы оценки эффективности бюджетных организаций………………………………………………………………..5
    2. Целевые и нецелевые источники финансирования бюджетных организаций………………………………………………………………..8

ГЛАВА 2. Анализ осуществления  финансового менеджмента в «Московском  лицее Информационных Технологий»…………………………………………12

2.1. Особенности финансового  менеджмента МОУ МосЛИТ………………..12

2.2. Принципы планирования  образовательного процесса, виды  и содержание учебных планов  МОУ МосЛИТ………………………………………………...13

2.3. Описание основных  и дополнительных образовательных  услуг, предоставляемых в МОУ  МосЛИТ……………………………………………..18

2.4. Анализ различных видов  контроля процессов функционирования  лицея и мотивации по его  проведению………………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованной литературы…………………………………………...28

Введение.

Управление бюджетными организациями значительно отличается от менеджмента коммерческих структур. Вместе с тем, в России существует значительное количество бюджетных организаций, многие из которых управляются и, как следствие, действуют неэффективно.

Государственным учреждениям  грамотный финансовый менеджмент необходим в не меньшей степени, чем коммерческим. Отсутствие должного внимания к управлению организацией, ее ресурсами и деятельностью, достаточно быстро может привести к состоянию финансового кризиса, если средства, которые могли бы быть потрачены на удовлетворение общественных потребностей, расходуются впустую. Без грамотного управления и контроля бюджетные организации зачастую превращаются из общественных институтов в инструменты выкачивания денег из государства, обогащения отдельных лиц за счет общества.[1,34]

Поэтому цель данной работы заключается в определении наиболее важных сторон и эффективных методик  менеджмента в бюджетных организациях. Для этого необходимо решить несколько задач:

    • рассмотреть основные принципы и методы оценки эффективности бюджетных организаций;
    • определить целевые и нецелевые источники финансирования бюджетных организаций;
    • проанализировать особенности финансового менеджмента МОУ МосЛИТ;
    • определить принципы планирования образовательного процесса, виды и содержание учебных планов МОУ МосЛИТ.

В зависимости от вида деятельности бюджетные организации значительно  отличаются друг от друга, так же как  и финансовый менеджмент в них. В последние годы значительное развитие получило такое направление как финансовый менеджмент образования.

В работе финансовый менеджмент бюджетных организаций рассматривается на примере МОУ "Московский лицей информационных технологий".

МОУ МосЛИТ является инновационным учебным заведением с развитой информационной средой, активно привлекающим внебюджетные средства, и для него особенно важен качественный финансовый менеджмент, как в плане управления учебно-воспитательным процессом, так и при организации другой деятельности лицея.

 

Глава 1. Теоретические  основы управления бюджетными организациями.

    1. Основные принципы и методы оценки эффективности бюджетных организаций.

Важное место в менеджменте  бюджетной организации занимает оценка эффективности ее деятельности. В противном случае организация  прекратится в источник благотворительности  или обогащения отдельных лиц (например, за счет выплаты сотрудникам и  экспертам чрезмерно больших  гонораров, вознаграждений, премий и  т.п.). Отсутствие внимания к эффективности, в конечном счете, достаточно быстро может привести к состоянию финансового  кризиса, если ресурсы, которые могли  бы быть потрачены на удовлетворение других общественных потребностей, расходуются  впустую.

Поскольку проблема оценки эффективности бюджетных организаций  состоит в том, что численно измерить объем предоставляемых услуг  на выходе весьма сложно, внимание смещается  к измерению и контролю издержек на входе. [4,56]

Рассматривая конкретные методы оценки эффективности управления  существует следующий список критериев:

  1. качество управления;
  2. качество продукции и услуг;
  3. способность к нововведениям;
  4. объем долгосрочных инвестиций;
  5. финансовое положение;
  6. способность к привлечению, развитию высококачественных человеческих ресурсов;
  7. ответственность перед обществом и окружающей средой;
  8. широкое использование активов компании.

Различия между бюджетными организациями глубже и существеннее, чем между коммерческими, поэтому  для каждого типа бюджетных организаций  необходимо разрабатывать свой собственный  набор критериев оценки эффективности.

Основой для решения этой задачи может послужить выделение  четырех подходов к разработке критериев: целевого, процессного, ресурсного и  подхода с позиций групп поддержки.

1. Целевой подход. Он основывается на утверждении, что все критерии эффективности организации прямо или косвенно связаны с целями. Однако конфликтующие, разноплановые, неопределенные и размытые цели, свойственные большинству бюджетных организаций, затрудняют построение иерархии целей, выделение главной, определяющей. Для коммерческой организации главные цели связаны с производством и эффективность определяется как отношение издержек к прибыли или коэффициентами рентабельности. Целевой подход, являющийся основным для коммерческих организаций, может выполнять лишь вспомогательные функции для выявления эффективности бюджетных организаций.[6,19]

2. Процессный подход. Для оценки эффективности с позиций этого подхода внимание уделяется социальным процессам в организации – мотивации, коммуникации, работе в команде, лояльности организационным целям, процессу принятия решений. Здесь в наибольшей степени проявляется связь эффективности с использованием человеческих ресурсов организации. Однако концентрация усилий руководства бюджетной организации на повышении эффективности за счет совершенствования внутриорганизационных процессов может привести к ситуации, когда все усилия направляются на создание комфортной обстановки на рабочем месте для персонала организации, снижения конфликтности любой ценой и замкнутости в рамках внутриорганизационных человеческих проблем.

3. Ресурсный подход. Этот подход связывает эффективность с рациональным потреблением ресурсов. В отличие от двух предшествующих он направлен на учет изменений в общественном мнении во внешней среде, в том числе политических и социальных факторов, и поддерживаемых социальными группами ценностей. Потребляемые ресурсы всегда ограничены и дефицитны. Поэтому оценка эффективности деятельности администрации часто связывается с умением находить новые источники поступления ресурсов, чаще всего финансовых. Однако доминирование ресурсных проблем в управлении, столь характерное для коммерческих организаций, в случае бюджетной организации может привести к ослаблению внимания к текущей, оперативной деятельности и заявленным стратегическим целям.[13,33]

4. Подход с позиций групп поддержки. Этот подход к оценке эффективности пытается преодолеть ограниченность первых трех. В данном случае эффективность определяется как способность удовлетворять потребности и ожидания максимального количества групп поддержки организации - спонсоров, представителей общественности, экологических организаций, церковных общин, профсоюзов, общественных объединений и т.д. Такое понимание эффективности является почти основным для муниципальных организаций, многих организаций государственного управления, общественно-политических объединений и ряда других; провозглашающих в качестве своей основной цели служение общественным интересам. Организации с таким подходом понятия эффективности обычно испытывают трудности в определении иерархии целей, так как последние определяются взаимоотношениями с группами поддержки, которые, в свою очередь, могут характеризоваться меняющейся во времени степенью их значимости.[7,111] Стратегия организации в этом случае будет строиться на определении предпочтительных целей и называется стратегией вынужденной оптимизации. Если организация концентрирует внимание на удовлетворении интересов внешних групп поддержки, то это может привести к игнорированию требований процессного подхода и, как следствие, ухудшению внутриорганизационного климата. Поэтому было бы неверным утверждать, что интересы внутренних групп поддержки не имеют значения при планировании и реализации стратегии бюджетной организации.

Сочетать эти противоположные  требования при планировании стратегии  позволяет знание того, что интересами и, следовательно, поведением внутренних групп поддержки можно управлять, а на интересы внешних – преимущественно реагировать.[9,36]

 Основной особенностью финансового менеджмента бюджетных организаций является некоммерческий характер их целей. Зачастую для таких организаций невозможно сформулировать непротиворечивые и измеримые цели. Общие особенности деятельности и управления некоммерческих организаций это применение социального маркетинга, добровольчества и наличие контроля со стороны групп поддержки. От прочих некоммерческих организаций бюджетные отличаются порядком финансирования. Важное место в менеджменте бюджетной организации занимает оценка эффективности ее деятельности, поскольку численно измерить объем предоставляемых услуг на выходе весьма сложно.

    1. Целевые и нецелевые источники финансирования бюджетных организаций.

Для эффективного финансового менеджмента бюджетных организаций важно определить возможные источники финансирования. При осуществлении своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные, так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица.

Бюджетное учреждение характеризуется  следующими признаками:

  • учредителями, а значит и собственниками имущества бюджетного учреждения, могут являться органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;
  • бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера;
  • деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;
  • основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке.

Из перечисленных основных понятий вытекает, что бюджетному учреждению не предоставлено право  распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в наличии средствами. Это, обусловлено тем, что бюджетное  учреждение не является собственником  переданного ему имущества, а  распоряжается им по доверенности собственника (государства или муниципального органа ) на условиях оперативного управления.[11,81]

Бюджетные учреждения могут  иметь средства не только в виде бюджетных ассигнований, но и за счет внебюджетных поступлений. Последние  разделяются на подгруппы:

  • целевые средства и безвозмездные поступления;
  • средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;
  • средства, полученные от государственных внебюджетных фондов;
  • средства, полученные от предпринимательской деятельности;

Наибольший удельный вес  в бюджетных учреждениях (после  бюджетных ассигнований) занимают целевые  средства и безвозмездные поступления. Целевые средства являются специфическим  источником приобретения активов и  финансирования расходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные средства, целевые  расходуются, как правило, в течение  отчетного года или ограниченного промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные мероприятия (хотя переходящие остатки целевых средств имеют место гораздо чаще, нежели бюджетных). Основная причина, по которой источники образования этих средств и направления их расходования учитываются обособленно от бюджетных, является характер этих средств. Кроме того, это обуславливается потребностями составления и представления отчетности (которая представляется не только финансирующим органам, но в данном случае — и другим заинтересованным пользователям).

Информация о работе Финансовый менеджмент в бюджетных учреждениях