Финансовая система Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:35, доклад

Краткое описание

Финансовая система Казахстана на сегодняшний день является, по сравнению с другими странами СНГ, наиболее реформированной и опережает страны постсоветского пространства по уровню развития финансового сектора на несколько лет. Она признана одной из самых прогрессивных, и это подтверждают ведущие международные эксперты. Казахстан первым среди стран СНГ создал Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов.

Файлы: 1 файл

Финансирование.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

     Вопросы валютной интеграции нашли также  отражение в приоритетных направлениях развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы, в которых определены принципы и условия формирования общего финансового рынка и валютной интеграции.

     Создание  и развитие единого экономического пространства и интеграция финансовых систем должны происходить поэтапно и идти в направлении развития торгово-экономических отношений, развития предпринимательства и инвестиций, развития денежно-кредитных, финансовых и валютных отношений, последовательной гармонизации законодательств, проведения согласованной социальной политики.

     В указанный период будет также  продолжена реализация мер по развитию страхового рынка, по обеспечению равных условий доступа хозяйствующих  субъектов государств-членов ЕврАзЭС  на национальные рынки ценных бумаг.

     В

     ажным этапом на пути становления и развития рыночных отношений является создание Евразийского банка развития, Соглашение о создании банка было подписано 12 января 2006 года.

     Стратегической  целью банка является содействие развитию рыночной экономики в странах-участницах, их экономическому росту и расширению взаимных торгово-экономических связей путем осуществления инвестиционной деятельности. Банк призван стать консолидирующим элементом финансовой инфраструктуры единого экономического пространства, партнером стран - участниц углубленных интеграционных процессов».

     В течение 2007-2011 годов будет продолжена работа по созданию валютного союза. Предпосылками для этого являются: координация экономической политики, снятие всех валютных ограничений и  ограничений на движение капитала и постепенное сближение между экономической политикой стран - потенциальных участников валютного союза.

      

     Микрофинансирование: задачи и развитие сектора как  части финансовой системы Республики Казахстан

      

     Цель  и задачи

     Расширить возможности социально уязвимых слоев населения и субъектов малого предпринимательства, в настоящее время не охваченных услугами банковского сектора через доступ к микрофинансовым услугам, что позволит:

     развить предпринимательскую инициативу;

     повысить  занятость;

     поднять уровень жизни;

     повысить  уровень финансовой образованности.

      

     Текущее состояние

     Несмотря  на то, что в Казахстане функционирует  ряд микрофинансовых организаций (МФО), сфера и объемы предлагаемых ими услуг все еще ограничены. В Казахстане МФО предлагают только микрокредиты, и охват их деятельности пока не велик.

     Микрофинансовые услуги в Казахстане предлагают четыре типа организаций: коммерческие банки (через программы EBRD), небанковские финансовые организации, кредитные  товарищества и микрокредитные организации.

     Анализ  рынка кредитных товариществ  позволяет говорить о несоответствии настоящих тенденций потребностям рынка. Совокупный кредитный портфель кредитных товариществ наряду с  количеством клиентов, ими охватываемых, является крайне незначительным и несопоставимым по сравнению с аналогичными показателями банков.

     Принимая  во внимание, что деятельность кредитных  товариществ, в том числе по предоставлению кредитов, ограничена лишь узким кругом участников, можно утверждать о низком уровне развития кредитных товариществ.

     Основным  фактором, сдерживающим развитие микрофинансирования  до настоящего времени было отсутствие концептуального подхода к развитию системы микрофинансирования, комплексной  поддержки со стороны государства.

     В соответствии с политикой Президента Республики Казахстан, направленной на повышение конкуренции в финансовом секторе, Правительством Республики Казахстан поставлена задача создания условий для развития конкуренции. Такие организации, как кредитные товарищества и микрокредитные организации, являясь мобильными специализированными финансовыми институтами, могли бы предложить услуги, альтернативные банковским.

      

     Основные  меры

     В целях расширения доступа населения  к финансовым ресурсам, спектра предоставляемых  кредитными товариществами и микрокредитными организациями услуг, решения социальных проблем путем создания дополнительных рабочих мест, снижения уровня бедности и увеличения доходов населения, развития малого и среднего предпринимательства, стимулирования развития конкуренции на финансовом рынке, обеспечения источниками финансирования МФО, создания устойчивого микрофинансового сектора как части финансовой системы республики, необходимо принятие в среднесрочной перспективе следующих мер:

     дальнейшее  совершенствование механизма государственной  поддержки кредитных товариществ и микрокредитных организаций;

     создание  стимулов для развития вспомогательных  услуг и инфраструктуры, обеспечивающей доступ микрофинансовых организаций  к профессиональным услугам и  информации;

     повышение качества ведения мониторинга за деятельностью кредитных товариществ и микрокредитных организаций, в том числе совершенствование форм отчетности, предоставляемых ими в органы статистики.

     Финансовый  лизинг

      

     Текущее состояние

     В 2005 году лизинговыми компаниями заключено 1358 договоров финансового лизинга, по которым реализовано 4191 единиц имущества. Стоимость фактически переданного по договорам финансового лизинга имущества составила более 20,8 млрд. тенге. Объем портфеля лизинговых сделок за последние годы возрос почти в 6 раз и достиг, по оценке, свыше 350,0 млн. долларов США. Отмечено более чем четырехкратное увеличение количества заключенных договоров лизинга. Доля лизинга в общем объеме инвестиций в основной капитал возросла до 1,8 %. Рынок лизинговых услуг становится все более привлекательным как для инвесторов, так и для производителей товаров, работ и услуг.

     В течение последних лет ограничение  минимального срока лизинга до 2004 года, являлось основным из сдерживающих факторов развития лизинга. Основные средства, срок полезной службы которых составлял 10-20 лет, практически невозможно было передать в лизинг. Это было связано с тем, что срок лизинга должен был быть не менее 8-16 лет и право собственности могло бы быть передано лизингополучателю только по истечении этого срока. Это существенно увеличивало риски по сделке. 

     Правительством  Республики Казахстан были предприняты  различные меры для развития финансового  лизинга. В частности, это принятие изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах  и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), вступивших в силу с 1 января 2004 года. Это Закон Республики Казахстан от 10 марта 2004 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам финансового лизинга». В налоговом и гражданском законодательстве регулирование финансового лизинга приближено к международным стандартам, что способствует развитию малого и среднего бизнеса, ускорению темпов обновления основных средств на предприятиях. Наиболее важными являются следующие изменения и дополнения: определение финансового лизинга, в части сокращения срока лизинга до 3 лет; введение понятия «вторичный лизинг», что предоставляет возможность вторичной сдачи в лизинг предметов лизинга при изъятии последних у недобросовестных лизингополучателей, что минимизирует риски лизингодателей; возможность бесспорного изъятия предметов лизинга у недобросовестных клиентов в порядке приказного производства; определение срока лизинга, например, расторжение договора лизинга при сохранении права собственности у лизингодателя не влечет изменение срока лизинга, что очень важно в случае возврата предмета лизинга от одного лизингополучателя и передаче его другому, а так же уменьшены риски лизингодателя, связанные с расторжением договора лизинга и возможными налоговыми потерями; отмена обязательной регистрации договоров лизинга, за исключением тех, регистрация которых предусмотрена другими законодательными актами в части недвижимости и, транспорта.

     В целом создана достаточно благоприятная  законодательная база, регулирующая гражданско-правовые вопросы и налогообложения лизинговых операций.

      

     Основные  меры

     Дальнейшее  совершенствование лизинговых операций, включая вопросы налоговой политики, регистрационных процедур, статистических сведений.

     Денежно-кредитная политика

      

     Денежно-кредитная  политика в 2007-2009 годы будет ориентирована  на обеспечение стабильности цен. Будет  продолжена работа по переходу к принципам  инфляционного таргетирования. Это  предполагает построение прогнозов  основных параметров денежно-кредитной политики, исходя из целевых ориентиров по инфляции.

     В области денежно-кредитной политики Национальный Банк в 2007-2009 годы продолжит  работу по повышению эффективности  использования денежно-кредитных  операций и дальнейшему усилению влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка.

     Национальный  Банк будет регулировать ставки по своим операциям, включая официальную  ставку рефинансирования, в зависимости  от ситуации на денежном рынке и  уровня инфляции.

     Основными инструментами регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков, останутся депозиты банков второго уровня в Национальном Банке и выпуск краткосрочных нот.

     Будет продолжена работа по повышению воздействия  Национального Банка на рыночные ставки вознаграждения путем установления коридора ставок для банков второго уровня (нижняя ставка - ставка по привлечению депозитов банков второго уровня, верхняя ставка - ставка по предоставлению займов банкам второго уровня).

     Будет совершенствоваться модель трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики Национального Банка, позволяющая оценивать влияние инструментов денежно-кредитной политики на основные макроэкономические показатели, в частности, на инфляцию.

     Для снижения остроты проблемы избыточной ликвидности Национальный Банк намерен производить дальнейшее совершенствование механизма расчета минимальных резервных требований путем расширения обязательств банков, по которым они должны соблюдать нормативы. Несмотря на предусмотренные меры по ограничению ликвидности, предложение денег будет обеспечивать достаточно высокие темпы экономического роста.

     Национальный  Банк продолжит проведение политики плавающего обменного курса без  определения какого-либо долговременного  установленного коридора, осуществляя вмешательство в формирование валютного курса лишь с целью ослабления последствий кратковременных и спекулятивных колебаний валютного курса. Колебания курса будут обуславливаться соотношением спроса и предложения денег на валютном рынке. Будет осуществляться мониторинг потоков иностранной валюты.

     Будут продолжены работы по мониторингу предприятий  реального сектора экономики  в целях оценки тенденций и  направлений развития сектора нефинансовых корпораций, сложившейся экономической  конъюнктуры и финансового состояния предприятий, уровня платежеспособности и потребности в привлечении капитала, спроса на кредитные ресурсы, инвестиционной политики предприятий.

     Меры  по сдерживанию инфляции потребуют  усиления совместных действий Национального  Банка и Правительства Республики Казахстан.

     В области валютного регулирования  и валютного контроля будет продолжена политика, направленная на дальнейшую либерализацию валютного режима в Казахстане, выработку новых  подходов к регулированию рисков, связанных с движением капитала. Будет совершенствоваться информационная база по внешнеэкономическим операциям, что позволит с 2007 года обеспечить эффективный переход от разрешительного порядка проведения валютных операций к системе последующего мониторинга и селективного контроля.

     В области обеспечения функционирования платежных систем будут предприняты  дальнейшие меры по повышению эффективности  и безопасности платежных систем, созданию эффективной системы управления рисками и надзора за платежными системами.

     В целях обеспечения бесперебойного и непрерывного функционирования, увеличения мощности и повышения уровня безопасности платежных систем будет проведена работа по построению нового резервного центра платежных систем.

     Приоритетным  направлением в области развития рынка платежных карточек на 2007-2009 годы будет дальнейшее внедрение и развитие Национальной межбанковской системы платежных карточек. В рамках ее внедрения особое внимание будет уделено расширению применения платежных карточек «KazCard» внутри страны и развитию инфраструктуры их обслуживания.

     В области наличного денежного  обращения Национальным Банком будут  введены в обращение банкноты нового дизайна, что обусловлено  развитием полиграфических и  компьютерных технологий. Банкноты будут  содержать новые защитные и машиночитаемые элементы.

Информация о работе Финансовая система Казахстана