Финансовая система Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:35, доклад

Краткое описание

Финансовая система Казахстана на сегодняшний день является, по сравнению с другими странами СНГ, наиболее реформированной и опережает страны постсоветского пространства по уровню развития финансового сектора на несколько лет. Она признана одной из самых прогрессивных, и это подтверждают ведущие международные эксперты. Казахстан первым среди стран СНГ создал Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов.

Файлы: 1 файл

Финансирование.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

     В свою очередь, углубление анализа финансового  сектора, необходимость получения  более адекватной картины финансовой деятельности в стране требуют расширения институционального охвата денежно-кредитной статистики. В этой связи проводится работа по охвату счетов других (небанковских) финансовых организаций для составления более полного обзора финансового сектора.

     Совершенствование политики Национального Банка должно быть обеспечено качественными и количественными оценками изменений экономической конъюнктуры, а также повышением качества экономического анализа и краткосрочного прогнозирования основных тенденций, как на макроэкономическом уровне, так и на уровне регионов и отдельных отраслей. Для этого Национальным Банком проводится мониторинг предприятий реального сектора, который по мере необходимости будет совершенствоваться.

     Основной  проблемой при решении данной задачи на текущем этапе является большая избыточная ликвидность  банковской системы. В условиях избыточной ликвидности трудно влиять на рыночные процентные ставки. Кроме того, сама избыточная ликвидность способствует поддержанию инфляционного давления. Ситуация усугубляется недостаточностью портфеля ценных бумаг Национального Банка, ограничивающей полномасштабное использование операций открытого рынка для регулирования банковской ликвидности. Рост влияния процентных ставок Национального Банка может произойти при отсутствии или низком уровне избыточной ликвидности.

     Для достижения поставленной цели Национальный Банк будет осуществлять следующие меры:

     1. Совершенствование методов денежно-кредитного  регулирования:

     принятие  дальнейших мер по сокращению избыточной ликвидности на финансовом рынке  путем совершенствования инструментов денежно-кредитной политики;

     дальнейшее  совершенствование методов моделирования  влияния денежно-кредитной политики на макроэкономические показатели, в  частности на инфляцию;

     разработка  схемы проведения денежно-кредитной  политики с использованием принципов  инфляционного таргетирования;

     взаимодействие  с Правительством Республики Казахстан  в части прогнозирования основных макроэкономических показателей.

     2. Совершенствование денежно-кредитной  статистики

     Продолжение работы по расширению институционального охвата денежно-кредитной статистики и составлению более полного обзора финансового сектора за счет включения счетов небанковских финансовых институтов (страховых (перестраховочных) организаций и накопительных пенсионных фондов).

     3. Активизация мониторинга предприятий реального сектора:

     улучшение оценок состояния и ожидаемых  изменений экономических процессов  в реальном секторе экономики  на основе повышения репрезентативности выборки предприятий;

     разработки  обобщающих индикаторов в качестве непосредственных ориентиров для текущего осуществления денежно-кредитной политики.

      

     Взаимодействие  государственных органов и институтов финансового сектора

      

     Важной  составляющей процесса дальнейшего  повышения конкурентоспособности  финансового сектора республики, обеспечения его высокой роли в модернизации и повышении конкурентоспособности реального сектора экономики является создание эффективного механизма обмена информацией между государственными органами и институтами финансового сектора.

     Важной  данная задача представляется и в  контексте повышения прозрачности принимаемых государственными органами решений, обеспечения высокого профессионализма государственного аппарата и более полного понимания институтами финансового сектора новых целей и задач государственной политики в финансовом секторе и отдельных его сегментах.

     В этой связи, в предстоящий период с 2007-2011 годы, будут выработаны формализованные  механизмы обеспечения постоянного  взаимодействия и обмена информацией  между государственными органами и  финансовым сектором, посредством привлечения к данной работе официальных бизнес объединений и ассоциаций, представляющих интересы широкого круга финансовых институтов.

     В рамках такого механизма будет обеспечено проведение работы по следующим основным направлениям:

     обмен мнениями по принимаемым государственными органами решений в отношении развития финансового сектора и экономической политики государства;

     проведение  совместных инициатив по более широкому продвижению и внедрению стандартов и услуг финансового сектора  в экономику;

     повышение доступности финансовых услуг населению и повышение их качества;

     повышение уровня финансовой образованности населения;

     становления Казахстана как финансового центра региона;

     продвижения казахстанских финансовых институтов на региональные рынки;

     обеспечение устойчивости и стабильности финансового сектора.

     Планируемая работа будет реализовываться путем  проведения регулярных форумов, круглых  столов, а также возможно формирование постоянно действующей рабочей  группы по вопросам финансового сектора, с участием представителей государственных органов, бизнес - объединений финансового сектора и представителей финансовых институтов. Также в соответствии с Законом от 31 января 2006 года «О частном предпринимательстве» будет продолжена работа по экспертизе проектов нормативных правовых актов с аккредитованными объединениями предпринимателей, проводимой экспертными советами по вопросам предпринимательства при государственных органах.

     В части совершенствования взаимодействия институтов развития и финансовых организаций будет активизирована работа по информационному обмену между ними. В частности, будет налажена система обмена информацией между институтами развития и банками второго уровня, лизинговыми и страховыми компаниями, венчурными и инвестиционными фондами, входящими в Ассоциацию финансистов Казахстана, о прейскуранте услуг финансовых организаций, о возможностях для совместной реализации крупных инвестиционных проектов с привлечением как отечественных, и так и иностранных инвестиций.

      

     Сбалансированная  денежно-кредитная и фискальная политика и повышение эффективности их основных инструментов

      

     Координация денежно-кредитной и фискальной политик должна осуществляться по нескольким направлениям.

     Во-первых, основным условием при реализации данных политик является следование единой долгосрочной цели или ориентиру. Данной целью может служить вхождение Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Для достижения данной цели должны реализовываться отдельные задачи, например, сохранения высокого и устойчивого роста ВВП, снижение уровня инфляции, повышение благосостояния населения, уменьшение дефицита бюджета и т.д. путем проведения соответствующей государственной политики.

     Во-вторых, для тесной координации фискальной и денежно-кредитной политик необходимо согласование ключевых предположений и допущений, которые лежат в основе прогнозов основных макроэкономических показателей, а также в основе корректировки этих прогнозов. Зачастую расхождения именно в предположениях и допущениях по тенденциям показателей приводят к существенным различиям в прогнозах и, в конечном итоге, расхождениям в направлении принимаемых мер. Так, в последние несколько лет проводится, с одной стороны, экспансионистская бюджетная политика, направленная на значительный рост расходов бюджета, и, с другой стороны, ограничительная денежно-кредитная политика, характеризуемая мерами по ее ужесточению. Разнонаправленность мер данных политик не позволяет обеспечить снижение уровня инфляции.

     Тем не менее, координация денежно-кредитной  и фискальной политик не предполагает их подчинение друг другу. Независимость Национального Банка от органов представительной и исполнительной власти закреплена Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан».

      

     Основные  задачи на 2007-2011 годы

     В целях проведения сбалансированной денежно-кредитной и фискальной политики предполагается принятие следующих  мер:

     определение единой долгосрочной цели государственной  экономической политики и целей  в краткосрочном периоде с установлением их приоритетности;

     соблюдение  подчиненности нижестоящих целей  вышестоящим;

     совершенствование механизма по согласованию единых предположений  и допущений, которые лежат в  основе прогнозов основных макроэкономических показателей и параметров среднесрочного плана социально-экономического развития, среднесрочной фискальной политики и основных направлений денежно-кредитной политики Национального Банка, а также в основе корректировки этих прогнозов;

     определение перечня показателей и параметров, которые будут публиковаться в рамках среднесрочного плана социально-экономического развития, среднесрочной фискальной политики и основных направлений денежно-кредитной политики Национального Банка;

     совершенствование механизма взаимодействия Национального  Банка и Министерства экономики и бюджетного планирования по принятию согласованных мер по достижению целей.

      

      

     Совершенствование налогообложения участников финансового  рынка и финансовых инструментов

      

     Цель  и задача

     Переход к стандартам Европейского союза  предполагает отмену налоговых льгот и преференций, которые в настоящее время существуют по различным финансовым инструментам. Введение временных льгот оправдано в целях стимулирования развития каких-либо новых финансовых инструментов, особенно связанных с реализацией государственной инвестиционной политики в приоритетных секторах экономики, в том числе в финансовом секторе. В дальнейшем эти льготы должны быть отменены по истечении определенного периода времени, достаточного для становления новых инструментов на финансовом рынке.

     Активизация фондового рынка Республики Казахстан  привела к появлению новых  для Казахстана финансовых инструментов, таких как деривативы. При правильном использовании производные инструменты (деривативы) являются инструментами  управления рисками. Для их эффективного использования требуется дальнейшая работа в совершенствовании налогообложения деривативов.

     В настоящее время проделана работа по реформированию и либерализации  финансового рынка, непрерывно пересматривается и расширяется перечень финансовых инструментов, с которыми могут работать финансовые институты и в которые могут инвестироваться активы. Так, в соответствии с постановлением Агентства, пенсионным фондам разрешено приобретать инструменты хеджирования для защиты от возможных рисков изменений стоимости или денежных потоков по пенсионным активам.

      

     Совершенствование налогообложения эмитентов акций

      

     Текущее состояние

     Современное состояние фондового рынка Казахстана характеризуется неразвитостью  рынка акций. Контрольные пакеты акций находятся в руках стратегических инвесторов, которые не заинтересованы в продаже акций миноритарным акционерам. Объем свободно обращающихся на рынке акций (free-float) не превышает 1 %. Кроме того, более половины сделок с акциями, совершаемых на KASE проходят в режиме прямых сделок.

      

     Основные  меры

Информация о работе Финансовая система Казахстана