Финансирование библиотек

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается во всестороннем изучении особенностей финансирования библиотек.
Объектом исследования в работе выступают библиотеки. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие особенность финансирования библиотек.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Роль и значение библиотек в культурном развитии населения РФ
Основные виды библиотек
1.2 Состав и роль ведомственных библиотек
Глава 2. Источники финансирования государственных и муниципальных библиотек
2.1 Порядок формирования и использования финансовых ресурсов библиотек
2.2 Источники формирования и направления использования фондов развития библиотек
Глава 3. Источники финансирования ведомственных библиотек РФ
Практическая часть
Заключение
Список литературы
Введение

Файлы: 1 файл

Финансирование библиотек.docx

— 552.96 Кб (Скачать)

 

Библиотечные  фонды, комплектуемые на основе системы  обязательного экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы, являются культурным достоянием народов Российской Федерации  и могут объявляться памятниками  истории и культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Библиотечные  фонды, отнесенные к памятникам истории  и культуры, находятся на особом режиме охраны, хранения и использования  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

В случае, если библиотека не обеспечивает необходимые  условия для сохранности и  доступности фонда, отнесенного  к памятникам истории и культуры, этот фонд может быть изъят и передан  в состав другой библиотеки решением собственника фонда по представлению специально уполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культуры.

Ликвидация  библиотек, фонды которых зарегистрированы в качестве памятников истории и  культуры, могут производиться собственниками библиотек только с разрешения специально уполномоченного государственного органа по охране памятников истории  и культуры с обеспечением последующей  сохранности и использования  указанных фондов.

Рукописные  материалы, входящие в фонды библиотек, являются составной частью Архивного  фонда Российской Федерации.

В целях  содействия материальному обеспечению  деятельности библиотек всех форм собственности  могут создаваться негосударственные  фонды развития библиотек. Источником их формирования являются взносы учредителей этих фондов, поступления от предприятий, организаций, благотворительные взносы граждан и общественных объединений, доходы от проведения специальных лотерей, аукционов и других коммерческих мероприятий.; Средства указанных фондов используются в целях финансирования программ развития библиотечного дела, координации и кооперации деятельности библиотек, на финансирование иных мероприятий в порядке, предусмотренном уставами этих фондов, утверждаемыми их учредителями. Средства фондов развития библиотек могут использоваться в целях стимулирования деятельности любых библиотек независимо от их форм собственности.

Рассмотрим  источники финансирования библиотечных фондов на примере фонда библиотеки среднего специального учебного заведения, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 21 ноября 2002 г. N 4066

Единый  фонд библиотеки состоит из различных  видов отечественных и зарубежных изданий (учебной, научной, художественной литературы и др.), неопубликованных, аудиовизуальных и электронных  документов, микроформ.

Степень устареваемости основных учебных изданий  устанавливается по циклам дисциплин  в соответствии с Требованиями к  обеспеченности учебной литературой  учебных заведений профессионального  образования, утвержденными заместителем Министра образования Российской Федерации  от 15.10.1999:

* общегуманитарные, социально-экономические и специальные - последние 5 лет,

* общепрофессиональные, естественнонаучные и математические - последние 10 лет.

Примерная структура фонда:

Основной  фонд - часть единого фонда, включающая наиболее полное собрание отечественных  и зарубежных изданий и неопубликованных документов на традиционных и электронных  носителях по профилю ссуза.

Подсобный фонд - часть единого фонда, пользующаяся наибольшим спросом читателей. Создается  при читальных залах и абонементах. Подсобный фонд может быть специализированным, состоящим из документов, отобранных из основного фонда по какому-либо из признаков (виду, тематике, читательскому  назначению). К подсобному фонду  может быть организован открытый доступ.

Учебный фонд - специализированный подсобный  фонд, включающий в свой состав издания  независимо от их вида и экземплярности, предназначенные для обеспечения  образовательного процесса. Учебный  фонд формируется в соответствии с учебными планами и программами  ссуза и нормами книгообеспеченности.

Порядок формирования учебного фонда определяется картотекой книгообеспеченности образовательного процесса. Картотека содержит информацию об учебных дисциплинах, читаемых в  ссузе; контингенте студентов и  формах их обучения; изданиях, рекомендуемых  к использованию в образовательном  процессе по каждой дисциплине независимо от вида документа; коэффициенте книгообеспеченности  и др. Картотека может быть организована в карточном или электронном  варианте.

Учебные издания и документы приобретаются  по письменной заявке преподавателей ссуза с указанием названия дисциплины и количества студентов, изучающих  ее. Библиотека имеет право корректировать экземплярность заказываемого издания, исходя из обеспеченности предмета и  установленных нормативов. Предпочтение отдается учебным изданиям, имеющим  гриф Министерства образования Российской Федерации и других федеральных  органов исполнительной власти Российской Федерации, имеющих подведомственные образовательные учреждения.

Учебные издания и документы приобретаются  из расчета обеспечения каждого  обучающегося минимумом обязательной учебной литературы по всем циклам дисциплин, реализуемых образовательными программами. При этом объем фонда  учебной литературы с грифом Минобразования России и других федеральных органов  исполнительной власти Российской Федерации, имеющих подведомственные образовательные  учреждения, должен составлять по количеству названий не менее 60 % от всего учебного библиотечного фонда.

Научные издания и другие виды документов приобретаются, исходя из принципа удовлетворения читательских запросов в читальных  залах.

Издания и документы приобретаются на основе предварительного заказа, который  составляется путем просмотра и  отбора по библиографическим источникам информации.

Источниками комплектования фонда являются библиотечные коллекторы, книготорговые и книгоиздательские  организации, фирмы, частные лица, обменные фонды других библиотек, агентство "Роспечать" и др.

Все издания  и документы, приобретенные любыми подразделениями ссуза за бюджетные  или внебюджетные средства, полученные в дар или по обмену, поступают  в единый фонд библиотеки.

Публичные библиотеки России располагают огромным универсальным фондом всех видов  и типов изданий на различных  носителях. В 2000 г. в их фондах насчитывалось около 1 млрд. ед. хр. В фондах публичных библиотек, находящихся ведении Министерства культуры РФ, имеется 965,3 млн. ед. хр., в том числе около 11,5 млн. ед. хр. редких и ценных документов, в т.ч. свыше 1,5 млн. ед. хр. рукописных материалов 5 – 20 вв., около 0,5 млн. томов старопечатных изданий 15– 19 вв., около 9,5 млн. редких и ценных изданий. В РГБ и РНБ хранится 70 % всех книжных памятников, 30% – в других федеральных и региональных библиотеках России.

В фондах школьных библиотек насчитывается  свыше 1 млрд. ед. хр. (50% составляет учебная  литература).

Книгообеспеченность жителей фондами публичных библиотек  всех ведомств в 2000г. в России составила 7 томов на одного жителя; по библиотекам  Министерства культуры – 6,6 (стандарт ИФЛА – 2–3 тома на каждого жителя). Фонды российских библиотек перегружены  морально и физически устаревшей, а потому и малоиспользуемой литературой.

 

ОБЩЕДОСТУПНЫЕ БИБЛИОТЕКИ(на конец года)

Годы Число библиотек,тыс. в том  числе Библиотечный  фонд,млн. экз. в том  числе Число экземпляров  в среднем на 1000 человек населения
    в городах и  поселках городского типа в сельской местности   в городах и  поселках городского типа в сельской местности всего в городах и  поселках городского типа в сельской местности
2004 49,9 12,2 37,7 988 637 351 6888 6087 9054
2005 49,5 11,3 38,2 977 624 353 6843 5992 9138
2006 48,3 11,9 36,4 958 613 345 6733 5907 8963
2007 47,5 11,4 36,1 945 610 335 6656 5876 8772

 

Ежегодное поступление новых изданий в  библиотеки системы Минкультуры  России, по сравнению с 1990 г., уменьшилось  в три раза и составило в 2000 г. всего 19,1 млн. экз. Порогом достаточности  можно было бы считать ежегодные  приобретения библиотеками 38-40 млн. экз. новых книг.

Библиотеки  РФ значительно различаются объёмами своих фондов и масштабами своей  деятельности. Самые крупные центральные библиотеки субъектов РФ в Ростове-на-Дону (5,1 млн. ед. хр.), Самаре (4,1 млн. ед. хр.), Кирове (4,0 ед. хр.). Нижнем Новгороде (3,9 млн. ед. хр.). Фонды 5 библиотек (Красноярск, Омск, Казань, Уфа, Воронеж) превышают 3 млн. ед. хр. 25 библиотек имеют фонды св. 2 млн. 22 – св. 1 млн., остальные - менее 1 млн.

Велика  разница в количестве читателей, обслуживаемых библиотеками этого  типа. Например, в 2000 в Омской государственной  областной научной библиотеке было зарегистрировано 132 359 пользователей, а в Иркутской – 26 234. Также  неоднородна статистика по количеству читательских посещений за год. Например, в Тверской УНБ их насчитывалось свыше 685 тыс., в Курской – 214 тыс., а в Саратовской – 187 тыс.

Согласно  рекомендациям ИФЛА, фонд публичной  библиотеки должен обновляться за 10 лет и в нём должны присутствовать 10% изданий, вышедших в свет за последние 2 года. Соответственно, в фонде должно быть 5% новинок текущего года. Объём поступлений новых изданий в публичные библиотеки в расчете на тысячу жителей по регионам России различается в 26 раз:

от 20 изданий  в Северной Осетии, 31 – в Дагестане, 49 – в Пензенской области, 37 –  в Курской области, до 406 – в  Эвенкийском АО, 463 – в Ненецком АО, 487– в Мурманской области, 562 –  в Чукотском АО (при нормативе  ЮНЕСКО - 250 книг на тысячу жителей). Этот показатель превышен в 8 регионах России и не достигнут в 80.

Децентрализация и регионализация власти привели  к усилению неравенства возможностей и качества библиотечного обслуживания, а значит – доступа населения  к информации. Из-за недостаточного финансирования библиотек и несформированности книготорговой сети до 80-90 процентов  издаваемых в России новых книг отсутствуют  не только в библиотеках, но и на территории многих регионов даже в  единственном экземпляре. Это препятствует цивилизованному развитию нашей  страны и сохранению единого информационного  пространства. Появились богатые  и бедные в информационном отношении  регионы, населенные пункты и целые  слои населения, информационный разрыв между которыми усиливается. Нарастают  различия и между библиотеками даже одного типа внутри одного субъекта Федерации, между направлениями и темпами  развития библиотечного дела разных субъектов Федерации, что подтверждается и данными государственной статистики и данными мониторинга состояния  библиотечного дела, который последние  годы ведет Отдел библиотек Министерства культуры России.

Для того чтобы улучшить положение библиотек  и библиотекарей во всех регионах страны, необходимо стремиться к решению  общесистемных задач. Во-первых, добиваться понимания всем обществом того, что  библиотеки - это фундамент интеллекта нации, а свободный доступ к информации – залог ее развития. Во-вторых, добиваться повышения эффективности бюджетных  расходов во всей сфере культуры. С  социальной и общекультурной точки  зрения, для этого необходимо выработать:

четкие  критерии определения приоритетных направлений действий и их финансирования;

экономическую модель ресурсного обеспечения всей отрасли культуры, чтобы минимизировать нерациональные расходы, ликвидировать  бессистемное финансирование объектов культуры, программ культурного развития, отдельных мероприятий;

критерии  экономической и социальной эффективности  принимаемых и реализуемых решений;

Доля расходов на культуру в консолидированном  бюджете субъектов Российской Федерации. Многим кажется, что именно этот фактор определяет библиотечные зарплаты и  благополучие библиотек. Но это не так.

Последнее место в рейтинге субъектов Федерации  занимает Ямало-Ненецкий округ – 1%, который по библиотечным зарплатам  находится на 2-м месте в стране.

Предпоследнее место среди всех субъектов Российской Федерации делят богатые Москва и Татарстан, а также сравнительно бедная Томская область, выделяющие 1,7% на культуру в своих консолидированных  бюджетах.

Лидируют  по этому показателю сравнительно богатая  Белгородская область – 4,8%, бедная Алтайская республика и еще более  бедная Республика Тыва (по3,9%). То есть разница по стране по этому показателю составляет 5 раз.

Доля расходов на библиотеки в консолидированном  бюджете на культуру субъектов Федерации  различается по стране почти в 3 раза. Больше всего из бюджета культуры выделяется на библиотеки в Сахалинской  области и в Курганской областях – треть, в Ростовской области  – 21%, в Татарстане – 12%, в Москве – 9,5%.

Еще более  интересно сравнение показателей  поступления финансовых средств  на библиотечное обслуживание одного жителя.

Эта цифра  различается по России в 27 раз. Ситуация здесь снова меняется на прямо  противоположную. Корякский автономный округ – 303 рубля на жителя. Казалось бы, поскольку это северная территория, так и должно быть. Однако тоже северная Якутия, находящаяся на втором месте, отстает почти в три раза – 123 рубля. Дальше идут: Вологодская область – 48 рублей, Кемеровская область – 35 рублей, Санкт-Петербург – 34 рубля, Москва – 27 рублей (в 5 раз меньше, чем Якутия), Тульская область – 15 рублей, Ульяновская область – 12 рублей, Кабардино-Балкария – 11 рублей.

Информация о работе Финансирование библиотек