Финансирование библиотек

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается во всестороннем изучении особенностей финансирования библиотек.
Объектом исследования в работе выступают библиотеки. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие особенность финансирования библиотек.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Роль и значение библиотек в культурном развитии населения РФ
Основные виды библиотек
1.2 Состав и роль ведомственных библиотек
Глава 2. Источники финансирования государственных и муниципальных библиотек
2.1 Порядок формирования и использования финансовых ресурсов библиотек
2.2 Источники формирования и направления использования фондов развития библиотек
Глава 3. Источники финансирования ведомственных библиотек РФ
Практическая часть
Заключение
Список литературы
Введение

Файлы: 1 файл

Финансирование библиотек.docx

— 552.96 Кб (Скачать)

В сеть публичных  библиотек России входят девять библиотек  федерального ведения:

1. Российская  государственная библиотека (РГБ,  фонд — 41 млн ед. хр.)

2. Российская  национальная библиотека (РНБ, фонд  — 32,5 млн ед. хр.)

3. Всероссийская  государственная библиотека иностранной  литературы им. М. И. Рудомино (ВГБИЛ,  фонд — 4,4 млн ед. хр.)

4. Государственная  публичная историческая библиотека (ГПИБ, фонд—3,2 млн ед. хр.)

5. Государственная  общественно-политическая библиотека (ГОПБ, фонд — 2,2 млн ед. хр.)

6. Российская  государственная библиотека по  искусству (РГБИ, фонд — 1,7 млн ед хр.)

7. Государственная  российская юношеская библиотека (ГРЮБ, фонд — 0,9 млн ед. хр.)

8. Государственная  российская детская библиотека (ГРДБ, фонд — 0,8 млн ед. хр.)

9. Российская  государственная библиотека для  слепых (РГБС, фонд — 0,9 млн ед. хр.). библиотек Российской Федерации осуществляется на основе координации и кооперации.

Специальные библиотеки собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых, государственные стандарты, патенты, предсказания на пальмовых листьях и т. п.) или определённой тематики. Необходимость специальных библиотек в ряде случаев вызывается особыми условиями хранения изданий и пользования ими, но по большей части связана с невозможностью сосредоточить слишком большое количество изданий в одном помещении и обеспечить работу в одном учреждении высококвалифицированных специалистов по слишком разным отраслям книжного дела. В России в последние десятилетия особенно важную роль стала играть Всероссийская Государственная библиотека иностранной литературы, взявшая на себя ряд периферийных для библиотеки функций и превратившаяся благодаря этому в крупный культурный центр.

Библиотеки  для слепых обеспечивают доступ к  информации для слепых и слабовидящих читателей. Такие библиотеки содержат книги, набранные рельефным шрифтом  Брайля и аудиокниги на разных носителях. Крупнейшая в России библиотека для  слепых - Российская Государственная  библиотека для слепых. Помимо книг, набранных рельефным шрифтом  и аудиокниг, она содержит большую  коллекцию рельефно-объёмных моделей, позволяющих слепым узнать облик  различных объектов[1].

Университетские, институтские, школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса и по составу фонда приближаются к специальным. То же можно сказать и о ведомственных библиотеках. Однако, в отличие от специальных библиотек, институтские и ведомственные библиотеки не являются общедоступными и обслуживают только читателей, относящихся к соответствующему учебному заведению или ведомству. Впрочем, реализация этого принципа зависит от национальной традиции и конкретных социокультурных условий: так, в США ряд университетских библиотек обеспечивает свободный доступ к своим фондам для всех желающих.

 

1.2 Состав и роль  ведомственных библиотек

 

Среди других библиотечных систем страны необходимо назвать как одну из крупнейших сеть библиотек Российской академии наук. Она включает в себя 375 библиотек. Крупнейшими из них наряду с Библиотекой  РАН (фонд — более 20 млн. ед. хр. ), являются библиотека Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН, фонд — 12 млн. ед. хр. ), Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) в Новосибирске (10 млн. ед. хр. ) и Библиотека по естественным наукам (БЕН РАН) в Москве (12,5 млн. ед. хр. )

Особую  систему образуют библиотеки высших и средних специальных учебных  заведений. В нее входит около  трех тысяч библиотек университетов, академии, институтов и колледжей  Крупнейшими и старейшими из них  являются научные библиотеки Московского  государственного университета (10 млн. ед. хр.) и Санкт-Петербургского государственного университета (8 млн. ед. хр.).

Систему библиотек сферы общего образования  возглавляет Государственная научно-педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского (фонд— 1,6 млн. ед. хр.), а всего в эту систему  входит более 63 тыс. школьных библиотек.

Возможно, наибольшие изменения претерпела одна из ранее самых обеспеченных и  самых сильных систем — система  научно-технических библиотек. С 1990 г. продолжается тенденция к сокращению их численности. Ликвидированы в  большинстве случаев центральные  научно-технические библиотеки территориальных  центров научно-технической информации. Выжили лишь те из них, которые адаптировались к рыночным условиями и стали самоокупаемыми. Перестали существовать и некоторые отраслевые ведомственные библиотеки, что закономерно, ибо количество библиотек и соответствующих сетей, охватывавших всю страну, определялось не столько реальными потребностями в столь гигантском количестве библиотек, созданных в советское время, сколько интересами той системы управления народным хозяйством, которая сложилась на рубеже 1920—1930-х гг., — системы, основанной не на общенациональных интересах, а на интересах ведомств.

В настоящее  время в сфере промышленности, транспорта и связи насчитывается  более 350 научно-технических библиотек. Крупнейшей библиотекой этого профиля  является Государственная публичная  научно-техническая библиотека России (ГПНТБ РФ, фонд — 8 млн. ед. хр.). К  крупнейшим отраслевым библиотекам  относятся Центральная научная  сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ  РАСН, фонд — более 3 млн. ед. хр.) и  Государственная центральная научно-медицинская  библиотека (ГЦНМБ, фонд — около 3 млн. ед. хр.). В сеть специальных сельскохозяйственных библиотек входит более 700 библиотек, а сеть медицинских библиотек  включает в себя примерно 1500 библиотек. Среди других крупных центральных  отраслевых библиотек следует выделить Центральную научно-техническую  библиотеку железнодорожного транспорта (фонд — более 1,5 млн ед. хр.) и Центральную научно-техническую библиотеку по строительству и архитектуре (фонд — более 1,2 млн ед. хр.). Разветвленной сетью библиотек располагают Министерство обороны РФ и другие силовые ведомства.

Среди библиотек, специализирующихся на сборе, хранении и распространении определенного  вида документов, особо следует выделить Всероссийскую патентно-техническую  библиотеку с фондом около 15 млн ед. хр.

Обслуживанием высших органов государственной  власти в России занимаются библиотека Администрации Президента Российской Федерации (фонд — 2 млн. ед. хр.) и Парламентская  библиотека Российской Федерации (фонд—0,5 млн. ед. хр.).

Определенную  положительную роль в модернизации современных российских библиотек  играют и зарубежные библиотеки, которые  открыты в 1990-е гг. в Москве, Санкт-Петербурге и ряде регионов России. Это библиотеки зарубежных культурных центров. Среди  них наиболее активно проявили себя Немецкий культурный центр (известный  также как “Гёте-институт”) и  Французский институт. Эти библиотеки обеспечивают жителей регионов страны новейшей научной и другой литературой. В некоторых городах оба культурных центра создали на началах кооперации совместные читальные залы на базе центральных региональных библиотек, например, в Смоленске. В определенной степени проблемы, стоящие перед  библиотеками, решаются на средства благотворительных  зарубежных фондов, крупнейшим и наиболее активным из которых в России является Фонд Сороса (Институт “Открытое общество”), имеющий свои представительства  в Москве, Санкт-Петербурге и в  ряде регионов России. На средства этого  фонда обеспечен выход федеральных  и региональных библиотек (центральных  библиотек регионов, библиотек университетов  и других вузов) в Интернет, осуществлено их техническое переоснащение.

Глава 2. Источник финансирования ведомственных и  муниципальных библиотек

 

2.1 Порядок формирования  и использования  финансовых ресурсов  библиотек

 

В основе государственной политики в области  библиотечного дела лежит принцип  создания условий для всеобщей доступности  информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в  пользование библиотеками.

Государство выступает гарантом прав, предусмотренных  настоящим Федеральным законом, и не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек, за исключением  случаев, предусмотренных законодательством  Российской Федерации. Государство  поддерживает развитие библиотечного  дела путем финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной  и ценовой политики. Правительство  Российской Федерации разрабатывает  в установленном порядке федеральные  программы развития библиотечного  дела, а также программы, являющиеся составной частью федеральных государственных  программ сохранения и развития культуры в Российской Федерации. Федеральные  органы исполнительной власти организуют координацию межрегиональных и  межведомственных связей по библиотечному  обслуживанию, в том числе информатизации общества.

Государство поддерживает развитие библиотечного  обслуживания наименее социально и  экономически защищенных слоев и  групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности, жителей  районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей). Органы государственной  власти стимулируют путем материальной поддержки библиотеки негосударственных  форм собственности, организующие бесплатное общедоступное обслуживание населения.

Вопросы развития библиотечного дела учитываются  в федеральных государственных  программах в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации  о культуре.

1. Федеральные  органы государственной власти  обеспечивают:

1) регистрацию  и контроль за соблюдением особого режима хранения и использования библиотечных фондов, отнесенных к культурному достоянию народов Российской Федерации;

2) создание  и финансирование национальных  и других федеральных библиотек,  управление этими библиотеками;

3) определение  принципов федеральной политики  в области подготовки и переподготовки  библиотечных кадров, занятости,  оплаты труда;

4) создание  и финансирование образовательных  учреждений федерального подчинения, осуществляющих подготовку и  переподготовку библиотечных кадров, управление этими образовательными  учреждениями;

5) содействие  научным исследованиям и методическому  обеспечению в области библиотечного  дела, а также их финансирование;

6) установление  государственных библиотечных стандартов  и нормативов, организацию системы  информационного обеспечения библиотечного  дела7) организацию государственного статистического учета библиотек.

2. Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы  местного самоуправления обеспечивают:

1) финансирование  комплектования и обеспечения  сохранности фондов соответственно  государственных и муниципальных  библиотек;

2) реализацию  прав граждан на библиотечное  обслуживание.

3. Федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления  не вправе принимать решения  и осуществлять действия, которые  влекут ухудшение материально-технического  обеспечения действующих библиотек,  находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не  соответствующие требованиям охраны  труда, хранения библиотечных  фондов и библиотечного обслуживания. Решения указанных органов, а  также действия их должностных  лиц, ущемляющие законные интересы  библиотек и их пользователей,  могут быть обжалованы в судебном  порядке. Учредитель библиотеки  в лице государства финансирует  ее деятельность и осуществляет  контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством, а также назначает на должность руководителя библиотеки. Учредитель библиотеки не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных ее уставом и действующим законодательством.

 

2.2 Источники формирования  и направления  использования фондов  развития библиотек

Информация о работе Финансирование библиотек