Днежно кредитная система Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Составной частью рыночной экономики является денежно-кредитная система государства. Именно ей должна быть отведена особая роль в организации рыночных отношений в стране. Переход к рыночной экономике требует радикальных преобразований в денежно-кредитной сфере. Очевидна необходимость реализации принципиально новых методов в управлении денежным оборотом страны, кредитным механизмом, другими экономическими рычагами, это и объясняет актуальность данной темы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…....….3
1. Структура и функционирование денежно-кредитной системы
1.1 Понятие и структура денежно- кредитная система......................................5
1.2 Механизм функционирования кредитной системы.....................................11
2. Анализ и значение кредита в современной экономике Казахстана
2.1 Развитие денежно- кредитной системы Казахстана....................................14
2.2. Анализ состояния денежно кредитной системы .......................................17
3. Основные тенденции развития денежно- кредитной системы на 2010.......23
Заключение…………………………………………………………...…….….…27
Список использованной литературы……………………………………....…...29

Файлы: 1 файл

денежно-кредитная система АГРО.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

     В ноябре 2009 года средневзвешенная ставка вознаграждения по кредитам, выданным в национальной валюте физическим лицам, увеличилась с 20,3% (октябрь 2009 года) до 21,7%, по юридическим лицам осталась на прежнем уровне - 15,2%.

     Погашение банками внешних обязательств и  господдержка экономики ускорили темпы  роста М3 со второй половины 2008г., однако со 2 кв. 2009г., из-за снижения банками  кредитной активности, рост М3 стал замедляться.  В 3 кв. 2009г. ВВП продолжил снижаться (-0,3%), что было обусловлено сокращением производства услуг, тогда как производство товаров, после 4 кварталов падения вышло на уровень в 100%.

     Рисунок 2- Динамика М3 в % 

     В течение осени 2008 года – зимы 2009 года на золотовалютные резервы, средства Национального фонда и экономику Казахстана в целом серьезное давление начала оказывать девальвация национальных валют ряда других государств, прежде всего российского рубля, учитывая статус России как одного из ключевых торговых партнеров страны. Это в значительной степени лимитировало возможности местных производителей, привело к появлению перекосов в торговом балансе, а также увеличению нагрузки на золотовалютные резервы государства, направляемые на поддержание курса тенге[16, c15].

     Проведение  в начале февраля текущего года резкой девальвации тенге стало вынужденным  шагом, который позволил несколько  уменьшить воздействие перечисленных  факторов, но, вместе с тем, начала прослеживаться динамика ослабления доверия к национальной валюте. Но временное затягивание с осуществление девальвацией, по сути, нанесло бы сокрушительный удар по золотовалютным резервам государства и устойчивости национальной экономики в целом.

     Однако  ускоренное использование средств  Национального фонда не является выходом из положения. Вполне вероятно, что ценовая конъюнктура на глобальных сырьевых рынках не восстановится до прежнего уровня, наблюдавшегося в 2007-начале 2008 годов, даже несмотря на восстановление мировой экономики. В этом случае Национальный фонд станет единственным источником экономической стабилизации на продолжительный период времени, что обуславливает необходимость продуманного использования его средств[16, c17]. 
 
 

3. Основные тенденции развития денежно- кредитной системы на 2010

 

     Казахстан одним из первых приступил к практической реализации стратегии государственной  поддержки национальной экономики. В отличие от ряда государств мира, разработка антикризисных мер в  которых заняла довольно продолжительное  время, руководство страны уже в середине осени прошлого года представило масштабный план содействия экономики, ориентированный на несколько направлений, наиболее сильно затронутых экономическим кризисом.

     В принятом совместном плане Правительства, Национального банка и Агентства  по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций объем стабилизационных мер достиг 2,17 трлн тенге или $14,5 млрд. Основной блок, финансируемый из средств Национального фонда, подразумевает пять блоков: стабилизацию финансового сектора; поддержка жилищного сектора и ипотеки; поддержка малого и среднего бизнеса; развитие агропромышленного сектора; реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов.

     За  счет снижения Национальным банком норм резервирования банки второго уровня увеличивают ресурсную базу на 350 млрд тенге, снижение налоговой нагрузки высвобождает для бизнеса 500 млрд тенге. Наряду с этим создается Фонд стрессовых активов в объеме 122 млрд тенге.

       В течение 2009-2010 годов будет  выделена и дополнительная финансовая поддержка в размере 600 млрд тенге, или $4 млрд, которая подразумевает переориентацию доходов сырьевого сектора экономики на реализацию расширенных стабилизационных мер, прежде всего в банковском секторе[17, c22].

     Показательно, что в целом общий объем  государственных антикризисных мер за два года может достичь порядка $23-25 млрд, что по отношению к объему ВВП является одним из наиболее высоких показателей в мире. Для сравнения, Россия направляет на антикризисные меры 12% ВВП, а США – около 10%.

     Принятие этих мер и их практическое воплощение позволило избежать коллапса банковской системы, а также целенаправленно поддержать устойчивость строительного сектора, сферы малого и среднего бизнеса.

     Вместе  с тем ужесточение регулирования  помимо множества плюсов имеет минусы и риски. Для любого банкира недопустимо целевое указание, с кем и как работать. Рыночная ориентированность банковского сектора и свобода выбора во многом определяют его эффективность не только для отдельных банков, но и для экономики в целом. Нужно понимать, что повышение регулирования и ограничение аппетитов банкиров по росту активов и доходов, безусловно, снизит доступность ресурсов для экономики.

     В связи с этим, мы полагаем, что  Национальный Банк и Агентство по финансовому надзору будут принимать взвешенные решения с учетом реалий казахстанских банков, так как они пока все же являются основным проводником капитала в экономику страны.

     В поисках альтернативных источников фондирования на фоне снижения депозитов  банки прибегали к помощи Нацбанка, который оказывал поддержку банковской системе путем предоставления краткосрочной ликвидности, используя различные методы (операции репо, валютные свопы, предоставление средств под залог «минимальных резервных требований»). Среди других возможных альтернативных источников фондирования для банков в текущем году могут стать дополнительная эмиссия акций и (или) конвертируемых облигаций и секьюритизация активов.

     Среди основных тенденций, которые намечаются в 2010 году, выделили следующие.

     -Ужесточение регулирования финансового сектора РК и жесткий контроль над прозрачностью бизнеса. Ужесточение регулирования финсектора – глобальный тренд, и наши банки не будут исключением. Важно определить правила игры на дальнейшем этапе развития банковского сектора в стране. Особенно это актуально сейчас, когда на мировых финансовых рынках появляются первые признаки оптимизма. Остается открытым вопрос, насколько все не только извлекли теоретические уроки из кризиса, но и готовы применить их на практике. Массовая поддержка со стороны государства во многих странах мира, в том числе и в Казахстане, смягчила болезненность кризиса. Но она может снизить понимание необходимости глубочайших реформ. Ужесточение регулирования должно предотвратить нагнетание нового пузыря на банковском рынке Казахстана.

     Вместе  с тем ужесточение регулирования  помимо множества плюсов имеет минусы и риски. Для любого банкира недопустимо  целевое указание, с кем и как  работать. Рыночная ориентированность  банковского сектора и свобода  выбора во многом определяют его эффективность не только для отдельных банков, но и для экономики в целом. Нужно понимать, что усиление регулирования и ограничение аппетитов банкиров по росту активов и доходов, безусловно, снизит доступность ресурсов для экономики. В связи с этим мы полагаем, что Нацбанк и АФН будут принимать взвешенные решения с учетом реалий казахстанских банков, так как они пока все же являются основным проводником капитала в экономику страны.

     -Работа по улучшению качества активов. По прогнозам, в 2010 году темпы роста активов банковского сектора РК не превысят 5-8%, в то время как депозитная база может вырасти на 7-10%. В самом лучшем случае, депозитная база сектора вырастет на 12-15%, а активы покажут рост в пределах 10-12%. В тоже время уровень кредитной активности сектора будет сохраняться невысоким[18, c10].

     Некоторые крупные игроки все еще будут  сконцентрированы на вопросах повышения  ликвидности и возврата проблемных займов. Темпы роста совокупного  кредитного портфеля сектора, скорее всего, также не превысят 8-10%.

     В тоже время, продолжится рост "плохих" кредитов, хотя и более низкими  темпами, чем в 2008-2009 гг. Ухудшение  качества ссудного портфеля – процесс, мало зависящий от действий банков. Они, конечно, будут пытаться "оживить" заемщиков разными методами стимулирования, однако в 2009 году доля плохих кредитов выросла с 7,1% до 37%, несмотря на все антикризисные программы правительства.

     На  конец 2010 года прогнозируем ухудшение  данного показателя до 45-50%. Это поставит под вопрос существование отдельных  банков, которые либо закроются, либо проведут процедуру слияния с более успешным банком. Вместе с тем, у банков, имеющих низкую долю "плохих" кредитов есть шанс завершить год с прибылью.

     -Поиск капитала и фондирования. Актуальными для казахстанских финансовых институтов в текущем году останутся вопросы поиска средств для обеспечения достаточности капитала и поиска новых источников фондирования. Если первую проблему можно решить за счет слияния с более успешными конкурентами или продажи акций зарубежным инвесторам, то второе остается под вопросом. Пока продолжается реструктуризация обязательств, кредитное "окно" будет закрыто, и лишь государственные деньги будут являться основной заменой внешним займам.

     -Завершение реструктуризации банков и других финансовых институтов страны и определение их дальнейшей судьбы (переход в собственность государства или продажа стратегическому инвестору, нормализация их работы и т.д.).

     Нынешний год, в целом, будет сложным для казахстанских банков. Для того чтобы банковский сектор стал прибыльным в этом году, необходимо, чтобы отчисления в резервы не превышали 3-4% от среднего портфеля (в 2009 году отчисления в резервы составили примерно 30%). Хотя прирост провизий и неработающих кредитов по сектору в последние месяцы демонстрирует замедление, скорее всего остановится он не в этом году. В связи с этим, банковский сектор вряд ли покажет существенную прибыль в текущем году.

     Ожидание умеренного роста финансового сектора Казахстана в 2011-2012 гг. на фоне улучшения ситуации в мировой экономике. Именно макроэкономическая ситуация будет определять динамику восстановления мирового банковского сектора, в том числе и Казахстана.

     Для любого банкира недопустимо целевое  указание, с кем и как работать[18, c10].

     Высокий уровень кредитного риска и снижающееся качество кредитного портфеля банков по-прежнему остаются слабыми сторонами казахстанской банковской системы. На фоне замедления деловой активности в стране и проведенной в феврале 2009-го девальвации национальной валюты доля неработающих кредитов в банковской системе за 2009 год выросла в 4,5 раза и достигла 3,515 трлн тенге, что составляет 36,5% от агрегированного ссудного портфеля. При этом объем провизий (резервов) по займам составил на начало текущего года 3,635 трлн тенге, или 37,7% от кредитного портфеля.

     Качество  кредитного портфеля казахстанских  банков ухудшалось практически по всем отраслям экономики. При этом преобладающая  часть неработающих кредитов приходится на два банка, реструктурирующих  свои обязательства, – БТА и Альянс. Без учета данных банков доли неработающих кредитов и сформированных провизий складываются на более низком уровне – 17,9 и 19,6% соответственно. При этом большая часть кредитов была выдана в иностранной валюте, во многом благодаря сложившейся системе фондирования. По состоянию на 1 января 2010-го займов в инвалюте выдано на сумму 5,516 трлн тенге, что составляет 57,2% от совокупного ссудного портфеля.

     Всего по банковской системе страны неработающие кредиты за год увеличились на 468%. Более половины из них составляют кредиты БТА Банка. По нашим прогнозам, проблема «плохих» долгов в банковской системе РК сохранится в текущем году, более того, продолжится увеличение доли просроченных кредитов в портфелях банков. На данную тенденцию повлияют не только кредиты заемщиков с неблагоприятным финансовым положением из наиболее пострадавших секторов экономики (недвижимость, строительство и т.д.), но и те ссуды, по которым была произведена реструктуризация.

     Кредитная активность казахстанских банков, как  и ожидалось, оставалась объективно низкой в течение всего прошлого года. Тем не менее в целом реализация оперативных антикризисных мер правительства и регулирующих органов Казахстана обеспечили стабилизацию ситуации в банковской системе и умеренный рост кредитного портфеля за 2009 год на уровне 5,7%.

     Наряду  с кредитным риском особую озабоченность  вызывали риски ликвидности и  рефинансирования из-за наличия у  банков значительной доли внешнего финансирования. Формирование провизий и активное кредитование затруднили выплату банков по внешним задолженностям, что снизило ликвидность в банковском секторе[19, c12].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Днежно кредитная система Казахстана