Целевые бюджетные и внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть место целевых бюджетных и внебюджетных фондов в финансовой системе.
В рамках поставленной цели основными задачами работы являются:
- Раскрытие понятия целевых бюджетных фондов;
- Раскрытие понятия внебюджетных фондов
- Перспективы их развития на 2011-2012 г.г.

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. Целевые бюджетные фонды

1.1 Понятие целевых бюджетных фондов

1.2 Дорожные фонды

1.3 Экологические фонды

1.4 Фонды развития территорий

1.5 Инвестиционные бюджетные фонды

1.6 Бюджетные фонды социального характера

1.7 Целевой бюджетный фонд рекламы и городской информации

ГЛАВА 2. Внебюджетные фонды

2.1 Понятие внебюджетных фондов

2.2 Пенсионный фонд Российской Федерации

2.3 Фонд социального страхования

2.4 Фонд обязательного медицинского страхования

Файлы: 1 файл

курсовик ).docx

— 37.25 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение

ГЛАВА 1. Целевые бюджетные фонды

1.1 Понятие целевых бюджетных фондов

1.2 Дорожные фонды

1.3  Экологические фонды

1.4  Фонды развития территорий 

1.5  Инвестиционные бюджетные  фонды

1.6  Бюджетные фонды  социального характера

1.7  Целевой бюджетный  фонд рекламы и городской информации

ГЛАВА 2. Внебюджетные фонды

2.1 Понятие внебюджетных фондов

2.2 Пенсионный фонд Российской Федерации

2.3 Фонд социального страхования

2.4 Фонд обязательного медицинского страхования

ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

3.1

3.2

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в  связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. 
Следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.

Появление государственных  внебюджетных фондов – результат  вынесения за рамки федерального бюджета некоторых расходов и  закрепления за ними определенных источников финансирования – доходов. Как правило, обособляются от бюджета те государственные  расходы, осуществление которых  чрезвычайно важно для общества, в том числе расходы на пенсионное обеспечение, социальное и медицинское  страхование. 
На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимно-обуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.

Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более  эффективного использования своих  финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление  за ними доходных источников и, как  правило, строго целевое использование  их средств. 
Целью курсовой работы является рассмотреть место целевых бюджетных и внебюджетных фондов в финансовой системе.

В рамках поставленной цели основными задачами работы являются: 
- Раскрытие понятия целевых бюджетных фондов;

- Раскрытие понятия внебюджетных  фондов 

- Перспективы их развития  на 2011-2012 г.г.

 

Глава 1. Целевые бюджетные фонды

1.1 Общая характеристика целевых бюджетных фондов

Для обеспечения выполнения определенных государственных программ в бюджетах формируют целевые  бюджетные фонды.

Целевые бюджетные фонды  – это промежуточная ступень  между бюджетной формой перераспределения  средств и внебюджетной. Понятие  «целевые бюджетные фонды» появилось  в 1995 году, когда подобный статус был  закреплён за некоторыми ранее внебюджетными  фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных  государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями  средств.

Состав целевых бюджетных  фондов  в федеральном бюджете  постоянно менялся. Функционировали дорожный фонд (упразднен с 01.01.2001г.) и экологический фонд (упразднен с 01.01.2002 г.), фонды борьбы с преступностью (упразднен с 01.01.2001 г.), фонды развития таможенной системы (упразднен с 01.01.2001 г.) и налоговой системы (упразднен с 01.01.1998 г.), Фонд Министерства РФ по атомной энергии(упразднен с 01.01.2005 г.).

Целевые бюджетные фонды , как и внебюджетные фонды, имеют целевые источники финансирования и установленные статьи расходов. Однако включение в бюджет не меняет их сущности как ограниченной формы перераспределения некоторой части вновь созданной стоимости. При создании нового бюджетного фонда появляются целевые источники финансирования (например, налоговые или неналоговые платежи). Как правило, государственные органы власти в законодательном порядке устанавливают условия формирования, исполнения и управления средствами целевого бюджетного фонда, а также контроля за их использованием.

Начиная с 2006 г. в федеральном  бюджете не формируют ни один целевой  бюджетный фонд. Это объясняет  тем, что сосредоточение всех бюджетных средств в федеральном бюджете без распределения по фондам позволит избежать нецелевого расходования средств и повысит финансовый контроль за их использованием. Вместе с тем возникает проблема – использование средств не по назначению, недофинансирование целевых программ из бюджета.

В настоящее время (с 1993 г.) развития система территориальных  внебюджетных фондов вследствие чего анализ действующих целевых бюджетных  фондов проведен на примере бюджета  г. Москвы, в котором сформированы:

- Территориальный дорожный  фонд;

- Территориальный экологический  фонд;

- Фонды развития территорий  г. Москвы;

- инвестиционный фонд;

- фонд рекламы и городской  информации ;

- Фонд квотирования рабочих мест в г. Москве;

- Фонд по государственной   охране, сохранения популяризации  недвижимого культурного наследия.

Кроме того, в бюджете, как  правило, предусмотрено создание резервных  фондов, средства которых направляют на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на провидение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций текущего финансового года.

 

1.2 Территориальные  дорожные фонды

Дорожные фонды имеют  большое значение в обеспечении  дорожного хозяйства, в первую очередь  для содержания и устойчивого  развития сети автомобильных дорог общего пользования.

Постановлением Правительства  г. Москвы от 21.10.2003 г. № 871–ПП утверждено Положение « О целевом бюджетном территориальном дорожном фонде города Москвы». Основные задачи целевого бюджетного территориального дорожного фонда г. Москвы – аккумулирование налоговых и других платежей, поступающих в фонд в порядке и размерах, установленных федеральным законодательством и законодательством г. Москвы, целевое финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания магистральных улиц и дорог города, планирования и организации  выполнения дорожных работ, затрат на осуществление контроля за их транспортно-эксплуатационным состоянием, а также долевого участия в развитии сети дорог общего пользования, находящихся в федеральной собственности. Средства целевого бюджетного территориального дорожного фонда г. Москвы имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на иные цели. Главный распорядитель средств фонда – Департамент экономической политики и развития г. Москвы.

Формируют и используют средства фонда в соответствии с Бюджетным  Кодексом  РФ, Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» от 18.10.1191 г. №1759-1, Законом г. Москвы о бюджете на соответствующий финансовый год  и иными нормами и правовыми актами РФ и г. Москвы. В бюджете г. Москвы доходы и расходы фонда отражены отдельной строкой.

Доходы фонда в 2004г.  складывались от отчислений от налога на прибыль, акцизов на нефтепродукты  и субвенций из ФБ, причем последние  в 2004г. превысили как в абсолютном , так и в относительном выражении все предшествующие рассматриваемые годы. При подведении итогов по исполнению бюджета г. Москвы  за 2004г. было выявлено значительное   увеличение поступлений  транспортного налога за 2003г. значительная часть средств Фона была выделена на строительство , реконструкцию , ремонт и содержание магистральных улиц и дорог города, в том числе образующих кольцевые  транспортные связи , а также на долевое участие в развитии сети дорог общего пользования , находящихся в федеральной собственности . из доходов и расходов Дорожного фонда исключили «Прочие доходы» и «Прочие расходы».

Доходы фонда в 2006 г. : транспортный налог , акцизы на нефтепродукты , земельный налог, доходы от сдачи в аренду движимого имущества. При этом основной источник доходов (более 53 %) – отчисления от налога на прибыль (8,33% общей величины налога, зачисляемого в региональный бюджет).

Более 98% выделенных из фонда  средств направляют на финансирование строительства, реконструкции, ремонта  и содержания отдельных магистральных  улиц и дорог города, в том числе  образующих  кольцевые транспортные связи. Кроме того , осуществляют долевое участие в развитии сети дорог общего пользования , находящихся в федеральной собственности , анализ дорожно-транспортных происшествий , разработку и реализацию мер по их устранению; выдачу в установленном порядке бюджетных кредитов на развитие инфраструктуры; иные расходы , не противоречащие задачам деятельности фонда.

 

1.3 территориальные  экологические фонды.

Для решения важных задач  по охране природы ,восстановления потерь в окружающей природной среде , компенсации причиненного вреда и других природоохранных задач распоряжением Премьера Правительства Москвы от 03.08.2000 г. № 776-РП утверждено Положение «О целевом бюджетном территориальном экологическом фонде города Москвы».

Цели и задачи создания Целевого бюджетного территориального экологического фонда – сохранение сложившейся практики системы сбора, аккумулирования и расходования платежей и штрафов за загрязнение окружающей  природной среды и иные виды вредного  воздействия на окружающую среду на территории г. Москвы, уплачиваемых природопользователями в соответствии с действующим природоохранным законодательством РФ и г. Москвы для финансового обеспечения городской экологической политики и городских программ по охране окружающей  природной среды, улучшения экологической обстановки, решения неотложных природоохранных задач в условиях формирования  и исполнения единого бюджета г. Москвы с учетом требований Бюджетного Кодекса РФ.

Целевой бюджетный территориальный  экологический фонд  представляет собой  совокупность денежных средств, включаемых  в единый бюджет г. Москвы и используемых по целевому назначению. Главный распорядитель средств фонда – орган уполномоченный Правительством г. Москвы в области охраны окружающей среды. Фонд не является юридическим лицом.

Формируют и используют средства фонда в соответствии с Бюджетным  кодексом РФ, ФЗ «Об охране  окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и г. Москвы.

Наибольший удельный вес  в расходах  фонда имеют расходы  на финансирование мероприятий по сохранению и восстановлению природных комплексов, земельных ресурсов и живой природы, содержанию, развитию  охранных и  рекреационных зон, а также на финансирование мероприятий  по рациональному  использованию ,восстановлению и охране водных объектов.

 

1.4 Фонды  развития территорий 

Стр 177

 

 

 

 

Глава 2. Внебюджетные фонды

2.1 Понятие внебюджетных фондов

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды  государства - форма использования  финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в  бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности  строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих  актов высших органов власти, в  которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение  об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и  местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности  государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое  назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

Пенсионный фонд, фонды  обязательного медицинского страхования  и социального страхования населения, с одной стороны, являются финансовыми  сегментами, выделенными из бюджета  для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой — приняли  форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был — и по форме, и по сути — страховым фондом под патронажем профсоюзов.

Область перераспределения  бюджетных средств гораздо шире, чем внебюджетных фондов, рамки перераспределения которых ограничены целевым назначением фонда. Такая ограниченность в перераспределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, оперативнее решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.

Но условий для экономической  самостоятельности они лишены. Поэтому  государственные социальные внебюджетные фонды лишь по форме, а не по содержанию являются фондами взаимного страхования  населения. И дело вовсе не в том, что плательщиками страховых  взносов в подавляющей части  являются работодатели, а не работники. Экономическая природа средств, зачисляемых в указанные внебюджетные фонды, есть не что иное, как часть  стоимости воспроизводства рабочей  силы. Порядок же уплаты взносов  является формой проявления этой сущности.

Информация о работе Целевые бюджетные и внебюджетные фонды