- их образование
всегда носит обязательный, законодательно
оформленный характер;
- они универсальны
по направлениям использования, т.к. призваны
обеспечивать любую дополнительную
потребность в средствах, возникающую
в бюджете любого уровня в связи с наступлением
чрезвычайных и непредвиденных событий.
Источник
формирования резервных фондов - средства,
аккумулированные в бюджетах всех уровней.
Образование
бюджетных резервов отражается в
расходной части бюджета, в отдельных
случаях показывается за балансом доходов
и расходов бюджета. Однако включение
бюджетных резервов в расходную часть
бюджета не означает, что они являются
обычным бюджетным расходом, поскольку
представляют собой своеобразный запас
бюджетных ресурсов, которые мобилизованы
в бюджет, но зарезервированы на случай
необходимости в дополнительном финансировании,
связанном с возникновением в процессе
исполнения бюджета незапланированных
расходов.
В
отличие от обычных расходов бюджета,
постепенно и непрерывно осуществляемых
в течение бюджетного года, используются
только в период наступления определенного
рода событий и обстоятельств. Если же
в течение бюджетного года таких событий
не возникает, то эти фонды остаются невостребованными
и должны переходить на следующий год
как элемент национального богатства.
В
федеральном и региональном бюджетах
создаются резервные фонды органов исполнительной
власти Российской Федерации и субъектов
РФ, в местных бюджетах - резервные фонды
органов местного самоуправления.
Размер
резервных фондов в федеральном
бюджете не может превышать 3% утвержденных
расходов федерального бюджета.
Размер
резервных фондов в бюджетах субъектов
РФ устанавливается органами законодательной
(представительной) власти субъектов
РФ при утверждении региональных бюджетов
на очередной финансовый год.
Использование
средств резервных фондов происходит
на основе решений тех органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
в распоряжении которых они были созданы.
Средства направляются на финансирование
непредвиденных затрат.
Форма
расходования средств резервных фондов
определяется функциональным назначением
выделяемых ресурсов. Порядок расходования
средств резервных фондов устанавливается
нормативно-правовыми актами Правительства
РФ, органов исполнительной власти субъектов
РФ и органов местного самоуправления.
Они обязаны ежеквартально информировать
соответствующие органы законодательной
(представительной) власти и местного
самоуправления о расходовании средств
резервных фондов.
Благодаря
такой информации на всех уровнях
бюджетной системы РФ осуществляется
текущий контроль со стороны законодательной
(представительной) власти и местного
самоуправления за целевым и рациональным
использованием средств резервных фондов.
Функционирование
резервных фондов в бюджетах всех
уровней бюджетной системы, многофункциональность
их назначения требуют создания разнообразных
видов резервных фондов. Это объясняется
различными по составу полномочиями, возложенными
на каждый уровень власти, от которых зависит
потребность в резервах и с чем связана
дифференциация видов и целей использования.
Кроме того, существование множества видов
бюджетных резервов вызвано большим количеством
непредвиденных событий и обстоятельств,
обслуживание которых на них возложено.
В
России в состав резервных фондов
бюджетов входят: Резервный фонд Президента
РФ, резервные фонды президентов республик
в составе РФ, резервные фонды органов
исполнительной власти. В качестве резерва
может использоваться также превышение
доходов над расходами, образовавшееся
в процессе исполнения бюджета.
Резервные
фонды по функциональному назначению
подразделяют на: стратегические, страховые
и оперативные.
Стратегические
бюджетные резервы предназначены
для финансирования расходов крупномасштабного
характера, рассчитанные на перспективу:
развития перспективных наукоемких производств,
освоения вновь открытых месторождений
полезных ископаемых, укрепления обороноспособности
страны. На эти цели частично используются
средства резервного фонда Президента
РФ и резервного фонда Правительства РФ.
Страховые
бюджетные резервы позволяют
обеспечить бесперебойное развитие экономики
и жизнедеятельность населения при возникновении
крупномасштабных стихийных бедствий
и катастроф, восполняют ущерб, нанес,
такими чрезвычайными событиями. К ним,
прежде всего, относится Резервный фонд
Правительства РФ по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий
стихийных бедствий, который выполняет
функции централизованного страхового
фонда. Аналогичные фонды могут создаваться
в бюджетах субъектов РФ.
Оперативные
бюджетные резервы формируются
с целью финансирования непредусмотренных
мероприятий неотложного характера, ликвидации
внутригодовых кассовых разрывов и т.п.
Для решения этих задач в бюджетах создаются
фонды непредвиденных расходов, оборотная
кассовая наличность и др.
4.1
Резервный фонд Российской
Федерации
Резервный
фонд Российской Федерации сформирован
1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного
фонда на резервный фонд и Фонд национального
благосостояния России.
Стабилизационный
фонд Российской Федерации, основанный
1 января 2004 года, являясь частью федерального
бюджета, создавался государством с целью
отчисления в него сверхдоходов от экспорта
нефти и стабилизации экономики страны.
Фонд призван обеспечивать сбалансированность
федерального бюджета при снижении цены
на нефть ниже базовой (установлена с 1
января 2006 года на уровне 27 долларов США
за баррель сорта Юралс (Urals); первоначально
«цена отсечения» была установлена на
уровне $20 за баррель).
Резервный
фонд, в отличие от Стабилизационного
фонда, помимо доходов федерального бюджета
от добычи и экспорта нефти источниками
формирования Резервного фонда также
являются доходы федерального бюджета
от добычи и экспорта газа.
Резервный
фонд призван обеспечивать выполнение
государством своих расходных обязательств
в случае снижения поступлений нефтегазовых
доходов в федеральный бюджет.
Резервный
фонд способствует стабильности экономического
развития страны, уменьшая инфляционное
давление и снижая зависимость национальной
экономики от колебаний поступлений от
экспорта не возобновляемых природных
ресурсов.
Максимальный
размер Резервного фонда закреплен
на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий
финансовый год объема валового внутреннего
продукта Российской Федерации.
Прогноз объема Резервного фонда
на 2011-2013 годы представлен в таблице
(Приложении 2).
Резервный
фонд Российской Федерации
формируется за счет:
- нефтегазовых
доходов федерального бюджета в объёме,
превышающем утверждённую на соответствующий
финансовый год величину нефтегазового
трансферта при условии, что накопленный
объём Резервного фонда не превышает его
нормативной величины;
- доходов от
управления средствами Резервного фонда.
Начиная
с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются
отдельно от других доходов федерального
бюджета.
Нефтегазовые
доходы федерального бюджета формируются
за счет:
-
налога на добычу полезных
ископаемых в виде углеводородного
сырья (нефть, газ горючий природный
из всех видов месторождений
углеводородного сырья, газовый конденсат
из всех видов месторождений углеводородного
сырья);
-
вывозных таможенных пошлин на
нефть сырую;
-
вывозных таможенных пошлин на
газ природный;
-
вывозных таможенных пошлин на
товары, выработанные из нефти.
Определенная
часть указанных нефтегазовых доходов
в виде нефтегазового трансферта ежегодно
направляется на финансирование расходов
федерального бюджета. Величина нефтегазового
трансферта утверждается федеральным
законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период.
Объем
нефтегазового трансферта установлен
в процентах от прогнозируемого на соответствующий
год объема валового внутреннего продукта:
в 2008 году - 6,1 %; в 2009 году - 5,5 %; в 2010 году
- 4,5 %; начиная с 2011 года и далее – 3,7 %.
После
формирования нефтегазового трансферта
в полном объеме нефтегазовые доходы поступают
в Резервный фонд. Нормативная величина
Резервного фонда утверждается федеральным
законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период в абсолютном
размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого
на соответствующий год объема валового
внутреннего продукта.
После
наполнения Резервного фонда до указанного
размера нефтегазовые доходы направляются
в Фонд национального благосостояния
России.
Другим
источником формирования Резервного фонда
являются доходы от управления его средствами.
С 1 января 2010 года до 1 февраля доходы от
управления средствами Резервного фонда
не зачисляются в Фонд, а направляются
на финансовое обеспечение расходов федерального
бюджета.7
Средства
нефтегазовых доходов федерального бюджета,
Резервного фонда и Фонда национального
благосостояния учитываются на отдельных
счетах по учету средств федерального
бюджета, открытых Федеральным казначейством
в Центральном банке Российской Федерации.
Расчеты и перечисления средств в связи
с формированием и использованием нефтегазовых
доходов федерального бюджета, нефтегазового
трансферта, средств Резервного фонда
и Фонда национального благосостояния
осуществляются Министерством финансов
Российской Федерации в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.8
Средства
Резервного фонда Российской Федерации
могут использоваться на финансовое обеспечение
нефтегазового трансферта и досрочное
погашение государственного внешнего
долга.
Использование
средств Резервного фонда на формирование
нефтегазового трансферта осуществляется
без внесения изменений в федеральный
закон о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период в случае
недостаточности для этих целей нефтегазовых
доходов федерального бюджета, поступивших
за соответствующий финансовый год.9
Предельный
объем использования средств
Резервного фонда для финансового
обеспечения нефтегазового трансферта
утверждается федеральным законом о федеральном
бюджете на очередной финансовый год и
плановый период.
Использование
средств Резервного фонда на финансирование
нефтегазового трансферта в периоды неблагоприятной
конъюнктуры мировых цен на энергоносители
позволяет проводить сбалансированную
бюджетную политику, обеспечивать стабильное
социально-экономическое развитие страны,
снижая его зависимость от колебаний на
мировых товарно-сырьевых рынках.
Использование
средств Резервного фонда на досрочное
погашение государственного внешнего
долга Российской Федерации ориентировано
на снижение долговой нагрузки федерального
бюджета за счет незапланированных доходов
федерального бюджета и экономию средств
федерального бюджета за счет сокращения
расходов на обслуживание долговых обязательств
Российской Федерации.
С
2009 по 2012 гг. действует особый порядок
использования средств Резервного
фонда, в соответствии с которым Правительство
Российской Федерации вправе без внесения
изменений в федеральный закон о федеральном
бюджете направлять средства фонда на
осуществление выплат, сокращающих долговые
обязательства, сокращение заимствований
и обеспечение сбалансированности федерального
бюджета (включая финансовое обеспечение
нефтегазового трансферта), в том числе
с превышением общего объема расходов
федерального бюджета в случае и в пределах
увеличения бюджетных ассигнований федерального
бюджета на предоставление межбюджетных
трансфертов в целях обеспечения сбалансированности
бюджетов государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации. 10
4.2
Фонд национального
благосостояния
Фонд
национального благосостояния является
частью средств федерального бюджета.