- их образование 
  всегда носит обязательный, законодательно 
  оформленный характер; 
 
  - они универсальны 
  по направлениям использования, т.к. призваны 
  обеспечивать любую дополнительную 
  потребность в средствах, возникающую 
  в бюджете любого уровня в связи с наступлением 
  чрезвычайных и непредвиденных событий. 
 
     Источник 
формирования резервных фондов - средства, 
аккумулированные в бюджетах всех уровней. 
     Образование 
бюджетных резервов отражается в 
расходной части бюджета, в отдельных 
случаях показывается за балансом доходов 
и расходов бюджета. Однако включение 
бюджетных резервов в расходную часть 
бюджета не означает, что они являются 
обычным бюджетным расходом, поскольку 
представляют собой своеобразный запас 
бюджетных ресурсов, которые мобилизованы 
в бюджет, но зарезервированы на случай 
необходимости в дополнительном финансировании, 
связанном с возникновением в процессе 
исполнения бюджета незапланированных 
расходов. 
     В 
отличие от обычных расходов бюджета, 
постепенно и непрерывно осуществляемых 
в течение бюджетного года, используются 
только в период наступления определенного 
рода событий и обстоятельств. Если же 
в течение бюджетного года таких событий 
не возникает, то эти фонды остаются невостребованными 
и должны переходить на следующий год 
как элемент национального богатства. 
     В 
федеральном и региональном бюджетах 
создаются резервные фонды органов исполнительной 
власти Российской Федерации и субъектов 
РФ, в местных бюджетах - резервные фонды 
органов местного самоуправления. 
     Размер 
резервных фондов в федеральном 
бюджете не может превышать 3% утвержденных 
расходов федерального бюджета. 
     Размер 
резервных фондов в бюджетах субъектов 
РФ устанавливается органами законодательной 
(представительной) власти субъектов 
РФ при утверждении региональных бюджетов 
на очередной финансовый год. 
     Использование 
средств резервных фондов происходит 
на основе решений тех органов государственной 
власти и органов местного самоуправления, 
в распоряжении которых они были созданы. 
Средства направляются на финансирование 
непредвиденных затрат. 
     Форма 
расходования средств резервных фондов 
определяется функциональным назначением 
выделяемых ресурсов. Порядок расходования 
средств резервных фондов устанавливается 
нормативно-правовыми актами Правительства 
РФ, органов исполнительной власти субъектов 
РФ и органов местного самоуправления. 
Они обязаны ежеквартально информировать 
соответствующие органы законодательной 
(представительной) власти и местного 
самоуправления о расходовании средств 
резервных фондов. 
     Благодаря 
такой информации на всех уровнях 
бюджетной системы РФ осуществляется 
текущий контроль со стороны законодательной 
(представительной) власти и местного 
самоуправления за целевым и рациональным 
использованием средств резервных фондов. 
     Функционирование 
резервных фондов в бюджетах всех 
уровней бюджетной системы, многофункциональность 
их назначения требуют создания разнообразных 
видов резервных фондов. Это объясняется 
различными по составу полномочиями, возложенными 
на каждый уровень власти, от которых зависит 
потребность в резервах и с чем связана 
дифференциация видов и целей использования. 
Кроме того, существование множества видов 
бюджетных резервов вызвано большим количеством 
непредвиденных событий и обстоятельств, 
обслуживание которых на них возложено. 
     В 
России в состав резервных фондов 
бюджетов входят: Резервный фонд Президента 
РФ, резервные фонды президентов республик 
в составе РФ, резервные фонды органов 
исполнительной власти. В качестве резерва 
может использоваться также превышение 
доходов над расходами, образовавшееся 
в процессе исполнения бюджета. 
     Резервные 
фонды по функциональному назначению 
подразделяют на: стратегические, страховые 
и оперативные. 
     Стратегические 
бюджетные резервы предназначены 
для финансирования расходов крупномасштабного 
характера, рассчитанные на перспективу: 
развития перспективных наукоемких производств, 
освоения вновь открытых месторождений 
полезных ископаемых, укрепления обороноспособности 
страны. На эти цели частично используются 
средства резервного фонда Президента 
РФ и резервного фонда Правительства РФ. 
     Страховые 
бюджетные резервы позволяют 
обеспечить бесперебойное развитие экономики 
и жизнедеятельность населения при возникновении 
крупномасштабных стихийных бедствий 
и катастроф, восполняют ущерб, нанес, 
такими чрезвычайными событиями. К ним, 
прежде всего, относится Резервный фонд 
Правительства РФ по предупреждению и 
ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий 
стихийных бедствий, который выполняет 
функции централизованного страхового 
фонда. Аналогичные фонды могут создаваться 
в бюджетах субъектов РФ. 
     Оперативные 
бюджетные резервы формируются 
с целью финансирования непредусмотренных 
мероприятий неотложного характера, ликвидации 
внутригодовых кассовых разрывов и т.п. 
Для решения этих задач в бюджетах создаются 
фонды непредвиденных расходов, оборотная 
кассовая наличность и др.
     4.1 
Резервный фонд Российской 
Федерации
     Резервный 
фонд Российской Федерации сформирован 
1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного 
фонда на резервный фонд и Фонд национального 
благосостояния России. 
     Стабилизационный 
фонд Российской Федерации, основанный 
1 января 2004 года, являясь частью федерального 
бюджета, создавался государством с целью 
отчисления в него сверхдоходов от экспорта 
нефти и стабилизации экономики страны. 
Фонд призван обеспечивать сбалансированность 
федерального бюджета при снижении цены 
на нефть ниже базовой (установлена с 1 
января 2006 года на уровне 27 долларов США 
за баррель сорта Юралс (Urals); первоначально 
«цена отсечения» была установлена на 
уровне $20 за баррель).
     Резервный 
фонд, в отличие от Стабилизационного 
фонда, помимо доходов федерального бюджета 
от добычи и экспорта нефти источниками 
формирования Резервного фонда также 
являются доходы федерального бюджета 
от добычи и экспорта газа. 
     Резервный 
фонд призван обеспечивать выполнение 
государством своих расходных обязательств 
в случае снижения поступлений нефтегазовых 
доходов в федеральный бюджет.
     Резервный 
фонд способствует стабильности экономического 
развития страны, уменьшая инфляционное 
давление и снижая зависимость национальной 
экономики от колебаний поступлений от 
экспорта не возобновляемых природных 
ресурсов.
     Максимальный 
размер Резервного фонда закреплен 
на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий 
финансовый год объема валового внутреннего 
продукта Российской Федерации.
      
Прогноз объема Резервного фонда 
на 2011-2013 годы представлен в таблице 
(Приложении 2).
     Резервный 
фонд Российской Федерации 
формируется за счет: 
  - нефтегазовых 
  доходов федерального бюджета в объёме, 
  превышающем утверждённую на соответствующий 
  финансовый год величину нефтегазового 
  трансферта при условии, что накопленный 
  объём Резервного фонда не превышает его 
  нормативной величины;
 
  - доходов от 
  управления средствами Резервного фонда.
 
     Начиная 
с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются 
отдельно от других доходов федерального 
бюджета. 
     Нефтегазовые 
доходы федерального бюджета формируются 
за счет:
     - 
налога на добычу полезных 
ископаемых в виде углеводородного 
сырья (нефть, газ горючий природный 
из всех видов месторождений 
углеводородного сырья, газовый конденсат 
из всех видов месторождений углеводородного 
сырья);
     - 
вывозных таможенных пошлин на 
нефть сырую;
     - 
вывозных таможенных пошлин на 
газ природный;
     - 
вывозных таможенных пошлин на 
товары, выработанные из нефти.
     Определенная 
часть указанных нефтегазовых доходов 
в виде нефтегазового трансферта ежегодно 
направляется на финансирование расходов 
федерального бюджета. Величина нефтегазового 
трансферта утверждается федеральным 
законом о федеральном бюджете на очередной 
финансовый год и плановый период.
     Объем 
нефтегазового трансферта установлен 
в процентах от прогнозируемого на соответствующий 
год объема валового внутреннего продукта: 
в 2008 году - 6,1 %; в 2009 году - 5,5 %; в 2010 году 
- 4,5 %; начиная с 2011 года и далее – 3,7 %.
     После 
формирования нефтегазового трансферта 
в полном объеме нефтегазовые доходы поступают 
в Резервный фонд. Нормативная величина 
Резервного фонда утверждается федеральным 
законом о федеральном бюджете на очередной 
финансовый год и плановый период в абсолютном 
размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого 
на соответствующий год объема валового 
внутреннего продукта. 
     После 
наполнения Резервного фонда до указанного 
размера нефтегазовые доходы направляются 
в Фонд национального благосостояния 
России.
     Другим 
источником формирования Резервного фонда 
являются доходы от управления его средствами. 
С 1 января 2010 года до 1 февраля доходы от 
управления средствами Резервного фонда 
не зачисляются в Фонд, а направляются 
на финансовое обеспечение расходов федерального 
бюджета.7
     Средства 
нефтегазовых доходов федерального бюджета, 
Резервного фонда и Фонда национального 
благосостояния учитываются на отдельных 
счетах по учету средств федерального 
бюджета, открытых Федеральным казначейством 
в Центральном банке Российской Федерации. 
Расчеты и перечисления средств в связи 
с формированием и использованием нефтегазовых 
доходов федерального бюджета, нефтегазового 
трансферта, средств Резервного фонда 
и Фонда национального благосостояния 
осуществляются Министерством финансов 
Российской Федерации в порядке, установленном 
Правительством Российской Федерации.8
     Средства 
Резервного фонда Российской Федерации 
могут использоваться на финансовое обеспечение 
нефтегазового трансферта и досрочное 
погашение государственного внешнего 
долга.
     Использование 
средств Резервного фонда на формирование 
нефтегазового трансферта осуществляется 
без внесения изменений в федеральный 
закон о федеральном бюджете на очередной 
финансовый год и плановый период в случае 
недостаточности для этих целей нефтегазовых 
доходов федерального бюджета, поступивших 
за соответствующий финансовый год.9 
     Предельный 
объем использования средств 
Резервного фонда для финансового 
обеспечения нефтегазового трансферта 
утверждается федеральным законом о федеральном 
бюджете на очередной финансовый год и 
плановый период. 
     Использование 
средств Резервного фонда на финансирование 
нефтегазового трансферта в периоды неблагоприятной 
конъюнктуры мировых цен на энергоносители 
позволяет проводить сбалансированную 
бюджетную политику, обеспечивать стабильное 
социально-экономическое развитие страны, 
снижая его зависимость от колебаний на 
мировых товарно-сырьевых рынках.
     Использование 
средств Резервного фонда на досрочное 
погашение государственного внешнего 
долга Российской Федерации ориентировано 
на снижение долговой нагрузки федерального 
бюджета за счет незапланированных доходов 
федерального бюджета и экономию средств 
федерального бюджета за счет сокращения 
расходов на обслуживание долговых обязательств 
Российской Федерации.
     С 
2009 по 2012 гг. действует особый порядок 
использования средств Резервного 
фонда, в соответствии с которым Правительство 
Российской Федерации вправе без внесения 
изменений в федеральный закон о федеральном 
бюджете направлять средства фонда на 
осуществление выплат, сокращающих долговые 
обязательства, сокращение заимствований 
и обеспечение сбалансированности федерального 
бюджета (включая финансовое обеспечение 
нефтегазового трансферта), в том числе 
с превышением общего объема расходов 
федерального бюджета в случае и в пределах 
увеличения бюджетных ассигнований федерального 
бюджета на предоставление межбюджетных 
трансфертов в целях обеспечения сбалансированности 
бюджетов государственных внебюджетных 
фондов Российской Федерации. 10 
     4.2 
Фонд национального 
благосостояния 
     Фонд 
национального благосостояния является 
частью средств федерального бюджета.