Бютжетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 02:40, реферат

Краткое описание

Главное звено в бюджетной системе – это финансовое обеспечение направлений бюджетной политики по выполнению задач и функций, возложенных на органы власти. В соответствии с бюджетной политикой и функциями государства формируется система бюджетных расходов по направлениям использования бюджетных средств на основе росписи функциональной бюджетной классификации.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     1. Понятие и принципы  бюджетного финансирования 

     Бюджетное финансирование – это безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета в соответствии с утвержденной сметой. Сущность бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов – смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

     На  сметно-бюджетном финансировании находятся  учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры. В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание вооруженных сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств.

     Сущность  бюджетного финансирования также заключается в выделении денежных средств бюджетополучателю и доведении этих средств до него. Доведение денежных средств до конечного бюджетополучателя производится, как правило, по довольно длинной цепочке: бюджет – главный распорядитель бюджетных средств – распорядитель бюджетных средств – получатель бюджетных средств (бюджетополучатель). Иначе говоря, бюджетное финансирование заключается в предоставлении денежных средств из бюджета лицу, деятельность которого в объеме бюджетных ассигнований финансируется за счет бюджета. Возникающие в процессе бюджетного финансирования отношения, с экономической точки зрения, представляют собой отношения по распределению государственного денежного фонда, то есть данные отношения, будучи разновидностью финансовых, являются распределительными денежными отношениями. С правовой точки зрения, данные отношения являются финансово-правовыми, а конкретней – материальными бюджетными правоотношениями. Бюджетное финансирование выражает безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств1.

     Категория «расходование бюджетных средств» – это довольно емкая экономическая  категория: применительно к бюджету  она означает его распределение (что соответствует сущности понятия «расходы бюджета»), но применительно к конечному получателю бюджетных средств (например, бюджетному учреждению) данная категория означает использование (потребление) бюджетных средств. Это использование осуществляется в таких формах, как, например, выплата бюджетным учреждением заработной платы своим служащим, оплата коммунальных, транспортных услуг и услуг связи, приобретение предметов снабжения и расходных материалов и т.п. Таким образом, «использование» денежных средств, полученных из бюджета, в экономическом смысле осуществляется в рамках товарно-денежных отношений, а в правовом смысле – в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений. Данные отношения носят характер обмена и опосредуют они двухстороннее движение стоимости, где навстречу стоимости в денежной форме движется стоимость в товарной форме, в форме оказанных услуг или выполненной работы. При этом денежные средств, доведенные до бюджетного учреждения посредством бюджетных ассигнования, теряют свою принадлежность к бюджету (то есть принадлежность к казне) и трансформируются в денежные средства, принадлежащие юридическому лицу на праве оперативного управления.

     Распределение денежных средств из бюджета страны, национального дохода осуществляется с помощью бюджетного финансирования. Посредством бюджета и бюджетного финансирования национальный доход распределяется по территории страны, между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития, а также из производственной – в непроизводственную сферу. Бюджетное финансирование позволяет координировать экономическую и социальную жизнь государства, способствуя техническому прогрессу, усилению экономического потенциала страны и улучшению жизни людей.

     Основной системой предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом, является бюджетное финансирование, основанное на определенных принципах, характеризующееся специфическими формами и методами предоставления средств.

     Принципы  бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:

     1) получение максимального эффекта  при минимуме затрат, бюджетные  средства должны предоставляться  лишь при условии обеспечения  наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой — в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

     2) целевой характер использования бюджетных ассигнований. Бюджетополучателям средства из бюджета перечисляются только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

     3) предоставление бюджетных средств  в меру выполнения производственных  и других показателей и с  учетом использования ранее отпущенных  ассигнований. Зависимость бюджетного  финансирования от выполнения  показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

     4) безвозвратность бюджетного финансирования. Предоставление средств без условия  их обязательного возврата в  бюджет;

     5) бесплатность бюджетного финансирования: выделение бюджетных средств без уплаты государству каких-либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований. Формирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание социальных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности2.

     Минимальные государственные социальные стандарты  – это государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации.

     Согласно  общепринятому определению, бюджетное финансирование, предоставление государством в соответствии с утвержденным бюджетом в безвозвратном порядке бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям на осуществление и развитие их деятельности.

     Расходование средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется посредством следующих методов, которые выступают в качестве методов бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации:     

     1) бюджетное финансирование – безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета;

     2) бюджетное кредитование – возвратное  предоставление денежных средств  из бюджета;

      3) погашение долговых обязательств бюджета3.

     В зависимости от того, из какого бюджета осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные. В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:

     1) финансирование по системе «нетто-бюджет» — выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;

     2) финансирование по системе «брутто-бюджет»применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

     Указанные способы предоставления денежных средств  осуществляются при помощи следующих  форм бюджетного финансирования:

     1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

     2) средств на оплату товаров,  работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами  по государственным и муниципальным  контрактам;

     3) трансфертов населению;

     4) ассигнований на реализацию органами  местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных действующими законами и правовыми актами;

     5) ассигнований на осуществление  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

     6) ассигнований на компенсацию  дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

     7) субвенций и субсидий физическим  и юридическим лицам;

     8) межбюджетных трансфертов;

     9) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

     10) средств на обслуживание долговых  обязательств, в том числе государственных  или муниципальных гарантий4. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Финансирование бюджетных инвестиций 

     Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются бюджетом субъекта Российской Федерации при условии включения их в целевую программу субъекта Российской Федерации либо в соответствии с решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

     Предоставление  бюджетных инвестиций из бюджетов субъекта Российской Федерации юридическим лицам, не являющимися государственными унитарными предприятиями, влечет возникновение права собственности субъекта Российской Федерации на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием субъекта Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством. Бюджетные инвестиции негосударственным юридическим лицам включается в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и указанным юридическим лицом об участии субъекта Российской Федерации в собственности субъекта инвестиции.

     Созданные с привлечением бюджетных средств  объекты производственного и  непроизводственного назначения в  эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным имуществом. В расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной (представительной) государственной власти субъектов Российской Федерации при утверждении бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год. Средства резервного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

     Исполнительной  орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан ежеквартально  информировать орган законодательный (представительный) государственной  власти субъекта Российской Федерации о расходовании средств резервного фонда.

     Бюджетные средства, будучи выделенными, из бюджета  субъекта Российской Федерации, пройдя все стадии распределения и перераспределения, в конечном счете, доходят до лиц, которые именуются получателями бюджетных средств и которые будут осуществлять потребление этих средств в тех или иных формах (например, путем выплаты заработной платы своим работникам).

     К числу основных получателей бюджетных  средств относятся:

     а) бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных ассигнований;

     б) государственные унитарные предприятия;

     в) негосударственные юридические  лица;

     г) органы местного самоуправления, представляющие местные бюджеты, являющиеся получателями бюджетных ссуд, дотаций, субвенций, субсидий из регионального бюджета;

     д) государственные внебюджетные фонды регионального уровня.

     Бюджет  развития является составной частью бюджета, обеспечивающего целевое инвестиционное бюджетное финансирование и предусматривающего механизм выделения бюджетных ассигнований на инвестиционные цели. Бюджет развития используются для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Он формируется за счет внутренних и внешних заимствований на инвестиционные цели, а также за счет части доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности.

Информация о работе Бютжетная система РФ