Бюджетный процесс и бюджетное планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение бюджетного процесса и бюджетного планирования. В соответствии с целью, в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучение бюджетного процесса и его участников;
2. Исследование основ бюджетного планирования;
3. Изучение бюджетной системы РФ

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Понятие бюджетного процесса и бюджетного планирования, принципы их организации на основе новой Конституции и закона России о бюджетном процессе. 4
1.1. Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса и их полномочия 4
1.2 Основы бюджетного планирования 7
Глава 2. Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов в России. 12
2.1 Бюджетная система Российской Федерации. Рассмотрение и утверждение бюджетов. 12
2.2 Бюджетный Кодекс Российской Федерации, как основа бюджетного процесса. 19
Глава 3. Современные задачи и проблемы исполнения бюджетов. Роль федерального казначейства 22
3.1 Исполнение бюджета, как важнейший этап бюджетного процесса. 22
3.2 Казначейское исполнение бюджета. 26
Заключение 31
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовик финансы.docx

— 66.55 Кб (Скачать)

В России органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, которая входит в состав Министерства финансов. Федеральное казначейство организует исполнение и исполняет федеральный бюджет, а при наличии соответствующих соглашений – также бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Оно осуществляет операции со средствами бюджета, открывает и закрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств в Центральном банке и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и бюджетополучателей. Казначейство ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, оно осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетных средств. К функциям казначейства относится предварительный и текущий контроль за исполнением бюджета, составление отчета о его исполнении. При выявлении нарушений оно направляет распорядителям средств, бюджетополучателям и банковским учреждениям представления с требованием об их устранении, обеспечивает контроль за выполнением этих требований. Казначейство обладает правом приостанавливать операции по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своей компетенции оно может налагать штрафы.

Система органов казначейства в России создана по территориальному принципу и включает три уровня:

1. Главное управление федерального казначейства. Осуществляет свою деятельность на федеральном уровне. Его главной задачей является сводный учет доходов и расходов федерального бюджета, управление бюджетными средств на счетах казначейства, а также информирование высших органов власти о ходе исполнения федерального бюджета. Главное управление федерального казначейства руководит работой нижестоящих подразделений, обеспечивает исполнение ими принятого закона о бюджете и получает от них оперативную информацию о ходе выполнения доходной и расходной части бюджета. Возглавляет его начальник в ранге заместителя министра финансов;

2. управления федерального казначейства по субъектам федерации;

3. отделения федерального казначейства по городам, районам и районам в городах (кроме городов районного подчинения). Осуществляют формирование доходной части бюджета на соответствующих территориях, обеспечивают целевое финансирование расходов по отдельным бюджетополучателям, а также информируют вышестоящие органы о ходе исполнения федерального бюджета на данной территории.

Все органы Федерального казначейства являются юридическими лицами. Поскольку их основной задачей является обеспечение исполнения закона о бюджете, они не вправе принимать каких-либо самостоятельных решений об объемах, целевом назначении доходов и расходов или составе бюджетополучателей.

Исполнение федерального бюджета осуществляется:

органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке и его учреждениях (главных управлениях, расчетно-кассовых центрах). Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству; открывать или закрывать бюджетные счета без соответствующего его решения нельзя. В отдельных случаях казначейство может открывать счета федерального бюджета не в Центральном банке, а в других кредитных организациях (так называемых уполномоченных банках), которые определяются на конкурсной основе. Между банком и органом казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств по этим счетам на основании расчетно-денежных документов. По обязательствам казначейских органов банки не отвечают.

Основным принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Он означает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета. Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления доходов в бюджет как по времени, так и по территориям. В России бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципа единства кассы. Все операции и средства бюджета отражаются в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Осуществлять какие-либо операции с бюджетными средствами, минуя систему балансовых счетов казначейства, запрещено. Казначейство несет ответственность за правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Руководитель Федерального казначейства, Артюхин Р.Е., пишет:

«В настоящее время Казначейство России является мощной системой бюджетных платежей, обеспечивающей кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы, доступа всех участников бюджетного процесса к банковской системе, обладающей детальной информацией о состоянии общественных финансов. Решаемые общегосударственные задачи, безусловно, налагают высокую ответственность, следует быть более компетентными, оперативными, «прозрачными» и эффективными с точки зрения выполнения возложенных государственных функций».20

 

 

Заключение

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Бюджет – это важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу.

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетное планирование - важная составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Казначейство – это орган исполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета. 

Проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые источники:

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации;
  2. Основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах. «Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенные в основу формирования бюджетной политики на 2013 - 2015 годы»;

Учебники, монографии, брошюры:

  1. Золотарева Г.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/ Г.И. Золотарева, Н.И. Смородинова. – КНОРУС, 2011.  – 232с.;
  2. Справочник финансиста / Под ред. Проф. Уткина Э.А. – Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». – Издательство ЭКМОСЮ, 998. – 796 с.;
  3. Финансы / Под ред. В.В. Ковалева. 3-е изд. перераб. и доп.— М.: Проспект, 2010. – 928с.;
  4. Финансы. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. 3-е изд. перераб. и доп.— М.: Юрайт - М, 2011. – 592с.;
  5. Финансы.  Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В. - М.: Инфра-М, 2012. — 320 с.;
  6. Финансы./ Под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 736с.;
  7. Финансы: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2010. – 496с.;
  8. Финансы: Учебное пособие / Под. ред. А.М. Ковалевой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.: ил.;

Периодические издания:

  1. Артюхин Р.Е. // Об итогах деятельности Казначейства России в 2008 году и задачах на 2009 год// Финансы и кредит, №17, 2009 г.;
  2. И.И. Ахокас, А.Н. Гехт// Финансы и бюджет: проблемы и решения//Финансы, №4 2012.;
  3. Мишина С.В.// Совершенствование управления бюджетными ресурсами// Финансы и кредит, №6, 2011 г.;
  4. Сабитова Н.М.// Организационные принципы бюджетной системы Российской Федерации//Финансы и кредит, №2, 2013 г.;
  5. Саттарова Н.А.// Некоторые функции государственных органов в бюджетных правоотношениях// Бухгалтер и закон, №3, 2006 г.;
  6. Селезнев А.З., Чаплюк В.З.// Противоречия развития бюджетной системы России// Финансы и кредит, №4, 2012 г.;

Электронные ресурсы:

  1. Интернет ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (Википедия: Бюджетный процесс);
  2. Интернет ресурс: http://www.grandars.ru/student/finansy/byudzhetnyy-process.html (Бюджетный процесс и его стадии);
  3. Интернет ресурс: www.budgetrf.ru - Информационно-аналитический комплекс "Бюджетная система РФ".

1 Финансы. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. 3-е изд. перераб. и доп.— М.: Юрайт-М, 2011. –С.125

2 Финансы: Учебное пособие / Под. ред. А.М. Ковалевой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007., С.-31

3 Интернет ресурс: (Википедия: Бюджетный процесс) http://ru.wikipedia.org/wiki

 

4 Интернет ресурс: http://www.grandars.ru/student/finansy/byudzhetnyy-process.html (Бюджетный процесс и его стадии);

 

5 Бюджетный Кодекс Российской Федерации

6 Финансы: Учебное пособие / Под. ред. А.М. Ковалевой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007.С.-33

7 Финансы: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2010. – С.379

8 Справочник финансиста / Под ред. Проф. Уткина Э.А. – Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». – Издательство ЭКМОСЮ.

9 Финансы: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2010. – С.390

10 Финансы: Учебное пособие / Под. ред. А.М. Ковалевой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007.С.-34

11 Мишина С.В.// Совершенствование управления бюджетными ресурсами// Финансы и кредит, №6, 2011 г.

 

12 Финансы. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. 3-е изд. перераб. и доп.— М.: Юрайт - М, 2011. –С.204

13 Саттарова Н.А.// Некоторые функции государственных органов в бюджетных правоотношениях// Бухгалтер и закон, №3, 2006 г.;

 

14 Бюджетный Кодекс Российской Федерации

15Федеральный закон РФ "О федеральном бюджете на 2013 год"

16 Основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах. «Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенные в основу формирования бюджетной политики на 2013 - 2015 годы»

17 Финансы. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. 3-е изд. перераб. и доп.— М.: Юрайт - М, 2011. –С.198

18 Финансы: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2010. –С.325

19 Финансы: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2010. –С.319

20 Артюхин Р.Е. // Об итогах деятельности Казначейства России в 2008 году и задачах на 2009 год// Финансы и кредит, №17, 2009 г.;

 

 


Информация о работе Бюджетный процесс и бюджетное планирование