Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:29, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. Бюджетный дефицит……………………………………………………………...5
1.1. Понятия бюджетного дефицита и причины его возникновения………......5
1.2. Виды бюджетного дефицита………………………………………………….9
1.3. Концепции регулирования бюджетного дефицита……………………..…..11
1.4. Финансирование бюджетного дефицита………………………………….....13
2. Государственный долг……………………………………………………...........16
2.1. Сущность государственного долга……………………………………...….16
2.2. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия.....18
2.3. Способы сокращения государственной задолженности…………………..21
3. Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь…….....22
3.1. Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………..…..22
3.2. Государственный долг Республики Беларусь…………………………..…..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....27
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….…29
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
2.1
Сущность государственного
долга
Государственный долг-это
В соответствии с традиционной точкой зрения государственные займы - фактор уменьшения национальных сбережений и сдерживания накопления капитала. Этой точки зрения придерживается большинство экономистов. Однако существует другая точка зрения, называемая равенством Рикардо, которой придерживается небольшая, но очень влиятельная группа экономистов. В соответствии с рикардианской точкой зрения, государственный долг не влияет на сбережения и накопление капитала.
Как снижение налогов и бюджетный дефицит повлияют на состояние экономики с традиционной точки зрения?
Снижение налогов, финансируемое
правительством за счёт займов,
будет оказывать воздействие
На протяжении краткосрочного периода увеличение потребительских расходов приводит к росту спроса на товары и услуги и, таким образом, к росту объёма производства и занятости. Однако ставка процента будет также расти из-за обострения конкуренции между инвесторами в связи со снижением объёма сбережений. Повышение ставки процента будет сдерживать инвестиции и стимулировать приток иностранного капитала. Курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам будет расти, что приведёт к снижению конкурентоспособности национальных фирм на мировом рынке.
В долгосрочном плане сокращение национальных сбережений, вызванное снижением налогов, приведёт к уменьшению размеров накопленного капитала и росту внешней задолженности. Поэтому объём национального продукта снизится, а доля в нём внешнего долга возрастёт.
Трудно оценить конечные результаты воздействия снижения налогов на экономическое благосостояние страны. Жизнь современного поколения улучшится благодаря росту дохода и занятости, хотя весьма вероятно. Что одновременно повысится и темп инфляции. Тяжёлое бремя последствий такого бюджетного дефицита ляжет в основном на плечи будущих поколений: они будут рождены в стране с меньшими размерами накопленного капитала и большим внешним долгом.
Рикардианский анализ влияния бюджетной политики на государственный долг основывается на логике поведения потребителя, учитывающего интересы будущего. Какую же реакцию может вызвать снижение налогов у думающих о будущем потребителей? Заботящийся о будущем потребитель понимает, что наличие в настоящее время государственного долга означает повышение налогов в будущем. При снижении налогов, финансируемом за счёт роста государственного долга, сами налоги не уменьшаются: они просто перераспределяются во времени. Не увеличивается и постоянный доход потребителя, а следовательно, и потребление.
Общий принцип заключается
в том, что сумма
Вывод из равенства Рикардо заключается в том, что финансируемое за счёт долга снижение налогов не изменяет потребления. Домашние хозяйства сберегают прирост располагаемого дохода для оплаты предстоящего в будущем повышения налоговых обязательств, обусловленного снижением текущих налогов. Этот прирост личных сбережений равен по величине снижению государственных сбережений. Национальные сбережения - сумма личных и государственных сбережений - остаются неизменными. Поэтому снижение налогов не приводит к тем последствиям, на которые указывает традиционный анализ.
Однако из логики анализа
равенства Рикардо не следует,
что любые изменения в бюджетно-налоговой
политике бесполезны. Они могут
существенно повлиять на расходы
потребителя, если приводят
к изменению текущего или будущего
объёма государственных расходов.
Предположим, например, что правительство
снижает налоги сегодня потому,
что оно планирует уменьшить
государственные закупки в будущем.
Если потребитель считает, что
это снижение налогов не
вызовет роста налогов в будущем,
он будет считать себя более
обеспеченным и увеличит расходы
на потребление. Однако именно
снижение государственных расходов,
а не уменьшение налогов
стимулирует потребление: объявление
о будущем снижении государственных
расходов привело бы к росту
текущего потребления даже при
неизменном уровне существующих
налогов, поскольку это предполагает,
что через некоторое время
налоги уменьшатся.
2.2
Виды государственного
долга, причины возникновения
и последствия
Различают внутренний и внешний государственный долг.
Внутренний –это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Внешний—это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран. [2, с. 266]
Внутренний долг порождается
бюджетными дефицитами, так называемым
долговым финансированием.
Вместе с тем нельзя недооценивать
негативные последствия внутреннего
долга, потому что при
Рост внутреннего долга опасен для страны с низким уровнем доходов, но следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.
Другая опасность связана
с тем, что государство,
продавая ценные бумаги, конкурирует
на рынке ссудного капитала
с частным сектором. В
результате конкуренции ставка
ссудного процента повышается,
что ведет к совращению
частных инвестиций в
Негативным последствием роста
внутреннего долга является
увеличение суммы процентных
выплат по нему. Если в экономике
наблюдается стагнация или
спад производства, то процентные
выплаты могут оказаться
Внешний долг может появиться по двум основным причинам:
в
результате прямого заимствования
средств у иностранных
государств, частных компаний
и путем продажи
Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной страны. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые "неудобны" для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам специалистов данный показатель не должен превышать 25%.
Большой внешний долг снижает
международный авторитет
страны и может осложнить
получение новых иностранных
2.3
Способы сокращения
государственной
задолженности
Для того чтобы последствия
роста внутреннего долга
для страны не стали
слишком тяжелыми
Это могут быть, во-первых, инфляция,
во-вторых, введение специальных
налогов и, в-третьих,
Введение специальных налогов
или повышение налоговых
ставок позволит в краткосрочном
периоде увеличить доходы
бюджета, а значит, уменьшить
государственный долг. В долгосрочном
временном интервале это
может привести к сокращению
производства, сужению базы налогообложения
и, следовательно, к
В некоторых случаях
Информация о работе Бюджетный дефицит и проблема государственного долга