Бюджетный дефицит и проблема государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. Бюджетный дефицит……………………………………………………………...5
1.1. Понятия бюджетного дефицита и причины его возникновения………......5
1.2. Виды бюджетного дефицита………………………………………………….9
1.3. Концепции регулирования бюджетного дефицита……………………..…..11
1.4. Финансирование бюджетного дефицита………………………………….....13
2. Государственный долг……………………………………………………...........16
2.1. Сущность государственного долга……………………………………...….16
2.2. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия.....18
2.3. Способы сокращения государственной задолженности…………………..21
3. Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь…….....22
3.1. Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………..…..22
3.2. Государственный долг Республики Беларусь…………………………..…..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....27
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….…29

Файлы: 1 файл

курсовая по макроэк.docx

— 63.94 Кб (Скачать)

 

                                          2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 

2.1 Сущность  государственного  долга 

            Государственный долг-это  сумма   задолженности страны своим или  иностранным юридическим  и   физическим  лицам, правительствам  других  стран. Он  состоит из  общей накопленной суммы бюджетных   дефицитов (за  вычетом бюджетных   излишков) и  суммы финансовых  обязательств  иностранным  кредиторам (за  вычетом  той  части,  которая пошла на  покрытие  бюджетного  дефицита) на  определенную  дату. [2, с.265] В  развитых странах   государственный долг  определяют  также как общий  объем   непогашенных государственных   облигаций. Рост  государственного  долга наблюдается  практически  во всех  странах  мира, что  в основном  объясняется хронической   дефицитностью государственных   финансов. Таким образом, государственный  долг можно также определить, как задолженность,  накопившаяся  у  правительства,  в  результате  заимствования  денег  для   финансирования  прошлых  бюджетных   дефицитов.

            В  соответствии  с  традиционной  точкой  зрения  государственные   займы  -  фактор  уменьшения  национальных  сбережений  и   сдерживания  накопления  капитала.  Этой  точки  зрения  придерживается  большинство  экономистов.  Однако  существует  другая  точка   зрения,  называемая  равенством  Рикардо,  которой придерживается  небольшая,  но  очень влиятельная группа  экономистов.  В соответствии  с рикардианской  точкой  зрения,  государственный долг  не  влияет  на  сбережения  и накопление  капитала.

           Как  снижение  налогов  и   бюджетный  дефицит  повлияют  на  состояние  экономики   с  традиционной  точки  зрения?

          Снижение  налогов,  финансируемое   правительством  за  счёт  займов,  будет  оказывать  воздействие   на  экономику  по  многим  направлениям.  Снижение  налогов   сразу  же  вызовет  рост  потребительских  расходов.  Рост  потребительских  расходов  влияет  на  состояние  экономики  как в краткосрочном,  так и долгосрочном  периоде.

           На  протяжении  краткосрочного  периода  увеличение  потребительских   расходов  приводит  к  росту   спроса  на  товары  и  услуги  и,  таким  образом,  к   росту  объёма  производства  и  занятости.  Однако  ставка  процента  будет  также  расти   из-за  обострения  конкуренции   между  инвесторами  в   связи  со  снижением  объёма  сбережений.  Повышение  ставки  процента  будет  сдерживать  инвестиции  и стимулировать приток  иностранного  капитала.  Курс  национальной  валюты  по  отношению к иностранным валютам будет расти,  что приведёт  к снижению  конкурентоспособности национальных  фирм  на  мировом рынке.

               В  долгосрочном  плане  сокращение  национальных  сбережений,  вызванное   снижением  налогов,  приведёт  к  уменьшению  размеров  накопленного  капитала  и  росту  внешней   задолженности.  Поэтому  объём   национального  продукта  снизится,  а  доля  в  нём  внешнего  долга  возрастёт.

             Трудно  оценить  конечные  результаты  воздействия  снижения  налогов  на  экономическое   благосостояние  страны.  Жизнь   современного  поколения  улучшится   благодаря  росту  дохода  и  занятости,  хотя  весьма  вероятно.  Что  одновременно  повысится  и  темп  инфляции.  Тяжёлое  бремя  последствий   такого  бюджетного  дефицита  ляжет  в  основном  на  плечи  будущих  поколений:  они  будут  рождены  в   стране  с  меньшими  размерами   накопленного  капитала  и   большим  внешним  долгом.

          Рикардианский  анализ  влияния бюджетной политики  на  государственный долг  основывается  на  логике  поведения потребителя,  учитывающего  интересы  будущего. Какую же  реакцию может вызвать снижение  налогов у думающих  о будущем потребителей? Заботящийся о будущем потребитель понимает,  что наличие в настоящее время государственного  долга означает  повышение налогов в будущем.  При снижении  налогов,  финансируемом за  счёт  роста государственного  долга,  сами  налоги  не  уменьшаются:  они просто  перераспределяются  во  времени.  Не  увеличивается и постоянный  доход потребителя,  а  следовательно,  и потребление.

            Общий  принцип  заключается   в  том, что  сумма  государственного  долга  равна  сумме  будущих   налогов,  и  если  потребитель   в  достаточной  мере  учитывает   будущие  события,  то  будущие   налоги  для  него  эквивалентны  текущим.  Следовательно,  финансирование  государственных  расходов  за  счёт  долга  равносильно   их  финансированию  за  счёт  налогов.  Эта  точка  зрения,  известная  как  рикардианское  равенство,  названа так в честь выдающегося экономиста  XIX  века  Давида  Рикардо,  поскольку он  первым  обратил внимание  на  этот  теоретический аргумент.

            Вывод  из  равенства  Рикардо  заключается в том,  что финансируемое за  счёт  долга снижение  налогов не  изменяет  потребления.  Домашние  хозяйства сберегают прирост располагаемого  дохода  для оплаты  предстоящего  в будущем повышения налоговых обязательств,  обусловленного  снижением текущих налогов.  Этот  прирост личных  сбережений  равен по  величине  снижению  государственных сбережений.  Национальные  сбережения  -  сумма личных  и государственных сбережений  -  остаются  неизменными.  Поэтому снижение  налогов не  приводит  к тем последствиям,  на  которые указывает традиционный  анализ.

           Однако  из  логики  анализа   равенства  Рикардо  не  следует,  что любые изменения в бюджетно-налоговой политике  бесполезны.  Они могут существенно повлиять  на  расходы потребителя,  если  приводят  к изменению  текущего  или  будущего  объёма  государственных  расходов.  Предположим,  например,  что  правительство  снижает  налоги  сегодня  потому,  что  оно  планирует  уменьшить  государственные  закупки  в  будущем.  Если  потребитель  считает,  что  это  снижение  налогов  не  вызовет  роста налогов  в  будущем,  он  будет  считать  себя  более  обеспеченным  и  увеличит  расходы  на  потребление.  Однако  именно  снижение  государственных  расходов,  а  не  уменьшение  налогов  стимулирует  потребление:  объявление  о  будущем  снижении  государственных  расходов  привело  бы  к  росту  текущего  потребления  даже  при  неизменном  уровне  существующих  налогов,  поскольку  это  предполагает,  что  через  некоторое  время  налоги  уменьшатся. 

     

2.2 Виды государственного долга, причины возникновения и последствия 

          Различают внутренний  и  внешний   государственный долг. 

Внутренний  –это долг государства населению, субъектам  хозяйствования  своей  страны. Внешний—это  задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других  стран. [2, с. 266]

           Внутренний долг  порождается  бюджетными  дефицитами, так  называемым  долговым  финансированием. Государственные   займы  выпускаются на  различные   сроки. И  поэтому государственный   долг бывает краткосрочным (до 1 года),  среднесрочным (до 5 лет)  и  долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее  обременительными  являются  краткосрочные   долги, так  как  дата  их  погашения наступает  очень   быстро,  но   проценты по  таким  займам очень  высокие.  Большинство  экономистов   утверждают, что рост  внутреннего  долга не  может  привести  к  банкротству нации, так   как это  долг  самим  себе. Кроме того,  государство  всегда  имеет  возможность  профинансировать  его  путем  повышения налоговых   ставок, выпуска  денег, рефинансирования.

           Вместе  с тем нельзя  недооценивать  негативные  последствия внутреннего   долга, потому что при определенных  условиях он  может  стать   серьезной  проблемой  для   экономики  страны. Рассмотрим  некоторые  из  самых  ярких  проблем.

          Рост  внутреннего долга  опасен  для  страны с низким  уровнем   доходов,  но   следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования  государственных ценных  бумаг является  альтернативой инвестированию  свободных денежных  средств в  производство. Поэтому  наращивание быстрыми  темпами  выпуска государственных  ценных  бумаг может  привести к  сокращению  основного  капитала.

         Другая  опасность связана   с  тем,  что  государство,  продавая  ценные  бумаги, конкурирует   на  рынке  ссудного  капитала  с  частным  сектором.  В   результате конкуренции ставка  ссудного  процента  повышается, что  ведет к  совращению  частных  инвестиций в  экономику   страны, чистого экспорта  и   частично  потребительских  расходов.

         Негативным  последствием роста   внутреннего  долга  является  увеличение суммы процентных  выплат по нему. Если  в  экономике   наблюдается стагнация или   спад  производства, то  процентные  выплаты  могут оказаться неподъемными  для  страны. Поэтому необходимо  постоянно отслеживать  динамику  соотношения между  внутренним  долгом  и  объемом   национального  производства. Если  долг  растет  медленнее, чем объем  валового  внутреннего  продукта, то  это   означает уменьшение  его  доли  в  национальном продукте. Если  же  темпы роста  внутреннего  долга обгоняют  темпы  роста  валового  внутреннего  продукта, то  доля  государственного долга   в последнем  будет   увеличиваться.  Чтобы  при этом  его  последствия  не  стали  слишком тяжелыми  для  экономики, правительство  должно  предпринять  определенные  меря  по  управлению  государственным   долгом.

          Внешний долг  может  появиться   по  двум  основным причинам:

 в   результате  прямого  заимствования  средств  у иностранных   государств,  частных  компаний  и  путем  продажи  государственных   ценных  бумаг  иностранным   юридическим  и  физическим  лицам, государствам.

          Последствия внешнего долга более тяжелы для  страны, чем  внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать  другим  странам ценные  товары  и услуги, чтобы оплатить  проценты  и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной  страны.  Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор  может потребовать выполнения  ряда  условий, которые "неудобны" для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга   обычно  законодательно  устанавливается его лимит.  Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического  анализа. Поэтому оценивают его   относительную величину.  Используют  такие показатели, как доля  внешнего  долга в валовом национальном  продукте, отношение годового  объема  выплат  по  внешнему  долгу к объему  валютных  поступлений за  год. По  оценкам специалистов данный показатель  не  должен  превышать 25%.

           Большой  внешний долг  снижает  международный  авторитет   страны  и  может  осложнить   получение  новых  иностранных   займов.  Поэтому  правительство   предпринимает  определенные  меры, чтобы  уменьшить   внешний   долг, если  он  превышает  приемлемый  уровень.  

 

 

2.3 Способы  сокращения государственной  задолженности 

           Для того чтобы  последствия  роста  внутреннего долга   для  страны  не  стали   слишком  тяжелыми правительство   должно предпринимать определенные  меры по управлению  долгом.

         Это  могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных   налогов и, в-третьих, секвестирование  бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то  это приводит к инфляции. Она обесценивает  номинальный внутренний долг и процентные  выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции  могут сделать процентные  ставки по  государственным ценным  бумагам даже  отрицательными. Однако  такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная  для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас  представлена  краткосрочными  государственными  бумагами, а в условиях  инфляции  при каждом  новом выпуске государственных бумаг ставка  дохода  будет возрастать. Получили  распространение также ценные  бумаги  с плавающей процентной  ставкой, которая изменяется при изменении ставки  ссудного  процента или учетной ставки. Это ограничивает  возможности инфляции.

            Введение  специальных  налогов  или  повышение  налоговых   ставок  позволит в  краткосрочном   периоде увеличить  доходы  бюджета, а  значит, уменьшить   государственный долг. В  долгосрочном  временном  интервале  это   может  привести к  сокращению  производства, сужению  базы  налогообложения  и, следовательно, к  уменьшению  налоговых  поступлений в   казну.

            В  некоторых случаях  целесообразно   прибегнуть к  сокращению  государственных   расходов  путем  секвестирования. секвестирование—пропорциональное   снижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по  всем  статьям  бюджета до  конца  текущего финансового года. Секвестированию не  подлежат  защищенные статьи, состав  которых определяется высшими органами власти.

Информация о работе Бюджетный дефицит и проблема государственного долга