Существуют также статьи, секвестирование
которых невозможно (выплата процентов
по государственному долгу и др.). Например,
в США все федеральные расходы делятся
на две части—прямые (обязательные)
и дискреционные. К прямым относят
те расходы, которые регламентируются
постоянно действующим законодательством
(пособие по безработице, программы
медицинского обслуживания и т.д.).
К дискреционным—расходы, которые
зависят от конкретного состояния
дел в экономике и ежегодно рассматриваются
и утверждаются конгрессом США.
По данным статьям Конгрессом устанавливается
ежегодно лимит расходов. Если
фактические расходы начинали превышать
лимиты, то в действие вступал механизм
секвестирования, что позволяло уменьшить
бюджетный дефицит и государственный
долг. [2, с. 267]
Внешний долг имеет последствия,
которые более печальны для
страны, по сравнению с последствиями
внутреннего долга. Поэтому
правительство предпринимает
определенные меры, чтобы уменьшить
внешний долг, если он превышает
приемлемый уровень. Оно может
использовать для погашения
части долга золотовалютные
резервы страны, если таковые
имеются. С согласия кредиторов
правительство может переоформить
краткосрочную и долгосрочную
задолженность долгосрочную
или отсрочить выплату
внешнего долга.
3
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ДОЛГ
РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
3.1. Динамика бюджетного
дефицита в Республике
Беларусь
Очевидно,
что после распада СССР Беларуси
достались практически разваленная
постсоветская экономика, несовершенная
система государственных финансов,
в том числе и бюджетный
дефицит, растущий из года в год.
Как
следствие, в начале 90-х гг. Республика
Беларусь столкнулась с дефицитом госбюджета.
Впервые бюджет был сведён с дефицитом
в 1992 году. Размер дефицита составил 2%
ВВП. Максимального значения бюджетный
дефицит достиг в 1993 году – 5,5% ВВП, или
17% к доходам бюджета.
С
начала 1990-х гг. в Республике Беларусь
для покрытия бюджетного дефицита использовалась
денежная эмиссия и кредиты международных
финансовых организаций, правительств
иностранных государств. В 1993 – 1994 гг.
основным источником покрытия дефицита
были внешние займы. Например, в 1994 году
за счёт этого источника было профинансировано
более 60% бюджетного дефицита. В 1996 году
дефицит более чем на 80% покрывался
эмиссионными кредитами Национального
банка. В 1998 – 2001 гг. из внутренних источников
были профинансированы не только дефицит
текущего года, но и погашение внешнего
долга прошлых лет. В 2001 году благодаря
развитию рынка ценных бумаг за счёт
внутренних источников удалось покрыть
около 50% объёма дефицита. [4, с. 42]
Дефицит
республиканского бюджета в 2005 году
сформировался в размере 432 млрд.
руб., или 0,7 % ВВП, что соответствовало
параметрам Программы социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2001 –
2005 гг. В 2005 году, как и годом раньше
не привлекались к финансированию бюджетного
дефицита кредиты Национального
банка. Внутренние источники финансирования
бюджета составили около 45%. Положительное
сальдо внутреннего финансирования
образовалось в основном за счёт размещения
государственных ценных бумаг и
поступлений от реализации принадлежащего
государству имущества.
По
данным Национального банка консолидированный
бюджет Беларуси за январь-июнь 2009 года
исполнен с дефицитом 895,2 млрд. бел.
руб., или 1,5% к ВВП. За аналогичный период
2008 бюджет был исполнен с профицитом 3064,0
млрд., или 5,5% к ВВП.
Таблица
1 - Консолидированный бюджет Республики
Беларусь за 2004-2009 гг.
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Доходы
консолидированного бюджета |
22057 |
30825 |
38391 |
48049 |
65663 |
62808 |
Расходы
консолидированного бюджета |
22036 |
31257 |
37256 |
47627 |
63811 |
63766 |
Дефицит(-), профицит(+)
консолидированного
бюджета |
+21 |
-432 |
+1135 |
+422 |
+1852 |
-958 |
|
По
итогам января-июля текущего года республиканский
бюджет Беларуси оказался дефицитным:
правительство резко увеличило
расходы на национальную экономику
и жилищно-коммунальное хозяйство.
3.2
Государственный
долг Республики
Беларусь
Для
оценки бремени внешнего долга страны
Всемирный банк рекомендует рассчитывать
следующие показатели: [4, с. 67]
·
Отношение внешнего долга к экспорту товаров
и услуг;
·
Отношение внешнего долга к ВВП.
На
основе этих критериев страны делятся
на три группы: с высоким, средним
и низким уровнями задолженности. Если
величина первого показателя составляет
более 220%, а второго – превышает
80%, то задолженность считается высокой.
Если первый показатель находится в
интервале от 132 до 220%, а второй –
от 48 до 80%, то задолженность считается
средней. Для характеристики текущего
состояния внешней задолженности
рассчитывают третий показатель –
отношение платежей по погашению
долга к экспорту. Его пороговая
величина находится в интервале
20 – 25%. Показатели кредитоспособности
нашей страны представлены в таблице
Имеет место также понятие валовой внешний
долг. Он представляет собой сумму внешней
задолженности государства и резидентов
Республики Беларусь. Показатели валового
внешнего долга также находятся в пределах
допустимой нормы, однако имеют устойчивую
тенденцию к увеличению
Таблица
2 - О данных валового внешнего долга
Показатели |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Валовой
внешний долг РБ |
4 174.9 |
4 935.4 |
5 128.2 |
6 844.1 |
12 496.5 |
15 154.1 |
22 060.3 |
Краткосрочный |
2 764.3 |
3 840.4 |
3 650.4 |
4 778.2 |
7 867.0 |
8 275.6 |
9 927.3 |
Долгосрочный |
1 410.6 |
1 095.0 |
1 477.8 |
2 065.9 |
4 629.5 |
6 878.5 |
12 133.0 |
|
Обслуживание
государственного долга является тяжелой
ношей для любого государства, так
как постоянно оттягивает на себя
определенную долю оборотных средств
и приводит к увеличению дефицита бюджета
государства. В свою очередь, рост последнего,
обременяет экономику необходимостью
постоянного изыскания средств для его
погашения и приводит к новому витку роста
как внутреннего, так и внешнего долга
государства.
Предельный
ежегодный прирост или сокращение
внутреннего государственного долга
устанавливается Верховным Советом
Республики Беларусь по предложениям
Совета Министров Республики Беларусь.
На сегодняшний день лимит прироста
внутреннего государственного долга
составляет 3%.
Делая
выводы, нужно сказать, что государственный
долг может являться как бременем
для экономики так и принести ей весомые
выгоды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На
основе приведенной выше информации
можно сделать следующий вывод:
бюджетная политика
как целенаправленная деятельность государства
по определению основных задач и количественных
параметров формирования доходов и расходов
бюджета, управления государственным
долгом является одним из основных инструментов
экономической политики государства.
Бюджетный
дефицит играет ключевую роль в механизме
развития инфляционных процессов, разрушающих
экономику страны, а также его
ведущую роль в системе показателей
экономической безопасности страны.
Политика в области финансирования
бюджетного дефицита должна основываться
на использовании внутренних источников,
что предполагает сокращение кредитования
дефицита республиканского бюджета
Национальным Банком, повышение эффективности
рынка ГЦБ и совершенствование
механизма управления внутренним долгом.
Главной
же целью совершенствования бюджетной
политики государства должно быть усиление
ее стимулирующей функции для
перехода экономики страны в постиндустриальную
стадию развития в начале третьего
тысячелетия. Критерий дефицита бюджета,
по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной
обратной связью, а потому должен играть
ведущую роль в системе показателей экономической
безопасности Республики Беларусь в постиндустриальную
стадию развития в начале третьего тысячелетия.
Однако хочу отметить, что в тоже время,
сам по себе дефицит бюджета может не быть
чем-то чрезвычайно негативным для развития
экономики и динамики жизненного уровня
населения. Даже самые экономически развитые
страны, как правило, постоянно имеют дефицитный
бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин
его возникновения и направлений расходов
государственных денежных средств. Если
финансовые средства, составляющие превышение
расходов над доходами, направляются на
развитие экономики, используются для
развития приоритетных отраслей, т. е.
используются эффективно, то в будущем
рост производства и прибыли в них с лихвой
возместят произведенные затраты и общество
в целом от такого дефицита только выиграет.
Если же правительство не имеет четкой
программы экономического развития, а
превышение расходов над доходами допускает
с целью латания “финансовых дыр”, субсидирования
нерентабельного производства, то бюджетный
дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных
моментов в развитии экономики, главным
из которых является усиление инфляционных
процессов.
Известно, что государственный долг
корнями уходит в бюджетный
дефицит страны. Для покрытия
дефицита государство прибегает
к заимствованиям, как на внутреннем,
так и на внешнем рынках. Таким образом,
государственный долг, с одной стороны,
является пассивом для государства и активом
держателей гособлигаций (ценных бумаг
государственного заимствования).
В настоящее время показатели величины
внешнего долга не вызывают опасений по
поводу долговой безопасности государства
и в дальнейшем мы должны избегать использования
иностранных кредитов, с другой — участие
иностранного капитала в экономике страны
должно быть более широким, быстрая экономическая
трансформация без внешней финансовой
помощи невозможна. Республика испытывает
огромную потребность в инвестиционных
ресурсах. До недавнего времени ограниченное
использование внешних займов компенсировалось
в республике значительной денежной эмиссией.
Однако по мере стабилизации финансовой
системы роль заемных ресурсов для экономики
будет возрастать.
Существующая долговая стратегия
не позволяет привлекать сколько-нибудь
значительные внешние займы. Ключевой
проблемой здесь является неполучение
кредитов МВФ, что воспринимается
многими потенциальными кредиторами
как сигнал о высоких экономических
и политических рисках вложения
средств в Беларуси. Как следствие, основная
масса получаемых сегодня страной иностранных
займов представляет собой связанные
кредиты, предоставляемые зарубежными
банками под гарантии правительства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Государственный
бюджет: Учеб. пособие./Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич.;
Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 2009.
240с.
- Государственный
бюджет: Учеб. пособие для учреждений,
обеспеч. получение высш. образования
по спец. "Финансы и кредит" / Т. В.
Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2010. 289с.
- Лемешевский
И.М. Экономическая теория: основы, вводный
курс: учебно-методическое пособие для
студентов высших учебных заведений, обучающихся
по экономическим специальностям. Минск:
ФУАинформ,2007. – 493с.
- Л. А. Дробозина.
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник
для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.253с.
- Лемешевский
И.М. Экономическая теория: основы, вводный
курс: учебно-методическое пособие для
студентов высших учебных заведений, обучающихся
по экономическим специальностям. Минск:
ФУАинформ,2010. – 493с.
- И.Н. Мысляева.
Государственные и муниципальные финансы
: учебник, М.: Инфра-М. 2007. 358с.
- Приложение
1 к Закону Республики Беларусь "О
бюджете Республики Беларусь за 2008 год"
- Корнеев В.Е.Стабилизация
государственного долга: проблемы и пути
решения//Веснiк БДЭУ.2009.№2 (43). С. 61-66.
- Раков А. Государственный
долг и макроэкономическая стабилизация
(на примере Республики Беларусь)// Белорусский
банковский бюллетень. 2008. № 44. С.35.
- Нешатаретский
С. Н. Требуются гранты, а не кредиты// Белорусская газета.
20010. № 15. С.23-25.
- Матяс А.Н.
Отдельные проблемы формирования и исполнения
бюджета РБ//Белорусский банковский бюллетень.2009.№
39 (242) C. 44-46
- Раков А.С.
Предложения по совершенствованию финансовых
инструментариев, механизмов и методов
управления государственным долгом//Белорусский
банковский бюллетень.2010.№23 (82). С.38-46.
- Швайко П.А.
Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ//
Банкаускi веснiк. 2009. №40. С.34-39.
- Рыбалко
Г.П. Зарубежный опыт управления государственным
долгом//Финансы. 2010. №6. С. 55-57.
- Цедрик С.К.
Иностранные займы, формирующие внешний
государственный долг Республики Беларусь//
Вестник ассоциации белорусских банков.
2010.№ 44. С.14-20
- Статистический
бюллетень,2010 г. №1 (6), с.66-67
- Струк Т.Г.
Финансовая система Республики Беларусь:
пособие / Т.Г. Струк – Мн.: Академия управления
при Президенте Республики Беларусь ,
2006. –
95 с.