Бюджет и методы формирования доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1. Общие положения о бюджетной системе и бюджетном 5
устройстве Российской Федерации. 5
1. Основные принципы бюджетной системы. 6
2. Бюджетная классификация 7
3. Бюджетное планирование и бюджетный процесс. 8
Глава 2. Теоретические основы формирования доходов региональных бюджетов 10
1. Экономическая сущность региональных бюджетов 10
Глава 3. Формирование регионального бюджета РФ на примере бюджета Самарской области. 14
1. Бюджетная система области и бюджетный процесс 14
2. Определение основных направлений бюджетно-финансовой политики 15
3. Доходы бюджета субъекта РФ. 17
4. Расходы бюджета субъекта РФ. 18
Глава 4. Исследование областного бюджета за 2005 год. 20
Заключение 23
Список литературы. 25
Приложение 1. 26
Приложение 2 . 27
Приложение 3. 28

Файлы: 1 файл

бюджет формирование доходов.rtf

— 392.65 Кб (Скачать)

     - денежные отношения (то есть как финансовую категорию экономической науки);

     - фонд денежных средств, централизуемых органами власти соответствующего уровня (то есть бюджет в материальном смысле);

     - плановый документ, отражающий конкретные доходы и расходы, относящиеся к компетенции органов власти данного уровня (то есть как правовую категорию).

     Соответственно определение термина «региональный бюджет» требует осмысления его финансовой, материальной и правовой сторон. Поэтому в современной экономической литературе региональный бюджет определяется с различных позиций: как отношения, предмет, документ, а значит, необходимы теоретическая разработка и правовое оформление категории «региональный бюджет».

     Как известно, региональными называют бюджеты субъектов Российской Федерации. Но субъекты Российской Федерации могут иметь разный государственно-правовой статус. Поэтому среднее звено бюджетной системы РФ представлено пятью различными видами региональных бюджетов: это бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные (включая и областной бюджет автономной области), окружные автономных округов, городские двух городов федерального значения - Москвы и Санкт- Петербурга.

     Как финансовая категория региональный бюджет обусловлен тем, что выполнение социальной, политической и экономической функций любого административно-территориального образования объективно требует финансовых ресурсов, а именно, централизованного денежного фонда. Однако для любой административно-территориальной формации содержание регионального бюджета не изменяется - это доходы и расходы.

     Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Федерации (ст. 15). Понятие регионального бюджета закрепляется и законодательством субъектов РФ. Например, Закон Самарской области «О бюджетном процессе в Самарской области» определяет бюджет субъекта как составную часть консолидированного бюджета области, предназначенную для мобилизации доходов и финансирования расходов общеобластного значения, а также оказания помощи бюджетам самоуправляющихся административно - территориальных единиц области при недостаточности их собственных доходов.

     В соответствии с требованиями государственного устройства Российской Федерации в целях гармонизации и сочетания экономических интересов регионов и муниципальных образований наряду с взаимоотношениями с хозяйствующими субъектами и гражданами устанавливаются также взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Федерации, между бюджетом субъекта РФ и бюджетом муниципального образования, находящегося на его территории. В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечивается реализация целей финансово-бюджетной политики.

     Таким образом, финансовая сущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с мобилизацией и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня и перераспределением его между бюджетами.

     Соответственно, финансовая сторона бюджета субъекта РФ (регионального) представляет совокупность денежных отношений, складывающихся на уровне субъекта Федерации по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства в целях образования, распределения и использования централизованного в масштабах определенного региона денежного фонда, предназначенного для финансирования функций и задач субъекта Российской Федерации.

     Признание регионального бюджета в качестве финансовой категории требует исследования качественных признаков, характеризующих данную категорию, свойств (черт), раскрывающих её специфику и позволяющих выделить ее из системы финансовых категорий. Специфичность - это главное, что отличает финансовую сущность регионального бюджета как самостоятельной категории от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, которые также являются финансовыми категориями.

     К особым (исключительным) чертам регионального бюджета относятся, на наш взгляд, следующие:

     - имеет возможность рассчитывать на финансовую помощь из федерального бюджета;

     - является средством регулирования местных бюджетов.

     Характеризуя роль региональных  бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют региональным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Формирование регионального бюджета РФ на примере  бюджета Самарской области.

     Ежегодно принимается закон об областном бюджете на текущий год, в котором подробно расписан механизм формирования доходов и расходов, определены основные параметры бюджета (например, «Закон  о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области»).  Закон описывает взаимодействие   между  федеральным бюджетом,  бюджетом Самарской области и  местными  бюджетами,  а  также взаимоотношения бюджетов с предприятиями, организациями и учреждениями как самостоятельно хозяйствующими  субъектами  с  целью  сочетания  их экономических интересов в соответствии с бюджетно-финансовой политикой Самарской области.

1.  Бюджетная система области и бюджетный процесс

     Бюджетная  система  области  представляет  собой  совокупность областного бюджета и местных  бюджетов,  основанную  на  экономических отношениях и юридических нормах.

     Составной  частью  бюджетного  процесса   является   бюджетное регулирование,  представляющее  частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами  разных  уровней,  в  том  числе  посредством регулирующих налогов,  дотаций, субвенций и трансфертов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Составление   бюджета   производится   на   основе   концепции социально-экономического развития Российской Федерации,  налогового  и бюджетного законодательства,  законов области,  утвержденных областной Думой, целевых программ,  постановлений  областной  Думы,  прогнозных, ценовых  и  объемных показателей деятельности юридических и физических лиц,  прогноза социально-экономического развития  области,  районов  и городов области.

     Областной бюджет утверждается в форме закона Самарской области. В Законе - принцип самостоятельности областного бюджета,  как  части бюджетной  системы  области заключается в  том,  что  утверждение  и исполнение  областного бюджета осуществляется органами государственной власти области. Самостоятельность обеспечивается наличием собственных  источников доходов   и   правом   определять   направления   их  использования  и расходования.    

       К ведению исполнительных  органов государственной власти (администрации области) относятся составление проекта соответствующего бюджета, исполнение этого бюджета и контроль за исполнением выделенных бюджетных ассигнований. К ведению областной  Думы  относятся   рассмотрение   проекта   соответствующего бюджета,  утверждение этого  бюджета,  контроль  за  его  исполнением, утверждение отчета об его исполнении. Вмешательство иных органов и организаций  в  процесс  составления проекта,   утверждения   и   исполнения  бюджета  не  допускается,  за исключением  случаев,  предусмотренных  законодательными  актами Российской Федерации.

2. Определение основных направлений бюджетно-финансовой политики

     Администрация  области  на  основе  анализа социально-экономической   ситуации в области  с учетом  данных  об исполнении  консолидированного  и  областного  бюджетов  разрабатывает прогноз  экономического  и  социального  развития  области  и  целевые программы.

     Предприятия,  организации и  учреждения  всех  форм собственности, расположенные на территории области, включая финансовые органы, налоговые службы и органы статистики, в порядке, установленном законодательством, обязаны  предоставить  сведения,  необходимые   для составления  прогноза    экономического   и   социального   развития области, сводного финансового баланса и целевых программ.

     Основные    направления   бюджетно-финансовой  политики  определяются   администрацией   области  на  основе  экономической  политики Российской Федерации и Самарской области и включают в себя  вопросы цен,  налогов,   кредитов и  денежного  обращения.

     Бюджетно-финансовая  политика  в области проводится согласованно с федеральными органами государственной власти и  органами  местного самоуправления.

    В   части   доходов  бюджетно-финансовая  политика  области выражается:

  • в  определении  темпов  роста  доходов бюджета области;
  • в расчете соотношений между отдельными видами доходов;
  • в установлении категорий налогоплательщиков, налогообложение которых может быть ослаблено или усилено;
  • в  обосновании  налоговых  ставок по федеральным и областным налогам.

        В   части  расходов  бюджетно-финансовая  политика  области выражается:

  • в   определении   темпов  роста  бюджетных  расходов,  как  в целом, так и по отдельным отраслям;
  • в  установлении приоритетов в расходовании средств и составе защищенных статей бюджета;
  • в  расчете соотношения текущих расходов и расходов развития;
  • в выработке  механизма  поддержки  местных  бюджетов;
  • в обосновании выделения бюджетных ассигнований на областные программы.

     Работу по составлению проекта областного бюджета и бюджета области осуществляет администрация области. Комитеты областной Думы  рассматривают  проект  закона  "Об областном  бюджете"  и  готовят  свои  заключения  с замечаниями и    предложениями.  Областная Дума  при  принятии  закона  вправе  внести  в  него изменения при условии согласования их с администрацией области. Принятый  закон  "Об областном бюджете" является основанием для выделения ассигнований из областного бюджета. Администрация  области  организует  исполнение   областного бюджета,  обеспечивает поступление доходов и осуществляет контроль за  правильностью  использования  предприятиями,  учреждениями и организациями выделенных им из областного бюджета ассигнований.

     Контроль  за  исполнением областного бюджета осуществляется    контрольной  комиссией  областной  Думы  путем  проверки   текущей    бюджетной  отчетности и в процессе рассмотрения годового отчета об исполнении областного бюджета. Информация об исполнении областного бюджета представляется областным финансовым управлением, ежемесячно нарастающим итогом с начала года.  Контрольная комиссия представляет материалы проверок в комитет по бюджету, финансово-экономическому и налоговому законодательству областной Думы.

3. Доходы бюджета субъекта РФ.

     Доходы региональных бюджетов - это определенные нормами права финансовые отношения по поводу поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.

     Доходы региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие у органов власти субъектов РФ с предприятиями, организациями и гражданами по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта РФ.

     В основу построения системы бюджетных доходов регионов положены принципы, позволяющие субъекту РФ иметь достаточные для его деятельности финансовые ресурсы и одновременно использовать платежи юридических и физических лиц для регулирования их финансового состояния

 (см. Приложение 2).

4. Расходы бюджета субъекта РФ.

     Расходы бюджета субъекта РФ - это  денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта Российской Федерации. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). В соответствии с законодательством РФ (ст. 86 БК РФ) исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов на:

  • содержание органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации;
  • обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
  • проведение выборов и референдумов субъектов Федерации;
  • реализацию региональных  целевых программ;
  • формирование государственной собственности субъектов Федерации;
  • осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
  • содержание и развитие предприятий, учреждений т организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;
  • оказание финансовой помощи местным бюджетам;
  • прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.

Информация о работе Бюджет и методы формирования доходов