Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:43, курсовая работа
Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма регулирования рыночных отношений является процедура банкротства.
* отсутствие стимулов труда у персонала туристической организации,
В классической рыночной экономике внешние факторы обусловливают 1/3 всех банкротств, а внутренние - 2/3. В России характерной является обратная пропорция влияния этих факторов. Политическая и экономическая нестабильность, нарушение регулирования финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее существенным факторам, усугубляющим кризисную ситуацию на российских предприятиях сферы социально-культурного сервиса и туризма [3, c 7-8].
Все принципиальные вопросы банкротства туристических организаций регламентируются Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 30 октября 2002 года №130-Ф3.
Под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность туристической организации удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ и услуг включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом [6, c. 22-25]
Можно выделить три стадии банкротства туристических организаций:
1. Скрытое снижение цены туристской организации. Такое снижение предполагает уменьшение прибыльности либо увеличение средней стоимости обязательств, которые организация будет вынуждена принять на себя в ближайшем будущем.
2. Финансовая неустойчивость. Это означает появление некоторых ранних признаков банкротства. К ранним признакам банкротства относят: изменения в стратегии организации, вызывающие отрицательную реакцию со стороны партнеров по бизнесу (например, реорганизационные мероприятия, смена поставщиков и др.); изменения в структуре управления (конфликты среди высшего руководства); изменение финансовых показателей организации и качества финансовой отчетности, проведение аудиторских проверок, уменьшение денег на счетах, увеличение дебиторской и (или) кредиторской задолженностей, нарушение баланса дебиторской и кредиторской задолженностей, уменьшение доходов предприятия и снижение прибыльности, обесценивание акций предприятия и др.; внеочередные проверки организации, ограничение ее коммерческой деятельности органами власти, отмена и изъятие лицензий и др.
3. Юридически очевидное банкротство. Внешним признаком несостоятельности туристической организации является приостановление ее текущих платежей, если организация неспособна обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их выполнения. Формально туристическая организация считается несостоятельной по решению арбитражного суда или в силу добровольной ликвидации со дня официального уведомления.
Первые две стадии банкротства при своевременном выявлении и внедрении элементов антикризисного управления решаются без вмешательства судебных органов, третья стадия чаще всего рассматривается в судебном порядке.
Судебные дела о банкротстве начинаются по заявлению:
1) должника, который официально признает свою неспособность своевременно оплачивать долги;
2) кредитора, который подает заявление в том случае, если не получает причитающихся платежей по прошествии трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения;
3) прокурора - при наличии подозрений ложного банкротства - в соответствии с УК.
Уголовно наказуемыми являются неправомерные действия при банкротстве (сокрытие имущества, уничтожение или фальсификация бухгалтерских документов и др.), неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов организации-должника в ущерб другим кредиторам, преднамеренное банкротство (умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное организацией в своих интересах или интересах лиц), ложное банкротство (заведомо ложное объявление организации о несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов).
Арбитражный суд может принять одно из возможных решений:
* признать банкротство, открыть конкурсное производство и исключить туристическую организацию из реестра действующих;
* отклонить заявление, если выявляется финансовая состоятельность туристической организации и ее способность оплатить долги;
* приостановить производство в связи с передачей туристической организации под внешнее управление или санацию (в первом случае используются внутренние резервы предприятия, во втором - конкурсным порядком определяются возможные вкладчики дополнительных средств);
* согласиться с договоренностью туристической организации и ее кредиторов об отсрочке долгов.
Согласно решению суда в отношении организации-должника могут применяться следующие процедуры: реорганизационные, ликвидационные, мировое соглашение [7, c. 153-160]
2.2 Реорганизация туристической организации
Когда анализ состояния туристической организации подтверждает невозможность ее сохранения в существующем виде, может быть использован метод реорганизации. Это позволит выйти из кризиса путем изменения формальной организации и правового положения хозяйствующего субъекта.
Реорганизация туристической организации как юридического лица может быть осуществлена как по решению его учредителей, так и по основаниям, предусмотренным законодательством. При этом ее права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
Реорганизационные процедуры направлены на поддержание (или развитие) деятельности и (или) оздоровление туристической организации с целью предотвращения ее ликвидации. Реорганизационные процедуры могут быть связаны с банкротством и иметь принудительный характер, а могут быть добровольными.
Принудительная реорганизация включают наблюдение, внешнее управление имуществом должника и санацию.
Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества посредством проведения анализа финансового состояния и разработки рекомендаций повышения финансовой устойчивости должника.
Внешнее управление, своего рода судебная санкция, применяемая к должнику для восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Внешнее управление имуществом должника - реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности организации-должника, назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника организации-должника или кредитора и осуществляемая на основании передачи функций по управлению организацией-должником арбитражному управляющему.
По решению суда на основании ходатайства должника, собственника организации-должника или кредитора может быть назначено внешнее управление имуществом должника. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность организации-должника с целью продолжения ее деятельности путем реализации части ее имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.
Продолжительность проведения внешнего управления имуществом должника не должна превышать 18 месяцев. На период внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, предъявляемых к должнику. Например, письмом Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 мая 1995 г. №ОП-13/4 разъяснено, что «кредиторы, у которых право требований долга вытекает из обязательств, возникающих до введения моратория, имеют право в период проведения внешнего управления начислять предусмотренные договорами проценты за пользование кредитом, а также санкции по обязательствам должника. Однако предъявление должнику указанных требований возможно только после окончания моратория, то есть после прекращения внешнего управления имуществом должника. Это правило применяется и в отношении обязательств должника перед бюджетом» [11].
Согласно разъяснению, содержащемуся в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 апреля 1995 г., №С1-7/ОП-237, необходимо иметь в виду, что действие указанного моратория не распространяется на обязательства должника, возникающие после назначения внешнего управления. При назначении внешнего управления имуществом должника арбитражный суд назначает арбитражного управляющего, кандидатура которого может быть предложена как должником, так и кредитором. При наличии нескольких кандидатур арбитражный управляющий назначается на конкурсной основе.
Арбитражный управляющий руководит предприятием-должником, принимает на работу и увольняет сотрудников, распоряжается имуществом должника, разрабатывает план проведения внешнего управления имуществом должника, согласовывает этот план с кредиторами и организует его выполнение. Он обращается в арбитражный суд с заявлением о завершении внешнего управления имуществом должника в следующих случаях: если цель внешнего управления имуществом должника достигнута; если он убедился, что достижение этой цели невозможно,
В зависимости от результатов проведения внешнего управления имуществом должника и характера заявления арбитражного управляющего арбитражный суд может:
* принять решение о прекращении внешнего управления имуществом должника, признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
* внести определение о завершении внешнего управления имуществом должника и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) туристической организации;
* внести определение о продолжении проведения внешнего управления имуществом.
Санация (оздоровление) организации-должника представляет собой реорганизационную процедуру, когда организации-должнику оказывают финансовую помощь собственник, кредитор (кредиторы) или иные лица.
По ходатайству должника, собственника организации-должника кредитора арбитражным судом может быть назначена санация. Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность организации-должника продолжения деятельности путем оказания финансовой помощи собственником и (или) иными лицами. Если в течение 36 месяцев повторно подано заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности данной туристической организации, арбитражный суд не вправе выносить определение о проведении еще одной санации.
Арбитражный суд объявляет конкурс желающих принять участие в санации, к которому допускаются как юридические (в том числе и иностранные), так и физические лица (в том числе и члены трудового коллектива организации-должника). Избранные участники санации обязаны провести собрание по выработке соглашения, в котором должно содержаться обязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки, указывается предпочитаемая продолжительность санации, согласованное с участниками санации распределение ответственности их кредиторами, ответственность участников санации в случае их отказа от участия в санации после ее начала, а также другие условия» которые участники санации сочтут необходимым предусмотреть.
По истечении 12 месяцев с начала санации должно быть удовлетворено не менее 40% общей суммы требований кредиторов. Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражный суд вправе по ходатайству участников санации, за исключением случаев санации государственных или муниципальных туристических организаций, продлить срок ее проведения, но не более чем на шесть месяцев.
Достижение санации дает арбитражному суду основание для вынесения определения о ее завершении и прекращении производства по делу о несостоятельности туристической организации. При этом сохраняются все права участников» установленные в соглашении о санации.
Выбор одной из названных форм принудительной реорганизации зависит от конкретной ситуации и возможностей организации-должника, но все три формы используются в случае наличия серьезных финансовых проблем, А добровольная реорганизация осуществляется по инициативе собственников и далеко не всегда свидетельствует о существовании трудностей в бизнесе. Она может быть осуществлена одним из следующих способов; слиянием, присоединением, выделением, разделением, преобразованием.
При слиянии туристической организаций права и обязанности переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Слияние осуществляется путем объединения контрольных, пакетов акций с последующей конверсией акций либо путем изъятия акций одного общества с эквивалентной заменой акциями другого общества и консолидацией балансов. Туристическая организация считается реорганизованной в форме слияния с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, Слияние не редкость для туристического бизнеса. Так, в 1999 г. объединились два крупных российских туроператора «Инсайт» и «ММС-Лингва», работающих в секторе образовательного туризма. Слияние позволило вновь созданной компании «Инсайт-Лингва» существенно увеличить объемы продаж и повысить конкурентоспособность на рынке услуг в сфере обучения за рубежом.
При присоединении туристической организации к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Присоединение осуществляется путем приобретения одной организацией всех акций другой организации» с утратой последней хозяйственной самостоятельности и прав юридического лица и с консолидацией балансов. При реорганизации туристической организации в форме присоединения ее к другому юридическому лицу туристская организация считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Примером присоединения может служить приобретение Intercontinental Hotels Group (IHG) сети Candiewood Suites, Поглощение Candtewood позволило IHG осуществить глобальную экспансию. Так, в декабре 2003 г. IHG владела и управляла уже более чем ЗЗСЮ отелями в 100 странах мира (из них 108 - это бывшая сеть Candlewood).
При выделении из состава туристической организации одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Туристической организация считается реорганизованной в форме выделения с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Открытием филиалов и представительств занимаются практически все туристические организации, удержавшиеся на рынке туристических услуг более одного сезона. Это позволяет организациям существенно увеличить свое присутствие на рынке, хотя и требует значительных инвестиций. По сути, создается новая организация в рамках уже функционирующей, поэтому возникают дополнительные сложности с оборудованием офиса, подбором персонала и др.
Информация о работе Банкротство и пути вывода предприятия из кризиса