Анализ Государственного бюджета Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:45, реферат

Краткое описание

В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее – бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц.
Бюджет – это сбалансированная смета, роспись денежных доходов и расходов на определенный период.
Бюджетная система – самое крупное звено госфинансов, в которой аккумулируется основная часть налоговых поступлений. Через нее осуществляется финансирование важнейших направлений государственной политики (расходы, связанные с содержанием государственных органов власти, оборону, экономические и социальные цели).
Бюджетная система Кыргызской Республики включает республиканский бюджет и местные бюджеты.





ГЛАВА 1. Теоретические основы бюджетной системы
1.1. Понятие и сущность бюджета.
Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства.
В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.
Государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений. Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета. Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы страны.
В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.
Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории.
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность

Файлы: 1 файл

Анализ Государственного бюджета Кыргызской Республики.docx

— 70.82 Кб (Скачать)

 

 

 

Доходы от операций с капиталом. Доходы от операций с капиталом составляют всего порядка 1 % от общего объема доходов государственного бюджета. Эти операции включают продажу основного капитала находящегося у государства, продажу квартир, принадлежавших государству или строенных на государственные средства, реализацию запасов золота или товаров.

Исполнение доходной части республиканского бюджета

По отчетным данным, за январь-декабрь 2011 года в республиканский бюджет поступление ресурсов (без спецсредств) составило 77 960,2 млн. сомов. В сравнении с аналогичными показателями 2010 года поступления ресурсов увеличились на 34,8 процента, что в денежном выражении составило 20 118,2 млн. сомов. Удельный вес к ВВП составил 28,6%, тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель составлял 26,3%.

В составе поступивших ресурсов наибольший удельный вес занимают поступления, обеспеченные:

Государственной таможенной службой – 30,4%,

Государственной налоговой службой – 28,8%,

Доходами от ГКВ – 11,3%,

Возвратом бюджетных ссуд – 7,4%.

Доходы (без спецсредств), поступившие в республиканский бюджет в январе-декабре 2011 года, составили 64 007,4 млн. сомов, или 101,2% от плана. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года показатели доходов возросли на 18 357,0 млн. сомов.

Общий объем налоговых поступлений составил 46 125,2 млн. сомов, или выполнение плана составило 102,1% к прогнозу в сумме 45 180,8 млн. сомов (перевыполнение – 944,4 млн. сомов). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели доходов в денежном выражении возросли на 13 003,0 млн. сомов.

По Государственной налоговой службе поступление составило 22 450,4 млн. сомов, или рост в сравнении с прошлым годом на 5 214,4 млн. сомов).

По Государственной таможенной службе поступление составило 23 674,8 млн. сомов, или рост в сравнении с прошлым годом на 7 788,6 млн. сомов.

Полученные официальные трансферты составили 8 672,3 млн. сомов, или 89,8% к плану в сумме 9 652,6 млн. сомов, рост в сравнении с прошлым годом на 1 650,2 млн. сомов. Значительный объем в структуре неналоговых поступлений занимают специальные средства бюджетных учреждений, которые составили 4 934,4 млн. сомов. План в сумме 5 646,9 млн. сомов исполнен на 87,4%.Общая сумма поступивших в республиканский бюджет дивидендов, причитающихся на государственную долю акций от деятельности акционерных предприятий, составила 2 923,2 млн. сомов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели доходов в денежном выражении возросли на 2 233,5 млн. сомов. (в основном от предприятий Альфателеком и Кумтор).

 Предприятиями и организациями возвращено по ранее выданным ссудам и кредитам (с учетом процентов) 5 198,2 млн. сомов в том числе средства Резервного фонда КР 2 990,0 млн. сомов.

Поступление внешних кредитов составило 11 270,9 млн. сомов, рост в сравнении с прошлым годом на 5 291,4 млн. сомов. Доходы по государственным казначейским векселям составили 8 781,0 млн. сомов, или 100,1% к прогнозу. Среднегодовая доходность по 12 месячным ценным бумагам составила 16,7% (2009 г. – 13,6%; 2010 г. – 12,1%).

Формирование доходной базы бюджета Кыргызской Республики на 2012-2014 годы осуществлялось на базе прогноза социально-экономического развития страны на эти годы, фактических поступлений за ряд лет, оценки поступления доходов в 2011 году и на основе действующего законодательства Кыргызской Республики.

Расчет доходов бюджета производился с учетом действия налоговых льгот до 2013 года, введенных декретом Временного правительства от 19 июня 2010 года №.77. Также были учтены мероприятия по увеличению налоговых сборов на 1 % к ВВП в соответствии с Меморандумом об экономической и финансовой политике на 2011-2014 годы.

В сфере управления государственной собственностью предлагается внедрение процедур согласования бюджетирования и отчетностей государственных предприятий с государственными органами.

Кроме того, в целях укрепления доходной базы местных бюджетов и повышения их самостоятельности в проекте бюджета на 2012-2014 гг. предлагается изменение нормативов отчислений в местные бюджеты по отдельным общегосударственным налогам.

 

 

2.2 Анализ расходной  части государственного бюджета

Прозрачность государственных расходов и подотчетность перед гражданским обществом всех органов управления является наиболее важным, фундаментальным принципом демократии. Повышение качества жизни граждан, обеспечение безопасности и стабильности, развитие демократических институтов возможно лишь при условии эффективного использования общественных средств.

По данным НацстаткомитетаКР за 2011 год номинальный объем ВВП сложился на уровне 273,1 млрд. сомов, реальный рост ВВП сложился на уровне 5,7%, что выше уровня 2010 года на 6,2 процентных пункта.

Реальный рост экономики без учета предприятий по разработке месторождения «Кумтор» составил 5,6% (спад на 1,0% в 2010 году) в результате роста производства в промышленности (без Кумтор) (на 18,8%), в сельском хозяйстве (на 2,3%), услуг (на 5,6%).Индекс потребительских цен в 2011 году к декабрю прошлого года составил 5,7% (за 2010 год к декабрю 2009 года 19,2%). Учетный курс доллара понизился на 1,3% по отношению к концу декабря 2010 года и на конец декабря 2011 года составил 46,4847 сом/доллар США.

Реальный рост среднемесячной заработной платы за январь – ноябрь 2011 года составил 10,0%, в номинальном выражении среднемесячная заработная плата сложилась на уровне 8908 сомов.

В 2011 году уровень освоения инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования снизился на 6,6%, по сравнению с 2010 годом (спад на 9,2% в 2010 году). За отчетный период фактически освоено 47 399,5 млн. сомов инвестиций в основной капитал. Внешнеторговый оборот за январь – ноябрь 2011 года составил 5576,3 млн. долл. США и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 35,6%, в том числе, экспорт – 1794,6 млн. долл. США (увеличение на 43,6%) и импорт – 3781,7 млн. долл. США (увеличение на 32,2%). Без учета золота объем экспорта составил 867,5 млн. долл. США (увеличение на 14,7%).В связи с опережающим ростом объемов импорта над экспортом отрицательное сальдо торгового баланса составило 1987,1 млн. долл. США, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 23,3%. Исполнение расходной части республиканского бюджета (по открытым кредитам)

За январь-декабрь 2011 г. расходная часть республиканского бюджета (без специальных средств и с учетом государственного долга) исполнена в сумме 75 305,6 млн. сомов, или на 98,8% от плана в сумме 76 194,1 млн. сомов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года общие расходы увеличились на 18 050,7 млн. сомов, или на 31,5%.

 По защищенным статьям расходов из республиканского бюджета за январь-декабрь 2011 года профинансировано 50 830,7 млн. сомов (уд. вес 74,1%), в том числе фонд оплаты труда 13,7 млрд сомов (27%). В сравнении с аналогичными показателями 2010 года финансирование увеличилось на 41,8 процента или 14 974,1 млн. сомов. По незащищенным статьям расходов из республиканского бюджета за 2011 года профинансировано 7 890,8 млн. сомов (уд. вес 10,5%), или 98,3% от плана в сумме 8 026,4 млн. сомов.

В сравнении с аналогичными показателями 2010 года финансирование увеличилось на 7,9 процента или 581,1 млн. сомов. Расходы на приобретение нефинансовых активов (в т. ч. на капитальные вложения) составили 7 212,9 млн. сомов, с увеличением на 1 656,4 млн. сомов.

Исполнение бюджета развития

Общий объем расходов:

-по бюджету развития составил 18 061,0 млн. сомов, с увеличением относительно прошлого года на 6 272,8 млн. сомов.

-по инвестиционным проектам ПГИ за 2011 г. составил 12 953,5 млн. сомов, в том числе за счёт кредитов ПГИ – 8 352,3 млн. сомов, и финансирование инвестиционных проектов – 625,3 млн. сомов, на реализацию 56 проектов (в т.ч. по транспорту 11, энергетике 6, сельскому хозяйству и ирригации 6 и 9 в социальном секторе).

Заявка Госдирекции по восстановлению юга удовлетворена полностью на сумму 2 591,1 млн. сомов. На капитальные вложения профинансировано 1 591,1 млн. сомов с уменьшением относительно прошлого года на 569,9 млн. сомов.

Целью политики государственных расходов в 2012-2014 годы будет полное и своевременное финансирование социальных гарантий государства, создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста, повышение эффективности использования государственных ресурсов с внедрением системы их экономической оценки.

Общий объем расходов республиканского бюджета на 2012 год установлен на уровне 90 296,3 миллионов сомов (30,5 % к ВВП), в том числе за счет бюджетных средств – 66 920,6 миллионов сомов, специальных средств – 5 548,0 миллионов сомов, средств ПГИ – 17 827,7 миллионов сомов. Расходы бюджета в 2012 году увеличены на 198,4 миллионов сомов или на 0,2 % по отношению к утвержденному бюджету 2011 года.

Расходы республиканского бюджета на 2013 год спроектированы в сумме 92 904,0 миллионов сомов, в 2014 году - 97 286 миллионов сомов.

На обслуживание государственного долга Кыргызстана планируется направить в 2012 году 13 136,53 миллионов сомов, в 2013 году – 12 710,24 миллионов сомов, в 2014 году – 13 990,68 миллионов сомов. Объем общего проекта местных бюджетов на 2012 год составляет 22 294,4 миллиона сомов. Таким образом, объем местных бюджетов по сравнению с 2011 годом  увеличится на 8 065,7 миллионов сомов.

2.3  Анализ Дефицита бюджета  и  государственный долг

Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих изменений.

В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит.

Структурный дефицит – это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном уровне безработице (базовый уровень безработицы составляет 6%). Если уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита.

 Изменение структурного  и циклического дефицитов находятся  в зависимости от состояния  экономики. Так, в природе восстановления  экономики после экономического  спада сопровождается циклическим  дефицитом. В то же время может  нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются  на том же уровне, а затраты  правительства увеличиваются (в  частности, за счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных программ).

Причин бюджетного дефицита может быть много, например:

. спад общественного производства

. рост предельных издержек  общественного производства

. массовый выпуск «пустых»  денег

. излишне, неоправданно раздутые  социальные программы

. возросшие затраты на  финансирование ВПК

. оборот «теневого» капитала  в огромных масштабах

. возможной причиной бюджетного  дефицита являются огромные непроизводительные  расходы, приписки, хищения, потери  произведенной продукции и многое  другое, пока не поддающееся общественному  учету.

Источники покрытия бюджетного дефицита хорошо известны. В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета – это государственные займы и усиление обложения. Для экономических систем с нефиксированным количеством денег есть и третий способ – это печатанье денег.

Анализ дефицита  бюджета:

Дефицит по республиканскому бюджету по предварительным отчетным данным составил 13 722,3 млн. сомов, что меньше планового показателя на 3 450,9 млн. сомов (за 2010 год по отчетным данным дефицит государственного бюджета составил 10 768,0 млн. сомов). исходя и з совокупных доходов 69 157,6 и совокупных расходов 83 606,0 млн. сомов, а также с учётом неиспользованных возвращённых средств на начало 2012 года в сумме 726,0 млн. сомов. Источники покрытия дефицита республиканского бюджета были исполнены на сумму 17 909,8 млн. сомов, в т. ч. за счёт внутренних источников – 8 612,4 млн. сомов (уд. вес 48%), и внешних источников – 9 297,4 млн. сомов. Можно отметить, что наблюдается устойчивая тенденция увеличения покрытия дефицита за счёт внутренних источников. Нарастание бюджетного дефицита в экономики приводит к появлению и росту государственного долга.

Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за это же время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг

Гос. внутренний долг КР (в сомах млн.)

Наименование                                            

2008

2009

2010

2011

Задолж-ть Нацбанку по пр. векселю (ОГРЗ)

619, 0

619, 0

619, 0

619, 0

Гос. казначейские обяз-ва (ГКО и РКО)

2 793,0

2 327,7

1 762,5

1 184,5

Гос. казначейские векселя

2 869,5

3 376,1

2 841,3

4 511,8

Гос. казначейские облигации (ГКО)          

-

974,8

1 888,4

2 752,0

Долг населению по сбережениям Элбанка 

669,6

669,4

664,9

664,1

Глобальные сертификаты 2002 (ГКВ урег. ) 

550,0

550,0

550,0

550,0

Перевод. вексель (задолж. Элбанка, комбанков и др. )

37,2

34,5

35,2

35,1

Итого:                                                  

7 538,4

8 551,6

8 361,4

10 316,6


 

 

Внешний государственный долг, т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам ложится на страну наибольшим бременем, так как страна должна отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Надо помнить и то, что кредитор обычно ставит определенные условия, после выполнения, которых и предоставляется кредит.

 

Гос. внешний долг  КР(в сомах млн.)

Информация о работе Анализ Государственного бюджета Кыргызской Республики