Предмет и задачи физиологии растений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:25, реферат

Краткое описание

Физиология растений, биологическая наука, изучающая общие закономерности жизнедеятельности растительных организмов. Физиология растений изучает процессы поглощения растительными организмами минеральных веществ и воды, процессы роста и развития, цветения и плодоношения, корневого (минерального) и воздушного (фотосинтез) питания, дыхания, биосинтеза и накопления различных веществ, совокупность которых обеспечивает способность растения строить своё тело и воспроизводить себя в потомстве.

Оглавление

Физиология растений 3
Задачи физиологии растений 3
Направления исследований физиологии растений 3
история науки 3

Файлы: 1 файл

физиология растений.docx

— 37.23 Кб (Скачать)

 

 

Министерство образования и науки  РФ

Федеральное агентство по образованию

Марийский Государственный Технический Университет

 

Кафедра Садово- паркового Строительства и ландшафтного дизайна

 

 

 

 

 

 

Предмет и задачи физиологии растений

 

 

                                                                   Выполнила: ст-т гр. ЛХ-21

                                                                   Тезикова Екатерина 

                                                                   Проверил:Воскресенский В.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола

2011

 

Оглавление

Физиология растений 3

Задачи физиологии растений 3

Направления исследований физиологии растений 3

история науки 3

 

 

 

Физиология  растений, биологическая наука, изучающая общие закономерности жизнедеятельности растительных организмов. Физиология растений изучает процессы поглощения растительными организмами минеральных веществ и воды, процессы роста и развития, цветения и плодоношения, корневого (минерального) и воздушного (фотосинтез) питания, дыхания, биосинтеза и накопления различных веществ, совокупность которых обеспечивает способность растения строить своё тело и воспроизводить себя в потомстве. Раскрывая зависимость жизненных процессов от внешних условий, Физиология растений создаёт теоретическую основу приёмов и методов повышения общей продуктивности растительных организмов, питательной ценности, технологического качества их тканей и органов. Физиологические исследования служат научной основой рационального размещения растений в почвенно-климатических условиях, наиболее полно соответствующих их потребностям.

Задачи физиологии растений

Изучение  закономерностей жизнедеятельности  растений.

Разработка  теоретических основ получения  максимальных урожаев сельскохозяйственных культур.

Разработка  установок для осуществления  процессов фотосинтеза в искусственных  условиях.

Направления исследований физиологии растений

Фотосинтез

Дыхание растений

Водный  режим растений

Минеральное питание растений

Транспорт веществ в растении

Рост  и развитие растений

Фитоэнзимология — изучение ферментов растений

Фитогормонология  — изучение фитогормонов

Раздражимость растений

Экология  растений

  Круг  вопросов, составляющих предмет  Физиология растений, во многом  определяется специфическими особенностями  её объекта – зелёного растения. Зелёные растения отличаются от всех других форм живых существ способностью использовать в качестве источника энергии солнечный свет и преобразовывать его энергию в химическую (свободную) энергию органических соединений, т. е. осуществлять процесс фотосинтеза. Благодаря этому зелёные растения способны использовать для своего питания неорганические соединения, лишённые существенных запасов легко мобилизуемой свободной энергии. В процессе фотосинтеза растения обогащают энергией поглощаемые ими и преобразуемые минеральные соединения, синтезируют различные богатые энергией органические вещества и тем самым создают основную базу пищи и энергии для существования всех прочих форм жизни на Земле. В этом состоит принципиальное отличие зелёных растений от животных и др. бесхлорофилльных организмов (грибы, бактерии), для существования которых необходимы готовые органические соединения. Специфические свойства растений тесно связаны с особенностями их общей анатомо-морфологической структуры. В отличие от животных, для которых характерно «компактное» строение, растительные организмы, как правило, обладают значительно большей поверхностью благодаря ветвлению как надземных, так и подземных органов. Это позволяет растению взаимодействовать с большими объёмами почвы и воздуха как источниками питания. Кроме того, у растения на протяжении почти всей жизни не прекращается рост, т.к. наряду со старыми имеются молодые ткани (меристемы), сохраняющие способность к образованию новых клеток. Другая специфическая особенность зелёных растений – отсутствие у них постоянной внутренней среды: температура тканей, содержание в них кислорода, углекислого газа и др. параметры могут меняться. В силу этого приспособление растений к изменяющимся условиям внешней среды (адаптация) осуществляется принципиально иным путём, чем у животных.

история науки

 Физиология  растений распадается на 3 отдела, или главы: 

физиология  процессов питания

 физиология  роста и процессов движения  вообще 

физиология  процессов размножения

 В  первой из этих глав трактуется  о питании растений в самом  широком смысле этого слова;  здесь рассматривается не только  принятие пищи извне, усвоение  растением углерода, азота, кислорода  и других химических элементов, превращение их в сложные органические соединения (ассимиляция), одним словом, процессы накопления органического вещества, но так же и противоположные этим процессам явления разрушения органической субстанции — процессы дыхания, брожения и тому подобное  здесь же находит место изложение явлений передвижения внутри растения как твердых и жидких (сырая пища и уже готовый пластический материал, годный для постройки органов и тканей), так и газообразных веществ.  В физиологии роста и процессов движения вообще, прежде всего рассматриваются движения, обусловливаемые ростом, особенно зависимость их от внешних и внутренних условий, далее излагается учение о своеобразных изгибах при росте, происходящих под влиянием внешних деятелей (учение о тропизмах), наконец, разбираются движения, не зависимые от роста, обусловливаемые частью внешними факторами, частью внутренними, по большей части еще мало разгаданными. Что касается до физиологии процессов размножения, то, собственно говоря, с физиологической точки зрения процессы эти едва известны  выяснение физиологической (физико-химической) сути размножения, особенно полового, принадлежит еще будущему.

     Существует и другое деление  физиологии растений — на физическую  и химическую, прямо вытекающее  из воззрения на физиологию, как  на физику и химию растительного  организма. Такое деление менее  удобно. Свести все жизненные  процессы к более простым и  основным физико-химическим явлениям  — вот цель, которую поставила  себе современная физиология. В  этом направлении многое уже  сделано, но нужно сознаться,  что и теперь существует еще  немало жизненных явлений и  притом основных и общих, физико-химическая  основа которых пока совершенно  неизвестна (например  раздражительность  протоплазмы). Находясь в близкой  связи с физикой и химией, физиология  в то же время широко пользуется  и данными гистологии.

     По своему методу, физиология  растений, как и физиология животных  — наука преимущественно экспериментальная  (опытная). Хотя наблюдение при  физиологических исследованиях  и не игнорируется (оно успело  уже, со свой стороны, доставить  несколько важных указаний), но  лишь путем рационально и точно  поставленных опытов удается  разобраться среди массы сплетающихся  между собою жизненных процессов. 

      К физиологии растений близки  две другие ботанические дисциплины (отделы ботаники): биология и  патология растений. Первая из  них рассматривает, с одной  стороны, жизнь отдельных растений  в последовательные стадии их  развития, а с другой стороны,  изучает отношение жизни растения  к жизни окружающей его природы.  Вторая дисциплина имеет предметом  изучение болезненных процессов,  протекающих в растении, равно  как и тех изменений, которые  возникают в растительном организме  под влиянием ненормальных жизненных  условий. Загадочные, глубоко таинственные  явления растительной жизни обратили  на себя внимание уже в глубокой  древности. Поставленный в роковую  зависимость от растительного  мира, человек с незапамятных  времен должен был следить  за жизнью растений, всматриваться  в нее, одним словом, так или  иначе изучать ее. Таким образом  накопилось много сведений, но  сведений случайных, отрывочных, часто взаимно противоречивых, говоря  коротко — совершенно ненаучных.  Но уже в Греции, в блестящую  пору развития научной мысли,  Теофраст (Theophrastos Eresios, 371-286 г. до Р. X.), талантливейший ученик Аристотеля, справедливо считаемый отцом  ботаники, наметил со свойственной  ему прозорливостью главнейшие  проблемы научной растительной  физиологии. Чем отличаются растения  от животных? Какие органы существуют  у растений? В чем состоит деятельность  корня, стебля, листьев, плодов? Почему  растения заболевают? Какое влияние  оказывают на растительный мир  тепло и холод, влажность и  сухость, почва и климат? Может  ли растение возникать само  собой (произвольно зарождаться)? Может ли один вид растений  переходить в другой? Вот вопросы,  которые интересовали пытливый  ум Теофраста; по большей части  это те же вопросы, которые  и теперь еще интересуют натуралистов. В самой постановке их —  громадная заслуга великого греческого  ботаника. Что же касается до  ответов, то в то время, при  отсутствии нужного фактического  материала, их и нельзя было  дать с надлежащей точностью  и научностью. Прошли века. Блестящие  идеи греческих натуралистов  были забыты. Они затерялись и  заглохли среди туманного мистицизма  и запутанной схоластики средних  веков. Только в XV столетии, в  эпоху всеобщего оживления и  возрождения, человечество снова  доросло до понимания произведений  античной мысли, а затем и  само пошло вперед — сначала  медленно, а потом все быстрее  и быстрее. Во второй половине XVII столетия, когда зародилась, между прочим, и микроскопическая анатомия растений, стали появляться и первые научные расследования жизни растений.

     Всю историю физиологии растений  с этого времени и до 1860 г., следуя  Ю. Саксу, мы разобьем на 4 периода.  Новейшая история с 1860 года  составит 5-й период.

     I период характеризуется началом  деятельности некоторых выдающихся  естественно-научных обществ и  академий, на страницах периодических  изданий которых появились первые  труды по физиологии растений. Так, Лондонское королевское общество (Royal society) обнародовало исследования  Мальпиги и Грю, важные и  для гистологии и для физиологии, а немецкая Academia naturae curiosorum — замечательные  опыты Камерариуса (Camerarius, 1665-1721), с очевидностью доказывающие  существование полов у растений  и значение цветения, как оплодотворяющего  мужского элемента. Этому периоду  принадлежат, кроме того, наблюдения  Рея (Ray) над влиянием света  на окраску растений и теория  Мальпиги, рассматривающая листья, как органы питания. Но с  особенным интересом и успехом  в эту эпоху, эпоху блестящих  открытий Ньютона и всеобщего  увлечения механическими проблемами, занимались приложением механики  к уяснению жизненных процессов.  В этом именно духе написаны  Хельсом (Hales, 1677-1761) его "Statical essays" — замечательные исследования  над движением соков в растении. Этой книгой вместе с тем  и заканчивается первый период  истории физиологии; после 1727 года  в науке наступает довольно  продолжительное затишье. 

     II период. Исследования Дю-Гамеля (Du Hamel, "Physique des arbres", 1758 г.) открывают  новый период, богатый многими  весьма капитальными приобретениями. Учение о полах у растений  подверглось основательной обработке  со стороны Кёльрейтера (Коеlreuter, 1733-1806). Кёльрейтер первый искусственно  получил помеси растений и  первый указал на замечательную  роль насекомых при опылении  цветов. Последний вопрос еще  полнее был исследован Конрадом  Шпренгелем (Konrad Sprengel, 1750-1816); к сожалению,  удивительные результаты, полученные  им, были встречены современниками  с большим недоверием, а с течением  времени их и совсем позабыли; лишь много лет спустя, когда  они были воскрешены из забвения  знаменитым Чарльзом Дарвином, их  оценили по достоинству. Не  менее значительные успехи сделала  и физиология питания. Новая  химия, только что зародившаяся тогда, дала ей возможность точнее и рациональнее поставить опыты, а это сразу увеличило ценность результата. В конце XVIII столетия бельгиец Ингенхуз (Ingen-Houss, 1730- 99) и англичанин Пристлей (Priestley) открыли замечательное соотношение между жизнью животных и растений; они показали, что выдыхаемая животными угольная кислота (СО 2) поглощается растениями, взамен которой растения выделяют при свете кислород — газ, необходимый для животных; им удалось, кроме того, показать, что растениям не чужд и противоположный процесс, т. е. поглощение кислорода и выделение угольной кислоты, процесс, совершенно аналогичный дыханию животных. Результаты этих ученых были подтверждены и дополнены Теодором Соссюром (1804; Theodor de-Saussure, 1767-1845), выяснившим точнее отношение растений к свету и угольной кислоте воздуха. Тот же Т. Соссюр показал, что зола растений является не случайной, ненужной частью организма, а наоборот необходимым питательным веществом, поглощаемым растением из почвы при помощи корней. Заслуги Соссюра в этом отношении весьма велики, и по справедливости его должно считать основателем физиологии питания. Почти одновременно с Соссюром физиологическими исследованиями занимался также Сенебье; ему мы обязаны изучением влияния света на рост и на зеленую окраску растений. К этому же времени, богатому идеями и открытиями, относятся, наконец, и работы Найта (Knight, 1806), показавшего при помощи весьма остроумных опытов, что различие в направлении растущих стебля и корня обусловлено влиянием силы тяжести.

Информация о работе Предмет и задачи физиологии растений