Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:42, реферат
Цель данного реферата: определить влияние дополнительного образования населения на экономику государства.
Для решения данной цели был поставлен ряд задач:
определить понятие и сущность дополнительного образования населения, его структуру и виды;
установить систему дополнительного образования населения РФ;
выявить влияние дополнительного образования на экономику государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Понятие и сущность дополнительного образования населения, его структура и виды 4
ГЛАВА 2 Система дополнительного образования в РФ 11
ГЛАВА 3 Влияние дополнительного образования населения на экономику государства 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
Кроме того,
одним из вариантов дополнительного
образования можно назвать
Система дополнительного образования Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет. Дополнительное образование населения по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования.
Статья 26 части 2 закона РФ «Об образовании» гласит:
1. Дополнительные
В пределах каждого уровня
профессионального образования
основной задачей дополнительного
образования является непрерывное
повышение квалификации рабочего, служащего,
специалиста в связи с
2. К дополнительным
Сеть учреждений дополнительного
образования детей составляет 18
тыс. образовательных учреждений различной
ведомственной принадлежности, в
том числе в системе
Кроме того, дополнительное
образование детей, помимо обучения,
воспитания и творческого развития
личности, позволяет решать ряд других
социально значимых проблем, таких
как: обеспечение занятости детей,
их самореализация и социальная адаптация,
формирование здорового образа жизни,
профилактика безнадзорности, правонарушений
и других асоциальных проявлений
среди детей и подростков. На основе
дополнительного образования
Характеризуя систему дополнительного образования (СДО), можно отметить важный принцип классификации направлений в дополнительном образовании. В соответствии с ним в настоящее время дополнительное образование развивается по пяти основным направлениям: художественно-эстетическое, техническое творчество, физкультурно-спортивная работа, эколого-биологическое, детский туризм и краеведение. Однако на практике эти направления сложились неравномерно (смотреть табл. 1).
Таблица 1 - Количество творческих
объединений и число
Направление деятельности |
Количество творческих объединений |
Количество обучающихся, млн. чел. |
Количество обучающихся, % |
|
Художественно-эстетическое |
104796 |
1,5 |
28 |
|
Техническое творчество |
51060 |
0,685 |
13 |
|
Физкультурно-спортивное |
40669 |
2,5 |
47 |
|
Эколого-биологическое |
25897 |
0,383 |
7 |
|
Туристско-краеведческое |
18684 |
0,279 |
5 |
|
Итого |
241106 |
5,347 |
100 |
|
Статистка показывает, что
наиболее активно развиваются
Приоритетными направлениями
и видами деятельности среди девочек
являются художественное образование,
особенно музыка и вокал (50,9 %), хореография
(30,9 %) и прикладное творчество (29,1 %),
чуть меньше - спорт (25,5 %). Среди мальчиков
наибольшей популярностью пользуются
занятия техническим
В системе дополнительного
образования техническое
Дополнительное образование
детей имеет большие
Принципиальное отличие
дополнительного образования от
общего заключается в том, что, благодаря
отсутствию жестких образовательных
стандартов, работающие в его системе
педагоги имеют возможность
Такой подход требует от учреждения дополнительного образования (УДО) рефлексии своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования.
На современном этапе
развития системы дополнительного
образования сформировались следующие
функции дополнительного
Социальная функция направлена на удовлетворение:
а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);
б) родительского спроса (представления о том, что необходимо, или что недостает их ребенку: занятость по времени, допрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье);
в) детского спроса - удовлетворение потребности познавательного и личностного развития, общение, досуг и времяпровождение. Детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и соответствующего ему типа ведущей деятельности;
г) экономического спроса - возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д.) для взрослых и допрофессиональная подготовка для детей;;
д) правоохранительного спроса - профилактика девиантного и асоциального, в том числе противоправного, поведения детей.
Психологическая функция:
а) развивающая - создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умении и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения;
б) компенсаторная - психологическая компенсация неудач в семье, в школе;
в) релаксационная - возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе;
г) консультационная - для педагогов, родителей и детей.
Образовательная функция:
а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений. Например, судо - и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д.
б) пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детская телестудия);
в) профессиональное самоопределение;
г) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес ребенка;
д) социализирующая - общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе - попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных взаимодействий.
В современных условиях, когда изменяется структура занятости населения, возрастает доля умственного труда в производстве, уменьшается потребность общества в малоквалифицированном труде, остро встает вопрос о поиске дополнительных источников, внутренних резервов экономического роста страны. Одним из таких источников является уровень образования населения. Исследования, проводимые многими экономистами, позволили сделать вывод о том, что образование порождает косвенные эффекты в форме экстерналий, которые могут иметь денежное и не денежное выражение.
Не денежные экстерналии могут принимать разнообразные формы, это и более высокий уровень социальной толерантности, и более активное участие в процессе демократизации общества, и солидарность на национальном и международном уровне.
Результаты проведенных исследований показали, что «существует четкая связь между получением гражданами образования и их участием в общественной жизни, социально значимых делах», но социальные и культурные выгоды образования не только способствуют улучшению социальной обстановки, они имеют и прямой экономический эффект.
Идея осуществления затрат в повышении квалификации работника в качестве капитала выдвигалась еще классиками политэкономии В. Петти, А. Смитом и Д. Рикардо. Она получила развитие в работах академика С.Г. Струмилина, В.С. Гойло, Р.И. Капелюшникова, В.И. Марцинкевича. Позднее исследования в этом направлении велись С.А. Дятловым, С.А. Курганским, А.И. Добрыниным и др.
Суть «теории человеческого
капитала» состоит в том, что
вложения в образование и
«Человеческий капитал стал
учитываться как важнейшая
Как показывает мировой опыт, сегодня темпы экономического роста в решающей мере определяются:
- темпами и масштабами
развития приоритетных
- уровнем подготовки и квалификационным составом работников всех уровней,
- степенью прогрессивности
средств научно-
То есть всем тем, что обеспечивает ускоренную реализацию инновационных проектов, объем и качество инвестиций, направляемых на эти цели.
Структура экономики западных стран претерпела существенные изменения в связи с повышением роли отраслей, базирующихся на человеческом капитале, и снижением значимости добывающих и перерабатывающих отраслей.
Ту же направленность имеет
и глобализация мирового хозяйства,
где главными инструментами
Информация о работе Влияние дополнительного образования населения на экономику государства