Влияние дополнительного образования населения на экономику государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:42, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата: определить влияние дополнительного образования населения на экономику государства.
Для решения данной цели был поставлен ряд задач:
определить понятие и сущность дополнительного образования населения, его структуру и виды;
установить систему дополнительного образования населения РФ;
выявить влияние дополнительного образования на экономику государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Понятие и сущность дополнительного образования населения, его структура и виды 4
ГЛАВА 2 Система дополнительного образования в РФ 11
ГЛАВА 3 Влияние дополнительного образования населения на экономику государства 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

Файлы: 1 файл

Реферат по БЖД.docx

— 43.33 Кб (Скачать)

Кроме того, одним из вариантов дополнительного  образования можно назвать образование  за рубежом. Это не только великолепная практика языка, но и одна из самых  эффективных возможностей повысить квалификацию.

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Система дополнительного образования в РФ

 

Система дополнительного  образования Российской Федерации  в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет. Дополнительное образование населения по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования.

Статья 26 части 2 закона РФ «Об  образовании» гласит:

1. Дополнительные образовательные  программы и дополнительные образовательные  услуги реализуются в целях  всестороннего удовлетворения образовательных  потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования  основной задачей дополнительного  образования является непрерывное  повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

2. К дополнительным образовательным  программам относятся образовательные  программы различной направленности, реализуемые:

  • в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
  • в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
  • посредством индивидуальной педагогической деятельности;
  • в научных организациях.

Сеть учреждений дополнительного  образования детей составляет 18 тыс. образовательных учреждений различной  ведомственной принадлежности, в  том числе в системе образования - 8,9 тыс., системе культуры - 5,8 тыс., системе  спорта - 1,1 тыс., общественных организаций - более 2 тыс. В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет около 39 % от общего числа  обучающихся (по состоянию на 01.09.2009 г.).

Кроме того, дополнительное образование детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких  как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. На основе дополнительного образования детей  решаются проблемы обеспечения качественного  образования по выбору, социально-экономические  проблемы детей и семьи, оздоровления российского общества в целом.

Характеризуя систему  дополнительного образования (СДО), можно отметить важный принцип классификации направлений в дополнительном образовании. В соответствии с ним в настоящее время дополнительное образование развивается по пяти основным направлениям: художественно-эстетическое, техническое творчество, физкультурно-спортивная работа, эколого-биологическое, детский туризм и краеведение. Однако на практике эти направления сложились неравномерно (смотреть табл. 1).

 

 

 

Таблица 1 - Количество творческих объединений и число обучающихся  по основным направлениям деятельности в системе дополнительного образования  детей России (на 01.01.2009 г.)

Направление

деятельности

Количество творческих объединений

Количество обучающихся, млн. чел.

Количество обучающихся, %

 

Художественно-эстетическое

104796

1,5

28

 

Техническое творчество

51060

0,685

13

 

Физкультурно-спортивное

40669

2,5

47

 

Эколого-биологическое

25897

0,383

7

 

Туристско-краеведческое

18684

0,279

5

 

Итого

241106

5,347

100

 
         

 

Статистка показывает, что  наиболее активно развиваются объединения  художественно-эстетического и технического творчества, физкультурно-спортивной работы. В меньшей степени развиты  эколого-биологическое и туристско-краеведческое  направления. В сельской местности  возможностей для развития дополнительного  образования детей намного меньше.

Приоритетными направлениями  и видами деятельности среди девочек  являются художественное образование, особенно музыка и вокал (50,9 %), хореография (30,9 %) и прикладное творчество (29,1 %), чуть меньше - спорт (25,5 %). Среди мальчиков  наибольшей популярностью пользуются занятия техническим творчеством, спортом, музыкой и информатикой [13, с. 19].

В системе дополнительного  образования техническое творчество предоставляет учащимся новые возможности  для профессионального, интеллектуального и духовного развития, быстрейшей адаптации в условиях современных рыночных отношений.

Дополнительное образование  детей имеет большие возможности  для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Выявлено, что формированию положительной  мотивации учения и общественно  полезной деятельности способствуют общее  положительное отношение к дополнительному  образованию.

Принципиальное отличие  дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря  отсутствию жестких образовательных  стандартов, работающие в его системе  педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных Целью в этом случае становится создание развивающей  образовательной среды, которая  обеспечила бы каждому учащемуся  проявить заложенное в нем от природы  творческое начало.

Такой подход требует от учреждения дополнительного образования (УДО) рефлексии своих целей в  обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования.

На современном этапе  развития системы дополнительного  образования сформировались следующие  функции дополнительного образования.

Социальная функция направлена на удовлетворение:

а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке  культуры, образования и здоровья населения);

б) родительского спроса (представления о том, что необходимо, или что недостает их ребенку: занятость по времени, допрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье);

в) детского спроса - удовлетворение потребности познавательного и  личностного развития, общение, досуг  и времяпровождение. Детский спрос  динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и соответствующего ему типа ведущей деятельности;

г) экономического спроса - возможность  заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д.) для взрослых и допрофессиональная подготовка для детей;;

д) правоохранительного спроса - профилактика девиантного и асоциального, в том числе противоправного, поведения детей.

Психологическая функция:

а) развивающая - создание образовательной  среды, обеспечивающей условия для  физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умении и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и  в плане развития, и в плане  самоутверждения;

б) компенсаторная - психологическая  компенсация неудач в семье, в  школе;

в) релаксационная - возможность  отдохнуть от жесткой регламентации  поведения в семье и в школе;

г) консультационная - для  педагогов, родителей и детей.

Образовательная функция:

а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню учебных  предметов общеобразовательных  учреждений. Например, судо - и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и  т.д.

б) пропедевтика профессионального  образования (например, дизайн-студия или детская телестудия);

в) профессиональное самоопределение;

г) обучение, которое удовлетворяет  познавательный интерес ребенка;

д) социализирующая - общение  со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе - попробовать найти  себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных взаимодействий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 Влияние дополнительного образования населения на экономику государства

 

В современных условиях, когда изменяется структура занятости  населения, возрастает доля умственного  труда в производстве, уменьшается  потребность общества в малоквалифицированном  труде, остро встает вопрос о поиске дополнительных источников, внутренних резервов экономического роста страны. Одним из таких источников является уровень образования населения. Исследования, проводимые многими экономистами, позволили сделать вывод о  том, что образование порождает  косвенные эффекты в форме  экстерналий, которые могут иметь  денежное и не денежное выражение.

Не денежные экстерналии  могут принимать разнообразные  формы, это и более высокий  уровень социальной толерантности, и более активное участие в  процессе демократизации общества, и  солидарность на национальном и международном уровне.

Результаты проведенных  исследований показали, что «существует  четкая связь между получением гражданами образования и их участием в общественной жизни, социально значимых делах», но социальные и культурные выгоды образования  не только способствуют улучшению социальной обстановки, они имеют и прямой экономический эффект.

Идея осуществления затрат в повышении квалификации работника  в качестве капитала выдвигалась  еще классиками политэкономии В. Петти, А. Смитом и Д. Рикардо. Она  получила развитие в работах академика  С.Г. Струмилина, В.С. Гойло, Р.И. Капелюшникова, В.И. Марцинкевича. Позднее исследования в этом направлении велись С.А. Дятловым, С.А. Курганским, А.И. Добрыниным и др.

Суть «теории человеческого  капитала» состоит в том, что  вложения в образование и здравоохранение  создают человеческий капитал, подобно  тому, как затраты на оборудование и материалы создают физический капитал. Особенность человеческого капитала в его неотделимости от самого человека, а инвестиции в человеческий капитал - это все те затраты, которые приводят к повышению квалификации и способностей человека, и как следствие, производительности его труда. Таким образом, инвестиции в образование рассматриваются как инвестиции в качество человеческого капитала.

«Человеческий капитал стал учитываться как важнейшая составляющая национального богатства. Экспертами всемирного банка были проведены  экспериментальные денежные оценки элементов национального богатства. Результаты расчетов показали, что  в структуре национального богатства  доминирует человеческий капитал, составляющий около 2/3 от его итоговой оценки. На основе этих расчетов был сделан окончательный  вывод о том, что главным фактором воспроизводства становится не накопление материальных благ, а накопление знаний, умения».

Как показывает мировой опыт, сегодня темпы экономического роста в решающей мере определяются:

- темпами и масштабами  развития приоритетных направлений развития науки и техники,

- уровнем подготовки и  квалификационным составом работников всех уровней,

- степенью прогрессивности  средств научно-производственного труда.

То есть всем тем, что обеспечивает ускоренную реализацию инновационных  проектов, объем и качество инвестиций, направляемых на эти цели.

Структура экономики западных стран претерпела существенные изменения  в связи с повышением роли отраслей, базирующихся на человеческом капитале, и снижением значимости добывающих и перерабатывающих отраслей.

Ту же направленность имеет  и глобализация мирового хозяйства, где главными инструментами конкурентоспособности  становятся инновации, идеи, мастерство и знания. Сохранение и развитие базы знаний возможно только при высоком уровне образования рабочей силы и ее хорошей профессиональной подготовке, что неразрывно связано с ростом инвестиций в эту сферу экономики.

Информация о работе Влияние дополнительного образования населения на экономику государства