Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 08:58, автореферат
Утомление: его виды, показатели, сигнализирующие о приближении утомления. Типы работоспособности. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.
Утомление.
Восстановление. Работоспособность.
Любая
мышечная деятельность, занятия физическими
упражнениями, спортом повышают активность
обменных процессов, тренируют и
поддерживают на высоком уровне механизмы,
осуществляющие в организме обмен
веществ и энергии, что положительным
зарядом сказывается на умственной
и физической работоспособности
человека. Однако при увеличении, физической
или умственной нагрузки, объема информации,
а также интенсификации многих видов
деятельности в организме развивается
особое состояние, называемое утомлением.
Утомление
– это функциональное состояние, временно
возникающее под влиянием продолжительной
и интенсивной работы и приводящее к снижению
ее эффективности. Утомление проявляется
в уменьшении силы и выносливости мышц,
ухудшении координации движений, возрастании
затраты энергии при выполнении работы
одинакового характера, замедлении скорости
переработки информации, ухудшении памяти.
При утомлении затрудняется процесс сосредоточения
и перераспределения внимания, усвоения
теоретического материала. Утомление
связано с ощущением усталости, и в то
же время оно служит естественным сигналом
возможного истощения организма и предохранительным
биологическим механизмом, защищающим
его от перенапряжения.
На
развитие утомления
влияет:
Различают
четыре основных вида
утомления:
1. умственное (например, учебный день студента);
2. сенсорное (например, у студента, считающего на калькуляторе долгое время);
3. эмоциональное (эмоции – неразлучные спутники спортивной деятельности);
4.
физическое (в результате напряженной
мышечной деятельности).
Показатели,
сигнализирующие
о приближении
утомления:
1. увеличение числа ошибок как результат расстройства координации в поведении;
2. неспособность к созданию и усвоению новых, полезных навыков;
3.
расстройство старых автоматических навыков.
Восстановление
– процесс, происходящий в организме после
прекращения работы и заключающийся в
постепенном переходе физиологических
и биохимических функций к исходному состоянию.
Время, в течение которого происходит
восстановление физиологического статуса
после выполнения определенной работы,
называют восстановительным периодом.
Следует помнить, что в организме как во
время работы, так и в предрабочем и послерабочем
покое, на всех уровнях его жизнедеятельности
непрерывно происходят взаимосвязанные
процессы расхода и восстановления функциональных,
структурных и регуляторных резервов.
Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности.
В
каждый момент работоспособность определяется
воздействием разнообразных внешних
и внутренних факторов не только по
отдельности, но и в их сочетании.
Эти факторы можно разделить
на три основные группы: 1-я — физиологического
характера — состояние
В
определенной мере работоспособность
в учебной деятельности зависит
от свойств личности, особенностей
нервной системы, темперамента. Интерес
к эмоционально привлекательной
учебной работе увеличивает продолжительность
ее выполнения. Результативность выполнения
оказывает стимулирующее
Установка
также влияет на эффективность
Физиологи
установили, что работоспособность
— величина переменная и связано
это с изменениями характера
протекания физиологических и психических
функций в организме. Высокая работоспособность
при любом виде деятельности обеспечивается
только в том случае, когда трудовой ритм
совпадает с естественной периодичностью
суточного ритма физиологических функций
организма.
Типы работоспособности — варианты динамики работоспособности в течение дня.
Исследования показывают, что работоспособность у студентов имеет разные уровни и типы изменений, что влияет на качество и объем выполняемой работы. В большинстве случаев студенты, имеющие устойчивый и многосторонний интерес к учебе, обладают высоким уровнем работоспособности; лица с неустойчивым, эпизодическим интересом имеют преимущественно пониженный уровень работоспособности.
По типу изменений работоспособности в учебном труде выделяют усиливающийся, неровный, ослабевающий и ровный типы, связывая их с типологическими особенностями. Так, к усиливающемуся типу относят преимущественно лиц с сильным типом нервной системы, способных длительное время заниматься умственным трудом. К неровному и ослабевающему типам относят лиц с преимущественно слабой нервной системой.
Тип работоспособности
может быть индивидуальной характеристикой
деятельности и зависит от возраста,
состояния здоровья, вида деятельности
и т.п.
Общие
закономерности изменения
работоспособности
студентов в процессе
обучения.
Под
влиянием учебно-трудовой деятельности
работоспособность студентов
Учебный
день.
Учебный
день, как правило, не начинается с высокой
продуктивности труда. В начале занятия
не сразу удается сосредоточиться, активно
включиться в работу. Проходит 10-15 мин,
а иногда и больше, прежде чем работоспособность
достигнет оптимального уровня. Этот первый
период - врабатывания - характеризуется
постепенным повышением работоспособности
и некоторыми ее колебаниями. Психофизиологическое
содержание этого периода сводится к образованию
рабочей доминанты, для чего большое значение
имеет соответствующая установка. Второй
период - оптимальной (устойчивой) работоспособности
- имеет продолжительность - 1,5-3 ч. Состояние
студентов характеризуется такими изменениями
функций организма, которые адекватны
выполняемой учебной деятельности. Третий
период - полной компенсации - отличается
тем, что появляются начальные признаки
утомления, которые компенсируются волевым
усилием и положительной мотивацией. В
четвертом периоде наступает неустойчивая
компенсация, нарастает утомление, наблюдаются
колебания волевого усилия.
Продуктивность
учебной деятельности снижается. При
этом функциональные изменения отчетливо
проявляются в тех органах, системах,
психических функциях, которые в
структуре конкретной учебной деятельности
студента имеют решающее значение (например,
в зрительном анализаторе устойчивости
внимания, оперативной памяти и др.).
В пятом периоде начинается прогрессивное
снижение работоспособности, которое
перед окончанием работы может смениться
кратковременным ее повышением за счет
мобилизации резервов организма (конечный
порыв).
Дальнейшее продолжение работы влечет резкое снижение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты (шестой период). В практической оценке динамики работоспособности часто третий и четвертый периоды характеризуют как периоды снижения работоспособности.
Для
уровня физической работоспособности
студентов изменения в течение
учебного дня в целом близки к
тем, которые типичны для умственной
работоспособности.
Учебная
неделя.
Динамика
умственной работоспособности в
недельном учебном цикле
Однако
типичная кривая работоспособности
может измениться, если вступает в
силу фактор нервно-эмоционального напряжения,
сопровождающего работу на протяжении
ряда дней.
Так,
студентам в начале недели в течение
трех дней подряд пришлось участвовать
в коллоквиуме, писать контрольную
работу и сдавать зачет по специальности.
В этом случае большие учебные
нагрузки, сопровождающиеся эмоциональными
переживаниями, вызвали в первые
три дня значительное снижение работоспособности.
В последующие дни недели обычные
учебные нагрузки воспринимались студентами
как легкие; они эффективно стимулировали
восстановление работоспособности
с появлением в субботу фазы суперкомпенсации.
Изменение типичной динамики работоспособности
в учебной неделе может быть обусловлено
также и за счет увеличения количества
учебных занятий, до 4-5 в день.
Типичные
изменения работоспособности
Работоспособность
студентов по семестрам
и в целом за
учебный год.
В
начале учебного года процесс полноценной
реализации учебно-трудовых возможностей
студентов затягивается до 3-3,5 нед.
(период врабатывания), сопровождаемый
постепенным повышением уровня работоспособности.
Затем наступает период устойчивой
работоспособности
Начало
второго полугодия также
Информация о работе Утомление. Восстановление. Работоспособность