Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:14, реферат
НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ — случай травматического повреждения здоровья пострадавшего, происшедший по причине, связанной с его трудовой деятельностью, или во время работы.
1. Классификация несчастных случаев. стр 3
2. Формы повреждения при электротравме. стр 6
3. Принципы транспортной иммобилизации. стр 12
При поражении
молнией местные изменения
Общие явления
при электротравме зависят от
действия электрического тока на центральную
и особенно вегетативную нервную
систему и выражаются в угнетении
всех жизненно важных центров, в вазомоторных
расстройствах и повышении
Тоническим сокращением
мышц объясняется нередко
В легких случаях
наблюдается испуг и обморок,
усталость, разбитость, головокружение.
При тяжелых формах электротравмы
наблюдается картина глубокого
торпидного шока с потерей сознания,
остановка дыхания при крайне
ослабленной сердечной
Смерть может наступить в момент травмы, молниеносно или спустя некоторое время после нее; иногда смерть наступает внезапно, через некоторое время после оживления; иногда пострадавший, совершенно оправившийся от травмы, умирает через несколько дней от паралича сердца.
Причины смерти
при электротравме объясняются
первичным поражением сердечной
мышцы, отеком легких, поражением дыхательного
или вазомоторного центра и др.
Правильнее думать, что механизм смерти
в отдельных случаях
Патологическая анатомия электротравмы. При изучении механизма электротравмы до последнего времени имелся узко морфологический подход, характеризующийся переоценкой местного, непосредственного действия тока на ткани и органы. Методологической ошибкой этих исследований было стремление объяснить все явления местными изменениями, характерными для тока, без учета в этих процессах организма как целого и физиологической связи всех его систем. В большинстве опубликованных работ не учитываются достижения отечественной физиологии и значение нервной системы и рефлекторных механизмов ее; не учитываются многочисленные нервные импульсы, возникающие при электротравме, как и при других раздражителях.
Электрический ток как неадэкватный раздражитель рецепторов кожи и внутренних органов вызывает сильное рефлекторное раздражение всей периферической нервной системы и коры полушарий головного мозга, вовлекает в процесс нейрогуморальные механизмы, ведет к нарушению структуры коллоидов тканей и изменяет их биохимические процессы. Характер повреждения и исход электротравмы не всегда связаны с локализацией контакта и пути тока.
Важнейшим фактором
в механизме развивающихся при
электротравме патологических изменений
является резкое изменение проницаемости
сосудов вследствие рефлекторного
влияния центральной нервной
системы, повышенная проницаемость
сосудов наблюдается в
В мозгу, периферических
нервных стволах и различных
отделах вегетативной нервной системы
нарушение проницаемости ведет
к экстравазатам и в дальнейшем
— к некробиотическим и деструктивным
процессам со стороны нервных
клеток и волокон. Те же явления нарушения
проницаемости отмечаются и со стороны
миокарда, печени, почек, легких, желез
внутренней секреции и др. Действие
тока сказывается как на межуточной
субстанции стенок сосудов, так и
на ее аргирофильных волокнах. В
последних отмечается набухание, потеря
способности восстанавливать
Гибель и деструкция
нервных волокон, в том числе
и в нервном аппарате сердца, отмечаются
и при экспериментальной
Кроме изменений в нервной системе, имеются изменения и в нервных приборах сердца, а также в сердечной мышце; деструктивные изменения в мышце сердца являются последствиями судорожных сокращений. В периферических сосудах отмечается резкий спазм, связанный с вазомоторными импульсами, передаваемыми по нервной системе, гомогенизация стенок и т. д.
В других органах
отмечаются те же явления: в эндокринных
органах — нарушение
Значительные изменения отмечаются в поперечнополосатых мышцах: нарушения структуры нервных аппаратов, подходящих к мышечным волокнам, объясняют судорожные сокращения мышечных волокон не только в области поражения током, но и на расстоянии.
При оценке причин смерти необходимо учитывать и биохимические сдвиги, а иногда и большие изменения в крови и клетках, особенно вегетативной нервной системы (изменения в соотношении белков плазмы, калия и кальция, холестерина, билирубина и др.).
Из общих осложнений следует отметить вторичный шок вследствие тяжелой интоксикации от распада тканей пораженных областей и психические расстройства, особенно у лиц с неустойчивой нервной системой. Эти психические расстройства обычно проходят в течение нескольких дней, иногда же длятся значительно дольше — несколько недель или месяцев, оставляя некоторую неполноценность психики.
Лечение. При тяжелых общих явлениях первым и основным терапевтическим мероприятием должно быть искусственное дыхание. Его необходимо начинать немедленно после отделения пострадавшего от проводов, не теряя времени на переноску его, ожидание врача, и продолжать до возобновления самостоятельного дыхания. Каждая потерянная минута может стоить больному жизни.
Можно применять любой метод искусственного дыхания в зависимости от обстановки и количества помощников. Одновременно с искусственным дыханием должны применяться и методы раздражения чувствующих нервов, слизистых оболочек и кожи (вдыхание нашатырного спирта, растирание одеколоном, похлопывание и т. п.). Для проведения длительного искусственного дыхания (иногда в течение нескольких часов) существуют специальные аппараты.
Профилактика. На крупных предприятиях точный учет всех возможностей повреждения электрическим током, соблюдение правил техники безопасности, а также соответствующий инструктаж рабочих могут почти полностью предупредить возможность электротравмы.
Учитывая развитие электрификации в стране, внедрение в производство и быт разнообразных электрических приборов, необходимо усилить пропаганду среди широких масс населения по вопросам электротехники и первой помощи при поражениях электротоком.
Принципы транспортной иммобилизации.
Иммобилиза́ция (лат. immobilis неподвижный) -создание неподвижности (покоя) какой-либо части тела при некоторых повреждениях (ушибах, ранах, вывихах и др.) и заболеваниях. Различают транспортную и лечебную И. Транспортная И. осуществляется, как правило, на амбулаторном этапе лечения с помощью специальных средств, стандартных (выпускаемых промышленностью) и импровизированных (из подручных материалов). Лечебная И. требует применения специальных, иногда довольно сложных устройств (например, компрессионно-дистракционных аппаратов). Ее производят как в амбулаторных, так и в стационарных условиях.
Под транспортной
И. понимают временное обездвижение
пораженного участка тела на период
транспортировки пострадавшего (обычно
до лечебного учреждения). Наиболее
частые показания для транспортной
И. — переломы костей, обширные повреждения
мягких тканей, глубокие ожоги, повреждения
крупных кровеносных сосудов
и нервных стволов, некоторые
острые воспалительные процессы (например,
глубокая флегмона бедра). При переломах
костей транспортная И. предупреждает
вторичное смещение костных фрагментов
и перфорацию ими кожи. Обеспечивая
неподвижность костных отломков
и уменьшая травматизацию мягких
тканей в области перелома, она
позволяет избежать усиления боли и
предотвратить развитие травматического
шока. Кроме того, транспортная И. служит
для профилактики повреждения кровеносных
сосудов и, следовательно, кровотечения,
травмы нервных стволов, жировой
эмболии, а также развития и распространения
инфекции в ране. При обширных повреждениях
мягких тканей и глубоких ожогах, а
также при острых воспалительных
процессах на конечностях транспортная
И. уменьшает боль, предупреждает
развитие травматического шока и
распространение инфекции. При повреждениях
крупных кровеносных сосудов
она уменьшает опасность
Техника И. определяется особенностями патологического процесса, условиями, в которых она осуществляется. На месте происшествия при отсутствии стандартных (табельных) шин используют импровизированные шины (палки, доски и др.). Иммобилизировать поврежденную руку можно, привязав ее к туловищу, а поврежденную ногу — к здоровой. Стандартные шины применяют в соответствии с их предназначением и конструкцией (см. Шинирование).
При повреждениях позвоночника пострадавшего укладывают на жесткую поверхность (щит), что препятствует подвижности в области перелома и травматизации спинного мозга. При переломах таза пострадавшего укладывают на жесткую поверхность, разводят ему бедра, под коленные суставы подкладывают валик. Это способствует максимальному расслаблению мышц таза, предупреждает вторичное смещение костных фрагментов и травматизацию органов малого таза.
При выполнении транспортной И. соблюдают два основных принципа: принцип наружной фиксации сегмента конечности с обязательным выключением движений в двух-трех суставах, прилегающих к области повреждения, и принцип вытяжения поврежденного сегмента конечности.
При применении
средств транспортной И. руководствуются
следующими правилами: иммобилизацию
производят в возможно более ранние
сроки; предварительно пострадавшим вводят
обезболивающие средства; транспортные
шины накладывают поверх одежды и
обуви или на обнаженную поверхность,
защитив в последнем случае костные
выступы (лодыжки, гребни подвздошных
костей, мыщелки плеча и др.) ватной
прокладкой; перед фиксацией шиной
конечностей при открытых переломах
и ранах накладывают
Ошибки при выполнении транспортной И. ведут к тяжелым осложнениям. Необоснованно короткие транспортные шины неэффективны. Частой ошибкой является фиксация менее двух суставов, прилегающих к поврежденному сегменту конечности, или наложение жестких стандартных шин без предварительного обертывания их ватой и марлей. Недостаточная фиксация шин мягким бинтом на всем протяжении конечности приводит к образованию перетяжек, сдавлению и нарушению кровоснабжения.
Лечебную И. чаще
всего применяют для лечения
переломов с целью создания неподвижности
костных отломков до их сращения и
образования костной мозоли. Принципы
и правила осуществления
Средства лечебной И. многообразны. В амбулаторной практике И. нередко осуществляют с помощью гипсовых и мягкотканных повязок (например, при переломах без смещения или с незначительным смещением отломков). Одним из распространенных видов лечебной И. являются гипсовые повязки, кроватки, корсеты и лонгеты (см Гипсовая техника). Гипсовая повязка хорошо моделируется, относительно легко переносится больными. Несмотря на многочисленные попытки замены гипсовой повязки различными шинами из пластмассы, она по-прежнему остается наиболее простым и надежным способом И. Недостаток гипсовой повязки заключается в том, что она способствует развитию тугоподвижности суставов и гипотрофии мышц пораженной конечности. В значительной мере это можно компенсировать при раннем назначении лечебной гимнастики и физиотерапии.
Библиогр.: Русаков А.Б.Транспортная иммобилизация, М., 1975; Ткаченко С.С. и Шаповалова М. Оказание доврачебной помощи при повреждениях опорно-двигательного аппарата, с. 53, Л., 1984; Шестакова Н.А. и Малкис А.И. Гипсовая техника, с. 63, Т., 1981.
Постоянную иммобилизацию,
часто ее называют лечебной, осуществляет
врач (реже фельдшер). Наиболее распространенным
способом такой И. является наложение
гипсовой повязки. Существует множество
и других методов И., например с
помощью специальных
Транспортная И. является одной из важнейших мер первой помощи при вывихах, переломах, ранениях и других тяжелых повреждениях. Ее следует проводить на месте происшествия с целью предохранения поврежденной области от дополнительной травмы в период доставки пострадавшего в лечебное учреждение, где эту временную иммобилизацию при необходимости заменяют на тот или иной вариант постоянной. Недопустимы перенос и транспортировка без иммобилизации пострадавших, особенно с переломами, даже на короткое расстояние, т.к. это может привести к увеличению смещения костных отломков, повреждению нервов и сосудов, расположенных рядом с подвижными отломками кости. При больших ранах мягких тканей, а также при открытых переломах И. поврежденной части тела препятствует быстрому распространению инфекции, при тяжелых ожогах (особенно конечностей) способствует менее тяжелому их течению в дальнейшем. Транспортная И. занимает одно из ведущих мест в профилактике такого грозного осложнения тяжелых повреждений, как травматический шок.