Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить применение теории катастроф и ее учет в регулировании инновационными процессами.
Курсовая
на тему «Теория катастроф и ее учет в регулировании
инновационными процессами»
Содержание
Резкое ухудшение социально-
Продолжающееся сокращение
производства, небывалый рост цен
и снижение жизненного уровня населения
довели общество до крайнего напряжения,
до состояния неустойчивого
Эта проблема, крайне актуальная. Она требует обсуждений, оперативных разработок с привлечением экономистов, социологов, системотехников, математиков и специалистов по электронному моделированию и прогнозированию процессов, социально-экономической сферы.
Главное не допустить опасного сочетания энтропийных фактора, добиваться согласованного действия властей и общественности в возрождении России.
Цель курсовой работы – изучить применение теории катастроф и ее учет в регулировании инновационными процессами.
Для поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Катастрофа по-гречески означает переворот. Первоначально греки называли этим словом развязку или завершение драматического представления. По своему характеру развязка может быть либо счастливой, либо печальной.
Теория катастроф – раздел прикладной математики, ветвь теории бифуркаций, важный инструмент для исследования динамических систем.
Деградация системы может произойти в следующих случаях.
- система
затягивает процесс перехода: при
увеличении числа новых
- система
выбирает неконструктивную
- резко
уменьшается количество
- увеличивается
количество «балластных»
Бифуркация – приобретение нового качества в движениях динамической системы при малом изменении ее параметров. Основы теории бифуркации заложены А. Пуанкаре и А.М. Ляпуновым в начале ХХ в., затем эта теория была развита А.А. Андроновым и учениками. Знание основных бифуркаций позволяет существенно облегчить исследование реальных систем, в частности предсказать характер новых движений, возникающих в момент перехода системы в качественно другое состояние, оценить их устойчивость и область существования.
Точка бифуркации – критическое значение при изменении «управляющей» переменной, в котором система выходит из состояния равновесия. В точке бифуркации у системы появляется «выбор», в котором присутствует элемент случайности, приводящий к невозможности предсказать дальнейшее развитие системы.
Политики обычно думают только на один шаг вперед. Они считают, что сделаем мы выбор между независимостью или реинтеграцией, свергнем существующий режим или сохраним его и всё – дальше «светлое будущее». На самом деле далее не светлое будущее, а по теории каскад бифуркаций.
Каскад бифуркаций (последовательность Фейгенбаума, или сценарий удвоения периода) – один из типичных сценариев перехода от порядка к хаосу, от простого периодического режима к сложному апериодическому при бесконечном удвоении периода. Анализ механизмов перехода от порядка к хаосу в реальных системах и различных моделях выявил универсальность относительно немногих сценариев перехода к хаосу. Переход к хаосу может быть представлен в виде диаграммы бифуркаций. Вхождение системы в непредсказуемый режим описывается каскадом бифуркаций, следующих одна за другой. Каскад бифуркаций ведет последовательно к появлению выбора между двумя решениями, затем четырьмя и т. д.; система начинает колебаться в хаотическом, турбулентном режиме последовательного удвоения возможных значений.
Радикальные сдвиги в экономической жизни России – переход к новой модели экономического развития – предполагает уход в прошлое ключевых элементов прежней экономики и рождение экономики новой.
По сути, отмечает Д.Е. Сорокин, «современный механизм саморегулирования экономики лишь по инерции продолжает называться рыночным, по существу качественно отличаясь от классических представлений о последнем. Эти отличия настолько велики, что можно ставить вопрос о возникновении принципиально нового механизма саморегуляции»1.
Напротив
роль механизма государственного регулирования
и нерыночных институтов гражданского
общества повышается. Это обусловлено
общей тенденцией развития и углубления
мирохозяйственных связей, когда информационный
ресурс индустриально-развитых стран
делает прогнозируемым рынок, воздействует
на изменения его «экономического климата»,
что, в свою очередь, определяет правила
поведения субъектов экономической жизни.
Особенно данный процесс важен для экономики
переходного периода, когда функции государства
касаются не только экономической сферы,
но и по сути всей системы стабилизации
общества, что предполагает активизацию
роли государства в управлении процессами
экономического роста. Речь идет о создании
структурно-технологической базы рыночной
экономики, о сохранении возможностей
формирования адекватного рынку производственно-
В этих условиях государство и нерыночные институты гражданского общества призваны осуществлять формирование той экономической среды, которая обеспечивает поддержание общего экономического равновесия. В результате происходит «сглаживание» колебаний экономических циклов, предупреждается возникновение диспропорций, грозящих разрушением воспроизводственного процесса. Одним из важнейших государственных механизмов функционирования и снятия противоречий в экономической системе и являются разветвленные и «тонкие» механизмы макроэкономического планирования.
В связи
с этим нам представляется, что
экономическая система в
Современная экономическая
система является более сложной
системой, чем капитализм свободной
конкуренции или потерпевшая
крах социалистическая система хозяйства.
В структурном плане
В связи с этим проблема социо-хозяйственного перехода, переживаемого Россией предъявляет особые требования к теоретической науке, познанию фундаментальных положений теории хозяйства, применительно к реализации возможностей использования механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования экономических процессов.
Следует особо отметить, что в современных условиях произошел глобальный прорыв в познании хозяйства, что свидетельствует об определенного рода попытке использовать общую теорию систем для определения хозяйственной реальности.
В условиях затяжного кризиса российской экономики предполагаемый системный анализ тем более важен для нашей страны с точки зрения понимания сущности и закономерности хозяйственного поведения экономических субъектов в условиях перехода к рыночному хозяйству. Немаловажно и то, что в этот период «формируется» (с определенного рода оговоркой) представление о государстве не только как о мобилизующей, активизирующей и направляющей силе (что является на сегодняшний день основным объектом критики), но и как обеспечивающем к тому же растущее производство общественных благ (что не подвергается сомнению в цивилизованных странах Запада, в отличие от «сложившейся» российской позиции).
Совершенно правомерной является позиция А.И.Попова, что в качестве определяющего условия возможности использования того или иного механизма регулирования экономики выступает уровень развития страны, ее экономическое состояние. Применительно к индустриально развитым странам в настоящее время повсеместно используется процесс дерегулирования, т.е. сокращение масштабов прямого государственного вмешательства в экономику, который сопровождается не ослаблением экономических функций государства, а их усложнением. Перестройка системы регулирования, ее адаптация к изменившимся условиям произошла в форме диверсификации государства по регулированию экономики3.
Диверсификация государственного регулирования экономики (polici diversity – разнообразие политики) направлена на обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировом рынке, путем создания наиболее благоприятных условий для частного и государственного предпринимательства и развития конкурентной рыночной среды. Это достигается путем применения административных, экономических и правовых мер, которые способствуют организации рынка, формированию соответствующей структуры, ограничению монополистической деятельности, развитию малого бизнеса, инновационной деятельности субъектов экономической жизни. В этих условиях государство правомерно использовать механизмы макроэкономического планирования, которые предполагают использование позитивных факторов, направленных на обеспечение минимальных потерь ресурсов и времени для поддержания прогрессивных изменений структуры производства и минимизировать влияние отрицательных кризисных факторов на развитие экономики.
Новое звучание проблемы механизмов организации и самоорганизации в переходных социально-экономической системах в последнее время получили в теории динамических систем и нелинейного развития (теория катастроф). Использование аналитического инструментария данной концепции для анализа переходных социально-экономических процессов в России позволяет подтвердить, что «социально-экономическая система, подвергающаяся реформированию, обретает качественно-новую устойчивую траекторию развития при условии, что процесс перехода регулируется в соответствии с представлениями о конечной цели трансформации на основе прямых и обратных связей с объектом, постоянной коррекции, «подстройки» самого регулирующего воздействия»4.
В целом не подтверждается
положение о возможности
Тем самым мы приходим
к выводу, что экономическая система
является органическим элементом всей
институциональной системы
Взаимодействие механизмов современного регулирования экономики в период трансформации следует трактовать как результат – успешный или неуспешный, ожидаемый или неожиданный – управленческой деятельности государства и других субъектов целенаправленного воздействия на экономическую систему страны. Иными словами речь идет о управляемости экономической системы, о качестве управления, которые являются основным условием перевода народного хозяйства из состояния спада и стагнации в состояние качественного и количественного роста.
Управляемость экономической
системы применительно к
Информация о работе Теория катастроф и ее учет в регулировании инновационными процессами